BNews.kz - Live - «Академия правоохранительных органов: новые образовательные возможности»

«Академия правоохранительных органов: новые образовательные возможности»

1901
Ахметзакиров Наиль Рафисович
И.о. ректора Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

Трудовую деятельность начал в органах прокуратуры, в разные годы занимал должности помощника прокурора района, старшего прокурора управления прокуратуры Восточно-Казахстанской области, старшего прокурора отдела Института им. С.Ескараева Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Затем работал в Генеральной прокуратуре. С 2011 года руководил подразделениями по надзору за применением законов об общественных объединениях, о собственности и предпринимательства Департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере.

  • Фото
  • Видео

Ведущая. Добрый день уважаемые пользователи информационного портала «BNews.kz» и я рада поприветствовать вас в рамках прямого включения из нашей студии. Тема нашей онлайн-конференции «Академия правоохранительных органов: новые образовательные возможности». Академия функционирует с 4 мая 2015 года и на сегодняшний день мы хотели бы поговорить с гостем нашей студии об основных результатах и достижениях, а также о текущей работе Академии. Позвольте представить вашему вниманию - и.о. ректора Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан Ахметзакиров Наиль Рафисович. Добрый день!

Н.Ахметзакиров. Добрый день!

Ведущая. Рада поприветствовать Вас в рамках нашей студии сегодня!

Н.Ахметзакиров. Спасибо большое за приглашение. Для меня большая честь и гордость рассказать об Академии правоохранительных органов.

Ведущая. Как я уже сказала, Академия функционирует уже на протяжении                2-х лет, поэтому хотелось бы поговорить и начать нашу беседу непосредственно о тех серьезных достижениях, которых вы смогли достичь за этот период.

Н.Ахметзакиров. Я всегда с радостью и большой гордостью рассказываю о таком продукте, который был создан 2 года назад Указом Президента, который называется Академия правоохранительных органов. Потому что это достаточно уникальная организация образования, основной функцией которой является повышение квалификации сотрудников всех правоохранительных органов. Никогда такого не было на территории постсоветского пространства, потому что у каждого правоохранительного органа была своя организация образования. Сегодня мы имеем возможность обучать весь силовой блок и внедряем единый стандарт обучения и единую систему оценивания для них. Своей основной целью конечно мы ставим через повышение профессионального уровня – это увеличение доверия населения к их деятельности.

Ведущая. Скажите, пожалуйста, в чем все-таки особенность Академии от других образовательных учреждений?

Н.Ахметзакиров. Академия правоохранительных органов, перед ней поставлено Указом Президента 3 основных задачи. Это повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в президентском резерве; реализация программ послевузовского обучения, иными словами – магистратура, докторантура и проведение межведомственных научных исследований, основной целью которых является прикладная наука. Проведение таких исследований будет внедряться в повседневную деятельность правоохранительных органов, повышая их эффективность.

Ведущая. Не могли бы Вы более подробно рассказать о том, как проходит обучение молодых специалистов?

Н.Ахметзакиров. Обучение молодежи – это одно из наших направлений в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Кто такой молодой специалист? Человек, который буквально вчера закончил ВУЗ и поступил на службу в правоохранительные органы. Мы в рамках обучения молодых сотрудников готовим молодых прокуроров, сотрудников Комитета государственных доходов и сотрудников национального бюро по противодействию коррупции. Они находятся у нас в академии на протяжении месяца, они живут у нас в казармах, мы создали для них все необходимые условия, они совместно проживают, проходят боевую, огневую подготовку. И основным учебным блоком является обучение их 5-ти наиболее важным компетенциям, которые необходимы сотруднику на первоначальном этапе его карьеры. Почему я говорю – необходимы? Потому что на сегодняшний день, как бы это не было печально, существует достаточно большой отрыв от полученного базового юридического образования и то что на самом деле его нужно в правоохранительном органе. Да, он сегодня имеет юридические навыки процессуального законодательства, но применение достаточно проблематично. И несмотря на то, что Казахстан сегодня лидер по выпуску юристов среди всех стран мира, мы выпускаем порядка 30 тысяч юристов в год. Поэтому мы обучаем их, как пользоваться информационными системами, с которыми он не сталкивается в ВУЗах, особенно ведомственными информационными системами. Мы обучаем его, каким образом готовить основные процессуальные документы. Мы обучаем его правильно общаться с людьми, чтобы можно было на доступном и понятном языке донести позицию правоохранительного органа. Ну и как я уже сказал, проводим боевую, строевую и огневую подготовку с молодым контингентом.

Ведущая. Спасибо большое! Насколько мне известно Генпрокуратурой была разработана Программа перемен. Расскажите, пожалуйста, о чем она.

