Мнение эксперта: Наркотики пора «выдавливать» из жизни казахстанцев
Эксклюзив

Мнение эксперта: Наркотики пора «выдавливать» из жизни казахстанцев

27 марта, 10:58 1099 Астана
Мнение эксперта: Наркотики пора «выдавливать» из жизни казахстанцев

Общественный совет по вопросам деятельности органов внутренних дел РК провел очередное общественное слушание по вопросу профилактики наркомании, а также лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, в том числе в исправительных учреждениях страны. Некоторые итоги данного мероприятия интернет-порталу BNews.kz согласился охарактеризовать председатель совета, доктор юридических наук, профессор Марат Когамов.

- Чем вызвана такая повестка заседания общественного совета? Насколько эта тема актуальна сегодня для Казахстана?

- Мы по численности населения – страна маленькая, поэтому наркомания и ее социально-экономические последствия для страны могут быть самыми печальными. Вопрос стоит о национальной безопасности, о будущем нашей страны. Что я имею в виду? Мы не Китай с его населением, и там свои методы борьбы с наркоманией. Все они в ходу, даже самые жесткие, и это их устраивает. Численность же нашего населения растет медленно. А может и вовсе остановиться, если не принять более действенных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, а на более ранних этапах развития личности – также по надлежащему контролю за образом жизни и поведением подрастающего поколения и молодежи. Правда такова, что наркомания, особенно среди несовершеннолетних, молодежи, пустила глубокие и широкие корни и одни только медики и полиция, в пределах компетенции, с их методами вмешательства, лечения, осуждения и наказания с этим уже никогда не справятся.

Каждый день приносит стране появление нового количества наркозависимых лиц и изъятие определенного количества наркотиков разного вида и происхождения. Поэтому потребление наркотиков – абсолютно не личное дело, а причина умственной и физической деградации личности, снижения количества трудоспособных, роста преступности, числа самоубийств, уровня смертности, в том числе от насилия, тяжелых заболеваний среди наркозависимых. Если мы не осознаем вредных социальных, психических, физических последствий употребления наркотиков для общества и государства, к тому же зачастую взаимосвязанного с ВИЧ-инфицированием населения (еще одна наша масштабная проблема и беда), то через 10-15, 20-25 лет будет поздно. Речь идет о поколении молодых людей, которым строить дальше наше будущее – об их приемлемом социальном состоянии, психическом и физическом здоровье, личной безопасности, а не о людях прошлого столетия, которые не знали этой проблемы и напасти! Смогут ли они это сделать, если «сядут» на «наркотическую иглу» и тем самым надолго или навсегда покинут активную личную, семейную и социальную жизнь, т.е. станут потерянным поколением?

Словом, может наступить такое время, когда некому будет работать, платить налоги и создавать наш ВВП. Возникнет ситуация, когда на одного работающего будет не то что семь, а больше лиц с ложками: наркозависимых, пенсионеров, инвалидов, военнослужащих, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, судей, сотрудников специальных государственных органов.

Преодолеть данную проблему можно, если объединить усилия общества, родителей, всех тех, кто имеет отношение к воспитанию и развитию молодежи, и всеми доступными способами и приемами оградить их от этого зла.

- В каком контексте развивается мировая политика в области наркотиков?

- Мировая политика в области контроля за наркотиками и противодействия их незаконному обороту традиционно опирается на три общеизвестные Конвенции ООН, а также другие, более поздние  соответствующие международные документы в этой сфере, и мы обязаны строго им следовать: 1961 года – касательно перечня опасных наркотических средств, системы контроля за ними и их использования исключительно в медицинских и научных целях, 1971 года – относительно перечня опасных психотропных веществ, пополнивших перечень наркотических средств и подлежащих такому же контролю и целевому потреблению, как и наркотические средства, 1988 года – заложившую основы системы противодействия (профилактики, борьбы) с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Эти Конвенции были приняты ООН в условиях ненадлежащего и нецелевого использования человечеством наркотиков, когда появились все основания считать, что обращение с наркотиками и борьба с их незаконным оборотом вышли далеко за рамки национальных государств и стали мировой проблемой, угрожающей всеобщему благополучию людей, их здоровью и безопасности в результате немедицинского потребления наркотиков.

