Зачем школы будут следить за нашими детьми в соцсетях?

Зачем школы будут следить за нашими детьми в соцсетях?

18 апреля, 15:46 1184

Во всех школах Астаны с апреля 2017 года в связи с участившимися случаями опасных групп в социальных сетях внедряется проект программы «Анализ социальных сетей». Об особенностях программы и о том, как организована работа школьных психологов в столице, в интервью BNews.kz рассказала заведующая кабинетом психологической службы Управления образования г. Астаны, психолог высшей категории Айман Садвакасова.

- Айман Алтиевна, в наш информационный век дети быстрее овладевают гаджетами, чем учатся говорить. Возможно (и нужно ли) запрещать гаджеты?

- Современные дети отличаются тем, что они не умеют играть в коллективные игры. А ведь именно через них формируются модели поведения. Раньше были дворовые игры, когда собирались представители разных возрастов и формировались поведенческие модели конструктивного диалога: кто-то проигрывал, обижался, а кто-то оказывал поддержку.

Но в то же время я не сторонник крайностей, невозможно совсем запретить использование гаджетов или компьютерные игры. Некоторые родители запрещают интернет, а запретный плод, как известно, сладок. И ребенок найдет пути и рано или поздно будет сидеть в интернете.

Фото автора

- Как родителям обезопасить своих детей в интернете?

- Нашими методистами разработана памятка о безопасном поведении детей в интернете, она размещена на сайтах всех школ. Самое главное – дети в интернете никогда не должны давать личную информацию. Они испытывают повышенное доверие к интернету, считая, что все виртуально и они в безопасности. Зачастую они не видят граней, какую информацию можно выдавать, а какую нет.

В связи с этим в Астане было решено запустить «Анализ социальных сетей». Проект предполагает, что при помощи ID номера и электронной почты учащихся 5-11 классов и учащихся колледжей можно отследить запрещенный контент в трех социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Mail агент). Это делается по определенному словарю.  

Программа фиксирует (и отмечает ребенка красным цветом), если он зашел в какую-то группу с депрессивными наклонностями; если пишет слова «терроризм», «экстремизм», «суицид»; если он ставит лайк на какой-то сомнительной картинке. Все эти зафиксированные материалы приходят, и школьный психолог может их посмотреть. Далее он оценивает, реально это какая-то угроза, или это было обсуждение, к примеру, новости образно говоря, что «ЕНТ приводит к суициду». Это просто обсуждение статьи, либо ребенок пишет и просит о помощи. У психолога есть «бегунок» – средняя степень угрозы, высокая, или нет угрозы.

В случае обнаружения угрозы школьные психологи оповещают родителей и с их согласия проводят психокоррекционную работу. В идеале необходимо, чтобы родитель сам создавал себе страничку в социальных сетях, предлагал дружбу своему ребенку и аккуратно наблюдал бы за ним, что его ребенок выкладывает и с кем дружит.

- Сколько психологов в организациях образования Астаны, и какова их средняя заработная плата?

- Всего в столичной системе образования трудится 273 педагога- психолога, из которых 152 – в школах, 97 – в дошкольных организациях и 24 – в системе технического и профессионального образования. То есть в какой-то организации есть как минимум один психолог, а в некоторых – и два, ставка психолога составляет 50 тысяч тенге. На школу выделяется 1,5 ставки, то есть выходит около 75 тысяч тенге. Заработная плата, конечно, небольшая, поэтому в этой сфере отмечается большая текучка. Тем более, что столица – самый загруженный город по количеству детей. Задерживаются только люди, которым реально нравится работать с детьми, но таковых единицы.

- При такой заработной плате нереально ходить на платные тренинги, набирающие в последнее время большую популярность. Откуда черпать знания молодым специалистам?

- По закону «Об образовании» психологи проходят аттестацию каждые пять лет. Раньше центр «Орлеу» обучал на бесплатных курсах, но, к сожалению, уже два года как это уже не практикуется, есть только платное обучение. Поэтому мы предложили МОНу, чтобы обязательно одни курсы для психологов были на бесплатной основе.

В Астане в этом плане наработан свой уникальный опыт. С февраля 2015 г. работает кабинет психологической службы, который координирует деятельность психологических служб организаций образования г. Астаны и оказывает им методическую помощь. В большинстве регионов страны психологи предоставлены сами себе. Каждый психолог в идеале должен ориентироваться на какую-то теорию, он во всех не может «плавать». Кто-то гештальтпсихологией занимается, кто-то хорошо владеет методикой NLP, психодрамой и др.

