Казахстан должен нащупать свою гармонию в проведении реформ – российский эксперт

Казахстан должен нащупать свою гармонию в проведении реформ – российский эксперт

21 апреля, 15:17 1101
Казахстан должен нащупать свою гармонию в проведении реформ – российский эксперт

Третья модернизация, о которой Нурсултан Назарбаев говорит в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», должна пройти комплексно и последовательно. Таким мнением в интервью собкору BNews.kz в Москве поделился директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Сергей Рекеда.

 

- Одним из приоритетов, который выделяет Нурсултан Назарбаев для успешного развития Казахстана, является сохранение своей культуры. Согласны ли Вы с этим? Сегодня, когда все больше стран стремятся к взаимной интеграции, возможно проникновение черт одной культуры в другую. Как, по вашему мнению, это влияет на сохранение культурной и национальной идентичности?

- Интеграция вовсе не означает переплавку народов и этносов в нечто единое. Во-первых, это в принципе трудно не только реализовать, но даже представить. Во-вторых, евразийская интеграция в настоящее время развивается преимущественно на экономическом уровне. В-третьих, интеграция рассчитана на раскрытие потенциала развития страны-участницы, а это, в свою очередь, наоборот, открывает дополнительные возможности для финансирования гуманитарной сферы и развития национальной культуры.

- В статье также говорится о том, что сейчас видна необходимость в формировании своего общественного сознания, чтобы не повторить печальный опыт радикальных идеологий в других странах. Как Вы считаете, насколько своевременно поднимать этот вопрос сегодня?

- В целом подход верный в том плане, что идейный вакуум долго существовать не может. Если это пространство не заполнит государство, то тогда его заполнят другие государства или организации, и тут уже нет никаких гарантий, что эти идеи не будут нести с собой разрушительной силы. Так, например, в своей недавней статье известный казахстанский эксперт Марат Шибутов указывал на проблему исламизации населения Казахстана, что в свою очередь создает хорошие условия для распространения салафизма. То есть проблема борьбы за умы населения стоит довольно остро.

Думаю, дело не только в «идеологических интервенциях» на территорию Казахстана. Как показывает история успешных модернизаций в мире, столь масштабные реформы невозможны без эволюции ценностной, мировоззренческой. Поэтому в дополнение к политической и экономической программам реформ, президент Казахстана уделил внимание и развитию гуманитарной сферы.

- Насколько нам известно, Вы занимаетесь исследованием стран ближнего зарубежья. В частности, некоторые работы посвящены именно Казахстану. Скажите, какой основной эффект от программ и реформ прошлых лет Вы можете выделить?

- Тот комплекс реформ, о которых мы говорим, как известно, называется уже третьей модернизацией. Первая позволила сгладить острые углы переходного времени, вторая –  фактически выстроить ту экономическую и политическую модель, которую мы видим сегодня. Эта поэтапность сама по себе указывает на то, что в Казахстане удается реализовывать систему стратегического планирования. Назарбаева нельзя обвинить в импульсивности и ситуативности решений. Есть четко прописанные приоритетные задачи в экономической и политической сфере – от них руководство страны отталкивается при принятии решений. Такой подход сильно помог в кризис, когда Назарбаеву удалось не только удержать экономику под контролем, но и создать новые точки роста для страны.

- В феврале этого года Вы давали оценку экономическим реформам, принимаемым в Казахстане, и сказали, что они могут обеспечить стране стратегическое лидерство в регионе. Поясните, пожалуйста. Придает ли новая статья стимул для этого?

- Как я отметил выше, статья о гуманитарном развитии – это не какая-то отдельная инициатива, а составная часть единого комплекса преобразований. Сама по себе такая инициатива не смогла бы решить общественные проблемы, но и без нее экономические и политические преобразования пробуксовывали. Представьте: вы пытаетесь наладить новый механизм работы в коллективе и нужно для этого как-то мотивировать людей. Только материальными стимулами вряд ли удалось бы это исправить – нужно чтобы люди, во-первых, верили в поставленные задачи, а, во-вторых, при решении задач не шли по проложенной колее, а искали новые пути – со старой моделью мышления это невозможно.

- Как известно, модернизация в любой стране ведет за собой создание новых реалий, возможностей и условий для развития. В истории есть примеры, когда такой процесс отрицательно отразился на развитии страны. Что необходимо учесть Казахстану в реализации новых идей?

- Учесть необходимо, прежде всего, ориентацию на будущее, что особенно актуально для постсоветских стран. Что я имею в виду? Даже если взять исключительно гуманитарную сферу, о которой мы с вами ведем речь, то целый ряд стран на пространстве бывшего СССР пошел по пути откровенной архаизации своего сознания. Реформы в гуманитарной сфере в этих странах тоже проводились, но нацелены были на «воссоздание» некого «золотого века» этой страны или народа, с опорой даже на какую-то этнографичность: национальные узоры, народные песни и история – все это превыше перспектив развития, умножения национального богатства и пр. Причем это касается далеко не только азиатской части постсоветского пространства, но и даже самых западных его уголков. Так вот важно не отходить от принципа прагматизма, о котором Назарбаев неоднократно говорит в своей статье: все это делается с одной целью – подготовить страну к будущему.

- Россия в свое время пережила три модернизации. Понятно, что из этих явлений современная Россия вынесла много уроков. Казахстан – тоже постсоветское государство. В чем-то наши модели развития могут быть похожи. На Ваш взгляд, каких ошибок стоит избегать в воплощении озвученных в статье Назарбаева идей?

- Российские модернизации проходили в несколько иных условиях и под воздействием факторов, которые не всегда совпадают с казахстанским случаем. Однако можно выделить некие общие уроки. Во-первых, комплексность – то, о чем я упомянул выше: модернизация не может быть половинчатой, либо мы меняем все сферы жизни – и экономику, и политику, и сознание, либо у нас все останется висеть в воздухе. Во-вторых, последовательность – нужно четко проработать, в какой последовательности нужно проводить реформы. Например, российский опыт говорит о том, что нельзя реформировать политические механизмы, не подготовив экономической и ценностной базы. А вот в соседнем Узбекистане, напротив, без ряда политических изменений нельзя полноценно высвободить экономический потенциал. Реформы – вещь тонкая и индивидуальная, Казахстан должен нащупать здесь свою гармонию. В-третьих, реализация – за последние десятилетия постсоветские страны набили руку в подготовке стратегий и программ развития. Следует сказать, что многие из них интересны и перспективны, но проблемы наступают на пути реализации – либо дело стоит, либо идет не по намеченному плану. В России, в том числе с этим, знакомы прекрасно, в том числе по той причине, что иногда самолет реформ взлетал, не зная конечного пункта в собственном маршруте. Так вот написать стратегию – это лишь процентов 20 дела, дальше нужен четкий контроль и административная эффективность. Успешность новых казахстанских реформ поэтому тоже мы сможем оценить лишь через несколько лет, а если говорить о такой тонкой и эфемерной материи, как сознание, то и вовсе через пару-тройку десятилетий.

- Благодарю за беседу!

Loading...