Все это потребовало выработки системных исходных, общих мер контроля за их законным движением и оборотом, а также определения эффективных международных и национальных мер по выявлению и разрыву связей между незаконным культивированием наркотикосодержащих растений, производством, изготовлением и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и другими формами, связанной с наркотиками преступности, включая коррупцию, воспрепятствование уголовному преследованию, отправлению правосудия, городскую преступность и насилие, а также преступность среди молодежи.

Таким образом, смысл данных Конвенций – это призыв к государствам-участникам не маскировать проблемы, вызываемые наркотиками, а создать эффективные правовые, институциональные, социальные и иные системы контроля за движением наркотиков, противодействовать их незаконному обороту, а также подорвать усилия транснациональной организованной преступности в получении колоссальных доходов от их продажи, последующего отмывания доходов для использования в целях глубокой криминализации разных государств.

- А в чем состоит главная опасность употребления наркотиков?

- Концептуально и выше я частично ответил на Ваш вопрос.

Дело в том, что если в деле обращения с наркотиками не будет ответственного и тщательного государственного управления, использования их только в медицинских и научно-исследовательских целях, с исключением их применения вне рациональной медицинской практики, в том числе без медицинского рецепта, с неправильной дозировкой, в течение нецелесообразного периода и вне клинических условий, это приведет к весьма тяжелым последствиям для общества и государства, в целом, и больших по численности групп уязвимых лиц (несовершеннолетних, молодежи, женщин, осужденных и т.д.).

С медицинской и психологической стороны – употребление наркотиков вне медицинских (лечебных) целей вызывает нарастающую поэтапно и состоящую из ряда синдромов (измененной реактивности, психической зависимости, физической зависимости, последствий хронической наркотизации) так  называемую «наркозависимость». То есть определенное, импульсивное, заданное поведение или хроническое заболевание, как результат внутреннего удовлетворения от приема наркотиков для достижения эйфории, чувства бодрости, повышенного настроения, избавления от напряжения, плохого самочувствия, болезненного состояния (т.н. ломки). Поэтому лицо не может остановиться и прекратить прием наркотиков, становится их заложником, целенаправленно расходует личные денежные и другие ресурсы на приобретение последних и дальше попросту разрушает личные, семейные  и социальные ценности. Затем объективно наступает период совершения разных преступлений для удовлетворения все возрастающих наркопотребностей. В конечном итоге наркозависимое лицо «скатывается» за пределы официальной социальной структуры общества и пополняет многочисленные ряды аутсайдеров, изгоев. И лишь единицы из них, в случае сохранения интеллектуальной и нравственной силы, а также при определенной поддержке, смогут окончательно и бесповоротно порвать с наркотическим прошлым.

В Резолюции ООН от 19 апреля 2016 года на тему «Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней» по этому поводу записано, что наркозависимость представляет собой сложное и многофакторное расстройство, характеризующееся хроническим течением и возможностью рецедивов и имеющее социальные причины и последствия, которое вместе с тем поддается предупреждению и лечению, в частности, с помощью эффективных научно обоснованных программ наркологической помощи, ухода, реабилитации, восстановления и социальной реинтеграции для лиц, страдающих расстройствами на почве употребления психоактивных веществ,  и т.д. (пп. I п. 1).   

- На общественном слушании наибольший интерес и споры участников вызвало обсуждение вопроса о современных медицинских методах лечения наркозависимости, в частности, о возможности применения метадона?

- Прежде всего, методы лечения наркозависимости самые разнообразные и зависят они от вида употребляемого наркотика. В частности, действующие международные стандарты лечения расстройств, связанных с наркотиками (Стандарты) разработаны в 2016 году Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

По метадону. Сразу оговорюсь, я сторонник законного и обоснованного применения метадона и только в целях лечения определенной группы наркозависимых лиц. Другого пути пока мировая и национальная медицина для случаев его прямого использования пока не придумала.

Так вот, вопрос о применении метадона для лечения больных с опиатной (героиновой) зависимостью (применяется только в отношении этой группы наркозависимых) вызвал на общественном слушании наибольший интерес. Вполне естественно, что поскольку метадон является наркотическим средством и может привести к смене одной зависимости на другую, мнения участников слушания по поводу его применения для лечения наркозависимости разделились, и это нормально.