Методистами кабинета психологической службы совместно с творческой группой практиков-психологов разработана программа «Психология саморазвития», которая внедрена в 15-ти школах Астаны в режиме эксперимента. Каждый раздел включает психологическую терминологию, чтобы дети 1-11 классов понимали о чем идет речь. Курс включает 22 учебно-методических пособия и 22 рабочие тетради

В следующем году мы планируем внедрить программу во всех школах. Мониторинг показал положительные результаты когнитивной, эмоциональной сферы, личностной сферы. В классах, где ведется урок и где он не ведется, есть разница.

Для начального звена в программе предусмотрена адаптация, для среднего звена в центре внимания ассертивное поведение. Предлагаются пути выхода из конфликтных ситуаций, снижения агрессии и умения управлять своими эмоциями. Пока ребенок не узнает, какая у него эмоция, он не знает, как с ней работать. Чтобы понять, какое это чувство, вплоть до мимики мы изображаем психологические этюды для определения состояния души: грустное, оскорбление, унижение, или другая эмоция. И потом предлагаются пути решения, как справиться с такой ситуацией, как релаксировать, как снять различного рода напряжения. 

Я являюсь автором программы для старшего звена, с 7 по 11 классы. В 9 классе разделы посвящены самоопределению: как выбрать профессию, стратегия выбора профессии, как составлять резюме, как беседовать с работодателями. Такие упражнения даже там есть, все учтено, проработано. Десятые классы – полностью задания на стрессоустойчивость, на жизнестойкость, этика психологических семейных отношений. В 11 классах полностью подготовка к взрослой жизни, социализация.

Кроме того, каждый четверг проводится «Школа молодого психолога», где можно ознакомиться новым методикам, получить мастер-класс от опытных психологов.

- А как в программу вовлечены учителя и родители?

- Бытует ложное представление, что школьный психолог работает только с детьми. Это не так. Мы создали «Школу успешного родителя» и включили лучшие работы психологов для проведения бесед с родителями. Проводится работа и с педагогическим коллективом. Если среди кадров атмосфера будет нездоровой, то о хорошей работе с детьми не может быть и речи. Поэтому в каникулярное время психолог проводит различного рода тренинги для сплочения педагогического коллектива, снижения агрессивности и  профилактики эмоционального выгорания педагогов 

- Неимоверная нагрузка на одного психолога…

- В этом году Управлением образования города Астаны издан приказ, в соответствии с которым в состав психологической службы входит не только психолог, но и заместитель директора (завуч) по воспитательной работе, и социальный педагог, и представители родительского комитета.

- Парадокс нашего времени. Казалось бы, вся техника служит тому, чтобы экономить наше время, но времени стало меньше. Поэтому некоторые родители решают полностью загрузить ребенка кружковыми занятиями «от» и «до», чтобы у него личного времени не оставалось, считая, что это поможет избежать суицидальных наклонностей, вредных привычек или общения с сомнительными компаниями. Как найти «золотую середину»?

- Здесь родители в большинстве случаев хотят перекинуть на детей свои нереализованные амбиции. Второй вариант, когда родители время своего личного общения заменяют репетиторами, кружками и так далее. Опять же, здесь они часто не учитывают ни способностей ребенка, ни его темперамент и особенности характера. Когда это не учитывается – происходит перегруз ребенка, и он теряет мотивацию к учебе. Познавательный интерес у ребенка всегда повышен. В какой-то момент он занимается на начальном этапе, но, когда уже переутомление идет – он пластом лежит и уже не хочет ни на спорт идти, ни на интеллектуальное занятие.

Прежде чем отдать ребенка на дополнительные секции – нужно учитывать его желание, можно протестировать ребенка. Для этого, кстати, можно попросить школьного психолога. У него диагностический инструментарий очень широкий, и это тестирование можно проводить уже с первого класса.

- А насколько психолог это сможет сделать по времени, учитывая его нагрузку? Если в школе 3 тысячи родителей, и все они обратятся….

- Тогда он может групповую работу проводить.

- И последний вопрос. Куда обратиться ребенку в кризисной ситуации?

- Эти телефоны размещены на стендовых материалах во всех школах. Есть республиканской телефон доверия по номеру 111 и есть телефон 150, на котором консультирует даже медицинский психолог.

- Спасибо за интервью.

Loading...