Отрасль утилизации автомобилей в Казахстане стала привлекательной

Отрасль утилизации автомобилей в Казахстане стала привлекательной

12 июля, 09:37 684 Астана
Отрасль утилизации автомобилей в Казахстане стала привлекательной

От утилизации автомобилей выигрывают все: люди в обмен на старое авто получают денежные компенсации и безопасность (в связи с возможностью обновить авто), у автопроизводителей растет спрос, у утилизаторов – объем работы, металлурги получают металлолом, а государство – рабочие места и налоги. Тем не менее у бизнес-сообщества возникают вопросы касательно прозрачности финансовых потоков оператора РОП и проводимых им тендеров, передает корреспондент BNews.kz.

ЧТО ТАКОЕ РОП?

Принцип «Расширенных обязательств производителей (импортеров)» (РОП) в Казахстане, пожалуй, является самым молодым в мире, ведь внедрен он у нас был с 1 января 2016 года. Он возлагает на производителя ответственность не только за сам товар, который он производит, но и за весь жизненный цикл продукта, в том числе за его утилизацию.

В мире принцип РОП распространяется практически на все виды продукции. На начальном этапе в нашей стране планировалось запустить РОП по отношению к более чем 1500 товаров, производимых в Казахстане и ввозимых из-за рубежа. Но это вызвало противодействие со стороны бизнес-сообщества, которое высказывало мнение, что принцип РОП необходимо вводить поэтапно, чтобы в конечном итоге не вызвать роста цен на товары, подпадающие под расширенные обязательства производителей.

Говоря простым языком, покупая тот или иной товар, покупатель платит не только за сам товар, но и оплачивает его утилизацию (включая упаковку) после того, как эта продукция выйдет из строя.

После длительных дискуссий, исходя из готовности самого бизнеса, в Казахстане принцип РОП с начала 2016 года был распространён на импортеров и производителей транспортных средств и автокомпонентов. Если быть точнее, то на транспортные средства (категории М1, грузовые автомобили категории N1, N2, N3, транспортные средства категории М2, М3, а также повышенной проходимости категории G указанных категорий) и на компоненты транспортных средств: шины, покрышки, аккумуляторы электрические, моторные масла, тормозные жидкости, антифризы и антиобледенительные жидкости. Этот перечень продукции утвержден приказом министерства энергетики №27 от 28 января 2016 года. 

Сам оператор РОП в Казахстане – это организация частной формы собственности, но она утверждена правительством страны и в своей деятельности полностью подконтрольна госоргану в лице Минэнерго (в составе которого находится департамент управления отходами).

РОП НА УПАКОВКУ ПОКА ДЕЙСТВУЕТ ФОРМАЛЬНО

Государство решило пойти дальше, и в январе 2017 года РОП был распространен на упаковку четырёх видов и электронику, включая батарейки и ртутьсодержащие лампы. «В отношении упаковки и электроники РОП распространен, ну назовем это так, формально. По сути на текущий момент каких-то обязательств или ответственности у производителей, импортеров нет, для них установлена нулевая ставка утилизационного платежа», - отметил исполнительный директор ТОО «Оператор РОП» Сергей Юрча в ходе II Евразийского бизнес-форума в Астане.

Он уточнил, что в данном случае был применен российский опыт, где так же на определённый период времени для производителей и импортёров действовала нулевая ставка экологического платежа. «На текущий момент ведётся работа по определению оптимального подхода по установлению ставки утилизационного платежа в отношении упаковки и электроники. Она проводится с участием заинтересованного бизнеса, экологических организаций, госорганов», - отметил Сергей Юрча.

НЕ ХВАТАЕТ ПРОЗРАЧНОСТИ

По словам исполнительного директора ТОО «Оператор РОП», в соответствии с международными практиками, рекомендациями и подходами, расходование средств, полученных от производителей и импортеров продукции, «осуществляется посредством открытых тендеров, конкурсных процедур, недискриминационных, доступных для всех при соответствии техническим и экологическим требованиям и нормам».

Однако председатель Ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Владимир Дворецкий утверждает, что не знал о проводимых тендерах. «Вы говорите о том, что это прозрачно, что тендерные процедуры. Кто об этом знает? Я об этом не знаю, те люди, наши предприятия, которые этим занимаются – они об этом не знают», - возразил он, предложив на сайте оператора РОП прозрачно отражать на сайте, сколько средств поступило от производителей и импортеров и как они распределены.

«РОП собирает деньги, причем серьёзные деньги. По оценкам, это порядка 200 миллионов долларов в год», - считает глава ассоциации. «Сумму утилизационного сбора несложно посчитать, посмотрев на статистику по экспортным пошлинам, один в один. Мы знаем, сколько у нас импортируется машин. В 2014 году было ввезено более 100 тысяч автомашин, если умножить в среднем на 2 тысячи долларов США, выходит 200 миллионов. Потом это число упало и даже сейчас при самом негативном сценарии в год выходит не менее 50 миллионов», - прокомментировал ИА BNews Владимир Дворецкий.

Глава ассоциации вторичной металлургии подчеркнул, что утилизация «всегда была, есть и будет, независимо от того, есть или нет отдельной программы». «Та утилизация, которая до этого происходила, она происходила очень просто и за деньги, это было бизнесом. То есть никто никому не давал деньги, люди приносили машину, этим людям давали деньги, машину разделывали, перерабатывали, прессовали, сортировали и т.д., это был действующий бизнес. И почему не было сотрудничество с теми предприятиями, которые профессионально, максимально этой темой десятки лет уже занимаются?», - задался вопросом Владимир Дворецкий.

По словам Сергея Юрча, РОП старается самостоятельно выходить на организации и привлекать их к проводимым конкурсным процедурам и тендерам, с уведомлением о проводимых процессах.

НОВЫЙ ТОЛЧОК ДЛЯ БИЗНЕСА ПО ПЕРЕРАБОТКЕ

По статистике оператора РОП, благодаря финансированию отрасль утилизации автомобилей в Казахстане стала более привлекательной. Если в 2016 году в системе РОП в переработке шин активно участвовало 13 организаций, то до конца 2017 года ожидается, что число этих предприятий возрастет до 22.

Как следует из «Стратегии развития деятельности ТОО «Оператор РОП» на 2016 – 2021 годы», размещенной на сайте министерства энергетики, на начало запуска программы объемы утилизации образующихся отходов автомобильных шин оценивались в 10 процентов от расчетных объемов образования. При этом имеющихся мощностей по утилизации достаточно, данные мощности недозагружены в связи с недостаточными объемами сбора использованных автошин, уровнем реализации получаемой при утилизации продукции.

Аналогичная ситуация была и с утилизацией аккумуляторов, которые в основном массово экспортировались в Российскую Федерацию. Сегодня число предприятий по переработке аккумуляторов также растет, они расположены в Караганде, Актобе, Талдыкоргане и Усть-Каменогорске.

Кроме того, 28 июня 2017 года в Караганде был завершён первый этап строительства первого казахстанского завода по утилизации старых автомобилей. В рамках первого этапа был запущен стационарный шредерный комплекс для переработки отходов, металлического и цветного лома. Шредерная установка позволит утилизировать вышедшие из эксплуатации транспортные средства и перерабатывать металлолом. Оборудование позволит перерабатывать 20-25 легковых автомобилей в час и не менее 150 автомобилей в смену. Годовая же мощность завода составляет 55-60 тысяч автомобилей в год. Полное завершение завода запланировано на конец 2017 года. 

Loading...