Одно окно – тысяча возможностей: Насколько eGOV упростил жизнь казахстанцам за 11 лет 
Эксклюзив

Одно окно – тысяча возможностей: Насколько eGOV упростил жизнь казахстанцам за 11 лет 

12 апреля, 13:43 3177 Астана
Одно окно – тысяча возможностей: Насколько eGOV упростил жизнь казахстанцам за 11 лет 

В этом году порталу электронного правительства исполняется 11 лет. О том, чего добился проект за время своего существования, и что еще нового планируется создать для казахстанцев, в эксклюзивном интервью корреспонденту BNews.kz рассказал Председатель Правления АО «Национальные информационные технологии» Альнур Ермагамбетов.

- Альнур Мэлсович, мы знаем, что 12 апреля исполняется ровно 11 лет, как в Казахстане был внедрен совершенно новый проект, который обеспечивает единую точку доступа государственных услуг – это портал электронного правительства. Расскажите, пожалуйста, каких успехов и достижений добился eGOV.kz за11 лет?

- В первую очередь хотелось бы отметить, что портал eGOV достиг своей главной цели – он существенно облегчил процесс взаимодействия граждан и государства. Сегодня получить какую-либо услугу, справку или лицензию не составляет никакого труда. Все довольно легко, быстро, прозрачно и удобно. Достаточно иметь доступ в интернет и электронную подпись. Конечно, для достижения этого результата была проделана огромная поэтапная работа. Сначала была создана необходимая инфраструктура, затем проведена интеграция между базами данных государственных органов, автоматизация и оптимизация государственных услуг. И сегодня, спустя 11 лет, портал электронного правительства Казахстана может предложить своим гражданам уже более 700 услуг и сервисов. Кроме того, сегодня портал представлен и в мобильной версии mGov, давая возможность каждому казахстанцу получать услуги и осуществлять платежи через сотовый телефон. Теперь с помощью мобильного электронного правительства граждане могут пользоваться 83 видами услуг и сервисов. Эта разработка наших специалистов не могла остаться незамеченной и на международном уровне. Мы гордимся тем, что на международном саммите «The world  Government Summit» в январе этого года приложение электронного правительства Казахстана было отмечено премией First World Govtechineers Race-2017 как самое передовое.

С каждым годом мы совершенствуем процесс предоставления услуг для наших граждан. Добавляем новые услуги, упрощаем процедуры, с этого года мы обеспечиваем для граждан доступ к открытым данным,  предоставляем возможность вступить в открытый диалог, направляя обращения на блог-платформы руководителей ведомств или принимая участие в публичном обсуждении различных проектов.  Вся эта проводимая работа, отражается и на рейтинге eGov. Так, по Индексу развития электронного правительства во Всемирном рейтинге ООН Казахстан занимает 33-ю позицию. При этом среди стран Азии Казахстан стоит на 7-м месте, выше расположились Южная Корея, Сингапур, Япония, Израиль, Бахрейн и ОАЭ. Это говорит о том, что мы не должны останавливаться на достигнутом, мы должны двигаться вперед и работать над дальнейшим развитием.

- Насколько на сегодня востребована данная услуга, и сколько граждан в среднем посещают порталeGOV.kz в день?

- Конечно, услуги портала востребованы населением. Об этом говорит статистика всех этих лет и ежегодный рост получателей услуг. В феврале этого года мы поздравили пользователя портала, который зарегистрировался на Egov и стал 6-миллионным по счету. В среднем количество посещений портала за день доходит до 80 тысяч. За все годы через портал было оказано более 168 миллионов услуг, произведено платежей на сумму более 30 млрд тенге.

- Как думаете, довольны ли сами казахстанцы услугами?

- Что касается обратной связи, то мы уделяем ей большое внимание, и каждый день работаем над повышением удовлетворенности. Нами проводятся встречи, фокус-группы, онлайн-опросы. Опросы проводятся на разные темы. Для этого создана специальная рубрика «Поделись мнением», где мы спрашиваем наших пользователей о том, с какими проблемами они сталкивались по той или иной услуге, сложна ли для них какая-то процедура, их предложения по улучшению сервиса. Конечно же, не все, быстро получив необходимую услугу онлайн, спешат оставить свой отзыв, оценку или предложение в разделе опросников. Поэтому сложно однозначно говорить о том, какое количество пользователей удовлетворены получением услуг через портал. На случай, если у кого-то при получении услуги через портал возникли трудности, то для этих целей создан Единый контакт-центр 1414, который консультирует граждан круглосуточно по бесплатному номеру. Средняя оценка удовлетворенности пользователей, обратившихся за консультацией в Единый контакт-центр, составила на начало года 4,73 балла, что является хорошим показателем, учитывая, что туда ежедневно поступает от 10 до 15 тысяч звонков. Наиболее востребованы в первом квартале были консультации по услугам временной регистрации граждан, назначения пособий, приема налоговой отчетности, выдачи временного удостоверения личности.