Особенностью слушания явилось то, что мы пригласили на него наркозависимых лиц, проходящих метадоновую терапию, и их родственников, которые рассказали о положительном опыте лечения в рамках заместительной терапии.

Итак, согласно общедоступным интернет-источникам, метадон является синтетическим лекарственным препаратом из группы опиоидов, но с низким наркогенным потенциалом, применяемым как анальгетик, а с середины 60-годов прошлого столетия – еще и при лечении наркотической зависимости. Метадон применяется в более чем ста странах мира в режиме заместительной терапии для лиц, употреблявших «тяжёлые» наркотики, как заместитель героина («метадоновая программа»). В 2005 году он был включён ВОЗ в Примерный перечень  Основных лекарственных средств – раздел 24 «Психотерапевтические лекарственные средства», пункт 24.5 «Лекарственные средства, применяемые в программах лечения зависимости от психотропных веществ» с оговоркой о том, что он должен использоваться только в рамках отработанной программы поддержки, то есть его распределение и прием пациентами должны тщательно контролироваться. При этом чтобы предупредить последствия развития физической зависимости от метадона, его дозировка при лечении должна поддерживаться на одном уровне или непрерывно уменьшаться. Стандартное лечение проводится в течение продолжительного периода с обязательным параллельным назначением других терапевтических средств и психотерапевтических сеансов.

И в заключение своего ответа о целесообразности применения метадона для лечения наркозависимых лиц приведу выдержку из ответа Комиссии по наркотическим средствам ООН от 13-21 марта 2014 года, которая содержится в обзоре хода осуществления Политической декларации и Плана действий 2009 года по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков.

Кстати, обзор комиссии настоятельно рекомендую изучить и взять на вооружение нашим законодателям, чиновникам, правоохранителям и судьям. Это совершенно новый взгляд на понимание тех или иных норм вышеуказанных исторических Конвенций ООН, подлежащий учету и внедрению в национальные правовые системы государств их участников.

В частности, на восьмой вопрос о том, выступают ли Конвенции против использования контролируемых наркотических средств для лечения наркотической зависимости, комиссией был дан следующий ответ: во-первых, метадон не приносит внутреннего удовлетворения, как в случае с героином или другими опиоидными агонистами кратковременного действия. Во-вторых, метадон имеет пролонгированное действие. То есть его эффект длится в течение продолжительного времени и предотвращает появление симптомов абстиненции и подавленного настроения. Эти факторы делают его важным инструментом для лечения героиновой зависимости. Соответствующие дозировки метадона погашают эффект внутреннего удовлетворения, получаемый от героина, и позволяют осуществлять фармакологический контроль за наркотической зависимостью, в частности, прерывая обязательный цикл внутреннего удовлетворения/сожаления при наркозависимости.

- Какие рекомендации содержит итоговый протокол общественного слушания, назовите отдельные из них?

- Итоговый протокол общественного слушания размещен на интернет-ресурсе МВД и, более того, с моим письмом направлен в ряд государственных органов для сведения и принятия необходимых мер.

Я также обратился с отдельным письмом в адрес министра здравоохранения, в котором обозначил ряд вопросов, которые входят в зону его компетенции и требуют безотлагательного реагирования. В частности, в письме приведены данные по текущему состоянию и внедрению в Казахстане метадоновой программы, показаны вопросы, требующие своего решения в случае ее полного внедрения в стране.

Касательно рекомендаций. Советом одобрен проект Закона РК, разработанный МВД с участием других заинтересованных государственных органов, о наделении правительства (сейчас это возлагается на парламент) правом отнесения того или иного психоактивного вещества к числу наркотических средств или психотропных веществ. Это сокращает путь к выявлению и наказанию лиц, занимающихся незаконным оборотом новых препаратов этой группы.

Кроме того, предложено внедрить в практику и систему образования органов внутренних дел специальный курс по повышению осведомленности сотрудников, курсантов, слушателей о научно обоснованных способах профилактики и лечения наркозависимости, о правах уязвимых слоев населения из данной категории лиц.

