На чем основано развитие торговой политики Казахстана?

На чем основано развитие торговой политики Казахстана?

19 марта, 16:50 1085 Астана
На чем основано развитие торговой политики Казахстана?

О вводимых передовых технологиях, включая о планах по внедрению программы «Информационный Казахстан», а также о продвижении национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества в интервью расскажет генеральный директор АО «Центр развития торговой политики» Арман Абенов, передает BNews.kz.

- Ни для кого не секрет, что эти передовые технологии уже изменили структуру экономик многих стран и вывели вперед традиционные отрасли. Казахстан тоже интенсивно двигается в этом направлении, иного пути нет. А наша главная задача, задача центра, это изучение и анализ мирового опыта и разработка предложений.

На 2017 год нами запланировано проведение исследования на тему «Совершенствование государственного регулирования электронной торговли в Республике Казахстан». Целью данного исследования - изучение опыта зарубежных стран по ведению электронной торговли, анализ текущего состояния и перспективы развития системы электронной торговли в Республике Казахстан, а также выработка рекомендаций по дальнейшему развитию отрасли.

В рамках данной работы будет проведен анализ развития электронной торговли в мире и странах в ЕАЭС, основных характеристик казахстанского сегмента и ситуации на рынке электронной торговли в Казахстане. Кроме того, в рамках исследования планируется систематизация норм электронной торговли и создание условий для ее развития.

- Президент поручил создать при правительстве Совет по экспортной политике с участием в нем представителей бизнес-сообщества, а также до 1 сентября текущего года разработать единую экспортную стратегию. Какова ваша роль в этом направлении?

- Еще в 2013 году Центром развития торговой политики было проведено исследование на тему «Формирование стратегии проактивной торговой политики, с учетом интеграционных процессов», в рамках которой была рассмотрена экспортная политика Казахстана и других стран. Кроме того, в 2016 году изучен опыт экспортной стратегии Российской Федерации, Республики Беларусь, Сингапура, Украины, Турции, а также Кыргызстана.

В рамках формирование единой экспертной политики, Центр будет предоставлять рекомендации в рамках своей компетенции и с учетом требовании ВТО, ЕАЭС и ОЭСР. Со стороны Центра будет оказана все сторонняя аналитическая поддержка.

- В чем заключается работа ваших экспертов в продвижении национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества?

- Центр развития торговой политики на постоянной основе оказывает услуги МНЭ РК и МИР РК при заключении различных международных соглашений на двусторонней и многосторонней основах – соглашений по поощрению и защите инвестиций, соглашений о зонах свободной торговли и других международных инвестиционных соглашений.

Наши эксперты осуществляют аналитическую и консультационную поддержку процесса, а также участвуют в переговорах. При этом учитываются обязательства Казахстана в рамках членства в ВТО и Евразийском экономическом союзе, что способствует согласованной торгово-экономической политике.

Также нами было оказано активное содействие при проведении экспертами ОЭСР обзоров инвестиционной политики Казахстана в 2012 и 2016 гг. А также был проведен глубокий анализ инвестиционного климата страны, после чего представлены рекомендации по его улучшению. Внедрение рекомендаций позволило значительно повысить привлекательность инвестиционного климата страны, а также приблизить регулирование инвестиционной деятельности к высоким стандартам стран ОЭСР.

- Президент РК поручил правительству к 2021 году обеспечить увеличение экспорта продовольственных товаров на 40%, путем диверсификации производства сельскохозяйственной продукции. Изучение таких вопросов приоритетно для вас?

- Несомненно. По направлению развития агропромышленного комплекса, центром анализированы меры государственной поддержки сельского хозяйства, составлен сравнительный анализ с государствами-членами ЕвразЭС, изучен международный опыт развитых стран. По итогам исследования выработаны рекомендации по применению эффективных мер и созданию благоприятных условий для поступательного развития сельхозкооперации в Казахстане.

Силами наших экспертов сделан сравнительный анализ товарных рынков сельскохозяйственной и продовольственной продукции внутреннего рынка, где выявлены группы товаров, определенные как конкурентоспособные, импортозависимые, не удовлетворяющие условиям продовольственной безопасности, выявлен чрезмерно низкий уровень экспорта казахстанской сельскохозяйственной продукции.

Также сделан анализ поставок казахстанской сельскохозяйственной продукции на рынки третьих стран и оценка потенциала наращивания казахстанского экспорта. Анализ проведен на основе данных о внешней торговле товарами, а также с применением индекса Лафея, который оценивает конкурентоспособность отечественной продукции во взаимной торговле со странами-партнерами.