- За сколько минут сегодня можно сделать справку, можете ли на примере нескольких  услуг рассказать, как это было раньше и как стало сейчас?

- Раньше, как вам известно, получение многих государственных услуг, на которые сейчас нужно всего несколько минут, требовало часы, а порой и дни. Плюс хождение по инстанциям, ожидание в очередях. А сейчас получение услуг на портале egov.kz стало таким простым и быстрым, что мы забыли, как это было.  Приведу несколько примеров. Справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках одна из первых услуг на портале, была запущена в 2008 году. До автоматизации срок оказания услуги составлял 5-10 дней при обращении в Центр по недвижимости, выдавалась платно, требовалось предъявить 3 документа. После автоматизации: моментально, бесплатно, не требуется дополнительных документов. Справка о пенсионных отчислениях: на портале с 2008 года. Мало кто помнит, что до этого она тоже была платной – стоила 305 тенге, а срок оказания не был регламентирован. После автоматизации – она выдается бесплатно и моментально. Справка об отсутствии судимости: до автоматизации требовалось 5 документов, готовилась справка в течение 7 дней. После автоматизации справку можно получить за 3 минуты, предъявления при этом документов не требуется, при наличии или подозрении на судимость - 3 рабочих дня. Справка о зарегистрированном юридическом лице: до автоматизации – 15 дней, после – моментально. Помимо сокращения сроков и количества предъявляемых документов, ликвидирован и человеческий фактор при получении данных услуг.

- Ждет ли системуeGOV.kz дальнейшая модернизация? О каких задачах на будущее в плане развития и усовершенствования проекта можно говорить сейчас?

- Безусловно, дальнейшая модернизация eGOV.kz – одна из приоритетных наших задач.  К примеру, сейчас мы активно движемся в сторону композитных услуг для того, чтобы наши пользователи могли получать одним кликом сразу несколько видов услуг, взаимосвязанных между собой. Две композитные услуги уже доступны гражданам. Это услуга «рождение ребенка», когда вы за один раз можете получить и свидетельство о рождении, социальное пособие, поставить ребенка в очередь в детский сад и в школу. Вторая услуга - это регистрация бизнеса онлайн. Уже на этапах заполнения онлайн-заявления система автоматически направляет запросы сразу в несколько органов – в налоговую, департамент статистики, департамент юстиции, также в считанные секунды проходит проверка на совпадение названия регистрируемого юридического лица с уже возможно существующим. Раньше эта услуга занимала месяц, теперь не более 1 дня.  Важным этапом развития электронного правительства стало так называемое «умное» или «проактивное» правительство, когда гражданину даже не нужно направлять никаких запросов для получения госуслуг. «Проактивное» правительство само остлеживает жизненные ситуации и выполняет необходимые процессы, агражданин без каких-либо запросов получает уже готовый результат с уведомлением, сформированным автоматически, и только подтверждает действие.  В этом плане, наша задача - построить эффективную систему, ориентированную на потребности клиента. Хотелось бы отметить тот факт, что все первоначальные задачи, возложенные на АО «Национальные информационные технологии» были не только исполнены в полной мере, но и переросли в масштабные проекты государственной важности. Кроме проекта  Портал электронного правительства, это такие проекты как «Е-лицензирование», Мобильное правительство, Открытое правительство, «Е-нотариат», Государственная база данных: «Юридические лица», «Физические лица», «РН», ЕСЭДГО, Интернет-портал государственных органов, Интегрированная информационная система для ЦОН, Платежный Шлюз Электронного Правительства и др. Помимо этого в нашу деятельность входит системно-техническое обслуживание, консалтинговые услуги по разработке и анализу IT-решений, телекоммуникационное сопровождение.

- Как выстраивается работа Egov в период проведения массовых мероприятий? Известно, что с 5 апреля в Казахстане началась большая кампания по прикреплению населения к поликлиникам в рамках ОСМС, где одним из способов прикрепления станет портал электронного правительства. Какая работа ожидается в данном направлении?

- Да, в Казахстане с 5 апреля по 31 июня стартует кампания по прикреплению населения к поликлиникам. Услуга «Прикрепление к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» запущена и успешно используется у нас на портале с 2013 года.  Наши граждане могут зарегистрироваться через портал электронного правительства и прикрепиться к той или иной поликлинике, согласно той информации, которая сегодня имеется. Для этого следует подать запрос через портал в форме электронного документа с указанием данных гражданина. В поликлинике ответственный работник получает электронный запрос из соответствующих информационных систем и оформляет талон о прикреплении в электронном виде. Далее информация по прикреплению поступает на портал еGov в раздел «Личный кабинет». В случае превышения регламента услуги, а также по отображению данных о прикреплении к поликлинике в личном кабинете пользователя следует обращаться в курирующий государственный орган.

- Спасибо большое за интервью! Еще раз поздравляем с 11-летием действительно нужного проекта для всех нас.

 - Благодарю!

Loading...