Российские эксперты рассказали в Астане о «черном» рынке автохлама

Российские эксперты рассказали в Астане о «черном» рынке автохлама

13 июля, 10:45 1337 Астана
 Российские эксперты рассказали в Астане о «черном» рынке автохлама

Более 3 миллиардов тенге выплачено казахстанцам за 26 тысяч старых автомобилей категории М-1, которые они сдали за период с 21 ноября 2016 года по 30 июня 2017 года. Российские эксперты советуют своим казахстанским коллегам наладить чёткую схему контроля, действительно ли собранные запчасти утилизируются, или же их продают на «чёрном» рынке автозапчастей, что негативно сказывается на развитии отрасли утилизации авто, на безопасности на дорогах, а также на экологической ситуации, передает корреспондент BNews.kz. 

По словам руководителя отдела проекта утилизации ТОО «Оператор РОП» Рыскуль Есдаулетовой, по официальной статистике в 2016 году автопарк страны насчитывал более 4 миллионов старых транспортных средств, большая часть из которых имеет срок эксплуатации от 20 лет и более. Во втором квартале 2016 года Минэнерго, министерство по инвестициям и развитию, ТОО «Оператор РОП» и автопроизводители приступили к разработке программы по выдаче скидочных сертификатов за сданные старые автомобили. Но действующее законодательство страны не предусматривало финансирования скидки автопроизводителей для владельцев старых авто. Изменения в Экологический кодекс удалось ввести в рекордно короткие сроки.

В соответствии с программой по выкупу старых автомобилей министерством энергетики была определена квота на выкуп 10 тысяч единиц транспортных средств до конца 2016 года и 40 тысяч авто до конца 2017 года.

Программа по выкупу старых автомобилей является финансовым стимулированием населения на сдачу вышедших из эксплуатации транспортных средств. За автомобили полной комплектации населению выплачивается компенсация в размере 150 тысяч тенге, а при неполной комплектации за авто можно выручить 48 тысяч тенге. При этом требуется минимальный пакет документов: удостоверение личности, справка о снятии с учета транспортного средства и банковские реквизиты. В рамках реализации этой программы оператором РОП были организованы пункты сбора в 17 регионах Казахстана. Работа по приему осуществляется в специальной информационной системе: человек, предварительно записавшись на электронную очередь, может в один день прийти, сдать автомобиль и в течение последующих 10-ти рабочих дней получить компенсацию за сданный старый автомобиль.

За весь период действия программы до 30 июня 2017 года в целом по стране удалось собрать около 26 тысяч старых автомобилей категории М-1. Причем больше всего авто было сдано в Шымкенте (более 3 тысяч автомобилей), Костанае (более 2 тысяч автомобилей) и Кокшетау (около 2 тысяч автомобилей).

«Самые популярные автомобили, которые сдает население – это «копейки», ВАЗы, Lada, а также имеются такие популярные мировые марки автомобилей, как Mazda, Volkswagen, Honda, также у нас есть регион, где сдали внедорожник Toyota Land Cruiser, а в мае текущего года в Талдыкоргане вообще уникальный случай – сдали спортивный автомобиль Porsche-924 1985 года выпуска. Есть даже «Москвич» 1946 года выпуска, его владельцем является житель города Семей, он сдал в текущем году в наш пункт сбора и получил компенсацию в размере 150 тысяч тенге», - сообщила Рыскуль Есдаулетова, выступая в ходе II Евразийского бизнес-форума по переработке отходов и возобновляемой энергии.

Программа утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств по скидочным сертификатам для покупки новых авто была запущена 26 июня текущего года. По условиям этой программы на утилизацию принимаются старые автомобили, взамен их владельцам выдаются скидочные сертификаты, что дает право владельцу старого автомобиля получить скидку при покупке нового произведенного в Казахстане автомобиля. Размер скидки зависит от категории автомобиля, сданного для утилизации: легковой, грузовой или пассажирский.

Размер скидочного сертификата варьируется от 315 тысяч до 650 тысяч тенге (самый дорогой – за категорию М-3). Программа очень выгодна для тех, кто хочет обновить свой автомобиль. Согласно правилам, можно суммировать два сертификата на покупку новой машины. К примеру, человек сдал два грузовика, он может приобрести один легковой автомобиль категории М-1. Это по условиям программы не запрещается.

В настоящее время автопроизводителями также прорабатывается вопрос об использовании сертификата как первоначального взноса для оформления машины в кредит.

С 1 февраля текущего года пункты сбора оператора РОП перешли на новый производственный этап, который подразумевает безопасную подготовку автомобиля, транспортировку и дальнейшую утилизацию.  

«На пунктах сбора машины уже фактически готовятся к утилизации: снимаются аккумуляторы, сливаются все опасные технические жидкости. Следующим этапом экологической подготовки является брикетирование», - пояснила руководитель отдела проекта утилизации ТОО «Оператор РОП».

В «Инвестиционной политике ТОО «Оператор РОП» на 2016– 2021 годы», размещенной на сайте министерства энергетики, расписано, сколько процентов денежных средств, поступающих от импортеров автомобилей, будет направлено на сбор, транспортировку, утилизацию, информирование населения, выплату налогов и т.д. в отношении использованных шин, аккумуляторных батарей и отработанных масел. По информации ТОО, при этом растет количество предприятий, которые специализируются на утилизации вышеперечисленных видов продукции.

При этом большие надежды возлагаются на строительство в Караганде первого казахстанского завода по утилизации старых автомобилей с годовой мощностью 55-60 тысяч автомобилей в год. Полное завершение завода запланировано на конец 2017 года.

Однако российские эксперты предостерегают, что в Казахстане необходимо наладить чёткую систему контроля, действительно ли утилизируются запасные части от разобранных старых авто, или же их впоследствии продают на чёрном рынке.

По словам директора «Руслом.ком» Виктора Ковшевного, в России из 36 тысяч авто, проданных по программе утилизации, половины были сданы на утилизацию. «На уровне среднего руководящего звена предприятий на пунктах сбора появились люди, которые стали в регионах создавать своих доверенных лиц, выдававших акты и справки об утилизации. В итоге машина попадала на черный рынок. Машина в запчастях любая как минимум в два раза дороже, чем машина целиком», - отметил он.

Именно поэтому в России была создана единая система мониторинга утилизации транспортных средств и в режиме онлайн отслеживается, в каком регионе и каком пункте принято авто на утилизацию, кто владелец, какая это машина и т.д. «На сегодняшний момент эта информационная система дорабатывается. Мы делаем учет не только на входе, что мы получили транспортное средство на утилизацию, но мы уже начинаем учитывать, и в этом году начинаем внедрение этой системы, какие компоненты мы получили из этой машины: сколько металла, специализированной стали, стекла и прочих деталей», - пояснил эксперт.

Решение этого вопроса несет не только экономическую основу, но и касается безопасности на дорогах. Научно доказано, что возраст машины имеет прямую связь с вероятностью выжить в аварии. Поэтому можно четко сделать пропорцию, какое количество новых и старых машин есть на рынке каждой страны (а также какие запчасти в них используются) и как это влияет на количество погибших и количество получивших травму.

Loading...