По итогам данного исследования выявлены перспективные рынки для сбыта казахстанской сельскохозяйственной продукции - это страны ближнего зарубежья, за исключением Европейского союза и Турции: Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Иран, КНР, Туркменистан, Монголия, на долю этих девяти стран приходится 92,4% сельскохозяйственного экспорта Казахстана. Для каждой страны оценен потенциал наращивания сельскохозяйственного экспорта, выявлены для этого перспективные товары.

Что касается исследований инфраструктур поддержки экспорта государств-членов ЕвразЭС, то по ним тоже выработаны рекомендации по совершенствованию казахстанской системы поддержки экспорта, с учетом процессов Евразийской интеграции. Сделан серьезный анализ введения и применения регулятивных и процедурных барьеров во внешней торговле сельскохозяйственными товарами с третьими странами. По итогам анализа выработаны рекомендации по созданию благоприятных условий для доступа казахстанских товаров на внешние рынки.

По данному направлению центр и в дальнейшем планирует проведение исследовательских работ, с целью повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внешних рынках.

- Одним из приоритетных для государства является вопрос о снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР. В связи с этим, Президент делает акцент на продолжение работы по приватизации предприятий, и перенести ранее озвученные сроки на конец 2018 года. Так как Центр развития торговой политики занимается вопросами продвижения страны во вхождение в ряды ОЭСР, наверное, у вас уже есть и некие наработки и в этом направлении?

- Центр развития торговой политики оказывает аналитическую поддержку министерству национальной экономики при заполнении вопросников ОЭСР по управлению компаниями с государственным участием, управлению рисками и количестве женщин в совете директоров компаний с государственным участием.

Хочу отметить, что центр внес свой вклад в разработке Типового кодекса корпоративного управления для акционерных обществ с государственным участием, куда были внедрены рекомендации ОЭСР. В результате проведенной работы Казахстан стал «участником» Рабочей группы по государственной собственности и практикам приватизации. Также мы принимали участие в подготовке комментариев к части «Приватизация и роль государства в экономике» Комплексного странового обзора.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу в оказании аналитической поддержки государственным органам при заполнении вопросников ОЭСР и заниматься разъяснением рекомендаций данной международной организации при разработке нормативных правовых актов.

- Продолжая тему, связанную с ОЭСР, хотелось бы подробней остановиться об институциональном преобразовании, безопасности и борьбе с коррупцией. В своем Послании Глава государства говорил о необходимости имплементации лучших практик и рекомендаций ОЭСР по данным вопросам?

- В настоящее время завершается работа по реализации Страновой программы, которая предусматривает реализацию 20 проектов по 8 направлениям. Это - государственное управление, охрана окружающей среды, фискальная политика, повышение конкурентоспособности и улучшение делового климата, статистика, здравоохранение, занятость и социальная интеграция, образование и навыки, межсекторальные вопросы социально-экономической политики.

На сегодняшний день мы получили предварительные отчеты по 11 обзорам, а по двум планируем получить до марта текущего года. Финальные отчеты по всем видам будут представлены до июня 2017 года.

Правительством инициировано присоединение к 21 правовому инструменту Страновой программы ОЭСР. Из них получено подтверждение о присоединении к 9 правовым инструментам, а к остальным 8 инструментам планируется присоединиться до конца 2017 года.

Если говорить в общем, о присоединении страны к ОЭСР, то Казахстан повысил статус «Участника» в 3 комитетах: по индустрии, инновациям и предпринимательству, по статистике и статистической политике и по конкуренции.

Всего на сегодняшний день мы получили около 618 рекомендаций в рамках Обзоров и правовых инструментов. Из 367 рекомендаций, предусмотренных в 11 Обзорах ОЭСР, Казахстаном выполняются порядка 36% и частично выполняются более 40%. Мы обеспечили выполнение рекомендаций по таким направлениям, как государственное управление, инвестиционная политика, развитие малого и среднего бизнеса, городское развитие и гендерная политика.

По результатам проделанной работы в рамках Страновой программы правительством будет разработана и утверждена Национальная Дорожная карта по реализации рекомендаций ОЭСР, представленных в рамках Обзоров и правовых инструментов. После завершения Страновой программы Казахстан продолжит взаимодействие с ОЭСР в рамках Диалога сотрудничества на 2017-2018 гг.

Loading...