Здесь же разработка и заключение меморандума о сотрудничестве между союзом адвокатов и Комитетом административной полиции о доступе к правосудию лиц, содержащихся в ИВС, специальных приемниках и приемниках-распределителях органов внутренних дел.

В контексте обеспечения глубокой и разносторонней профилактики рекомендовано продолжить и повысить эффективность целевых антинаркотических мероприятий, в том числе наглядного характера, с широким охватом подростков, молодежи и их родителей, а также осужденных.

Очень важная рекомендация – это обеспечение преемственности, взаимосвязи лечения наркозависимых в медицинских организациях здравоохранения и исправительных учреждениях после освобождения осужденных в рамках соответствующих программ пробации.

В числе рекомендаций Министерству здравоохранения, Министерству труда и социальной защиты (в пределах компетенции) – установление квоты рабочих мест для трудоустройства наркозависимых лиц, прошедших курс медицинской и социальной реабилитации, а также их профессионального обучения; разработка и внедрение системы направления и мотивирования лиц, употребляющих наркотики, включая ВИЧ-инфицированных, к участию в современных программах лечения и реабилитации, в том числе поддерживающей заместительной терапии.

Общественный совет учел возможности нового Министерства по делам религий и гражданского общества, которому рекомендовано определить тематику эффективных антинаркотических инициатив НПО, в том числе по вопросам социальной реабилитации наркозависимых лиц.

Вне всякого сомнения, ряд рекомендаций мы получили из мест, поскольку общественное слушание проводилось в режиме видеосвязи с регионами.

Региональным общественным советам и Консультативно-совещательным органам при ДВД областей также рекомендовано периодически рассматривать эффективность деятельности местных государственных и правоохранительных органов по противодействию наркомании и наркобизнесу.

- И в завершении, как Вы считаете, следует или не следует легализовать свободное обращение наркотиков в стране по опыту других стран (Голландия, Дания)?

- Именно в этом вопросе я категорически против легализации, свободной продажи любых наркотиков. В литературе описаны сильные и слабые стороны этого шага. За смежными примерами далеко ходит не надо. Мы смирились с алкоголем и табаком, тоже, кстати, легальными наркотиками, которые, как показала практика, надо постепенно и планомерно «выдавливать» из жизни наших граждан, поскольку они наносят колоссальный вред и вызывают тяжелую зависимость. То, что общество получило взамен от них, не требует никаких дополнительных комментариев. Это ряд сплошных несчастий.

На мой взгляд:

- во-первых, национальная наркополитика должна быть разумным синтезом либеральной, репрессивной и рестриктивной политики, то есть (первое) допускать под контролем применение наркотиков исключительно в лечебных и научных целях, (второе) строго карать тех, кто занимается незаконным оборотом наркотиков, (третье) усиленно пропагандировать опасность вреда от наркотиков (не трогать эту дрянь, не пробовать, не нюхать, не лизать и не курить) и необходимость лечения от наркомании.

- во-вторых, безотлагательно откорректировать национальное антинаркотическое законодательство в сторону мотивации деятельности государственных, правоохранительных органов, институтов гражданского общества, населения, на выявление наркозависимых лиц с целью постановки на медицинский учет, прохождения обязательного системного и комплексного лечения, а также на содействие в социальной реабилитации.

Аналогичную поощрительную законодательную и практическую политику и подходы следует предусмотреть для самих наркозависимых лиц.

- в-третьих, исключить в действующем праве страны любую неоправданную социально-правовую дискриминацию в любых общественных отношениях с участием наркозависимых лиц. Ведь это наши сограждане.

Что мы будем от этого иметь?

- во-первых, полную картину объема наркозависимости и потребляемых наркотиков в стране, что позволит построить объективную оборонительную и наступательную линию против наркотизма.

- во-вторых, максимально полный учет половозрастных особенностей наркозависимых лиц для эффективного их лечения и последующей социальной реабилитации.

- в-третьих, нанесение ощутимого удара организованной преступности, которая занимается незаконным оборотом наркотиков в стране и продуцирует другие виды опасных преступлений, производные от продажи наркотиков. Это, в конце концов, окончательно подорвет ее деятельность в стране.

Loading...