Н.Ахметзакиров. Программа перемен – это достаточно уникальный проект, который был разработан по инициативе Генерального прокурора Жакипа Кажмановича Асанова. Он направлен прежде всего на полноценную реализацию Плана Нации и пяти институциональных реформ. Сегодня Программа перемен – это достаточно смелый взгляд в будущее и возможность изменить орган к лучшему. Основной целью этой программы безусловно ставится доверие населения к прокуратуре. Программа перемен – это, как сделать усовершенствование работы самого органа, сделать лучше и как ее сделать более сервисно-ориентированной для населения. Это одна из основных задач, которую ставит на сегодняшний день Генеральный прокурор. Мы внедрили достаточно прогрессивные моменты и формы работы с бизнесом. В Генеральной прокуратуре сегодня создан и успешно функционирует проектный офис. Работа Прокуратуры перестроена на проектный подход. Иными словами, для Прокуратуры сегодня важен ни сам процесс работы, ни показатели и ни какие-то определенные статистические справки, которые не всегда все читают, а конечный результат. Генеральный прокурор недавно приводил пример и рассказывал о том, что по многим вещам у нас созданы достаточно неплохие программы и проработаны, и приняты достаточно детальные планы по их реализации. Но как правило, в государственных структурах мы сегодня научились профессионально снимать вопросы с контроля, но не всегда мы нацелены на достижение результатов. Проектный подход, который сегодня успешно внедрен в Генеральной прокуратуре, направлен на достижение конкретного результата, который будет осязаем и понятен населению. Не просто банальное внесение акта прокурорского реагирования, а до завершения этой проблемы дойти до конца и реально повлиять на последующие отношения, складывающиеся в той или иной сфере. Те вещи, которые мы сегодня увидим в СМИ – это как раз-таки результат проектной деятельности. Борьба с кражами, поддержка бизнеса, борьба с бытовым насилием – это результат сегодня проектной деятельности, внедренной в органах Прокуратуры.

Ведущая. Что Вы можете рассказать о новой кадровой политике, которая работает на сегодняшний день в органах Прокуратуры?

Н.Ахметзакиров. Это, кстати, тоже реализация одного из успешных проектов, реализуемых в Генеральной прокуратуре. Это отбор новых прокуроров, прокуроров нового формата. До этого проекта заход в нашу систему, в Прокуратуру, с одной стороны был достаточно простой, с другой стороны – достаточно сложный. Простой, в том плане, что не было никаких этапов отбора, были банальные, одинаковые для всех тесты, медкомиссия и потом достаточно загадочное собеседование. В настоящее время Генеральный прокурор, заявив о том, что в Прокуратуру будут приходить люди без какого-либо влияния, только исключительно согласно своим знаниям, внедрил четырехэтапную систему отбора. Сегодня с ними работают и психологи, и сегодня они проходят кейсовые задачи, пишут эссе. При этом система оценивания сделана достаточно прозрачна и объективна, то есть повлиять на нее какому-то конкретно должностному лицу, даже Генеральному прокурору, честно говоря, невозможно. В этой системе мы отобрали уже более 100 человек, провели по данному вопросу коллегию и до общественности довели, что те люди, которые поступают в Прокуратуру по этому новому отбору, действительно заслуживают того, чтобы называться прокурором нового формата. Это люди с горящими глазами, это люди с достаточно неплохим багажом знаний и после прохождения уже подготовки в Академии, когда мы им даем дополнительный инструмент работы, они, в принципе, готовы на сегодня достаточно на высоком уровне выполнять поставленную перед нами задачу.

Ведущая. Сегодня прокуроры очень много говорят о проектном менеджменте. Скажите, для чего он?

Н.Ахметзакиров. Проектный менеджмент – это инструмент бизнеса. Мы сегодня об этом говорили, что основной целью проектного менеджмента ставят – достижение конкретной цели. В Прокуратуре, как бы с одной стороны не было печально, очень много работы, связанной со статистикой, отчетами, написанием справок, закрытием многочисленных поручений. Генеральный прокурор, можно сказать, объявил войну всему ненужному. Он сказал: «Давайте прекратим заниматься теми вещами, которые не приносят никакой пользы, ни обществу, ни самой системе» и такой работы, как оказалось, у нас было не мало. Провели масштабную ревизию по всем направлениям надзора, отменили тысячи отчетных документов, которые, по большому счету, сегодня автоматизировано может вести Комитет правовой статистики, не прибегая к человеческим ресурсам. И высвободили по сути неплохой человеческий ресурс для выполнения конкретно возложенных на нас Законами задач. И проектный менеджмент как раз-таки определил, что ненужное, не то чтобы на втором плане, а фактически не нужное – в корзину, а нужное, определенное в конкретном Уставе проекта и определенное в конкретных индикаторах достижения результата – это то, на что нужно направлять наши усилия. Поэтому проектный менеджмент сегодня - достаточно передовая форма достижения результата и она актуальна не только для бизнеса, она актуальна и для государства и правоохранительной системы. По нашему принципу сегодня сотрудники правоохранительных органов и в том числе и иных государственных органов обсуждают эту идею, и мы рассчитываем на то, что она будет внедрена не только у нас, а будет работать повсеместно.

Ведущая. Очень такие перспективные планы.

Н.Ахметзакиров. Мы рассчитываем на это.

Ведущая. В последнее время Глава государства часто говорит об угрозах терроризма. В свою очередь, в Академии планируется обучать специалистов методам борьбы с радикальными проявлениями. Можете рассказать об этом?

Н.Ахметзакиров. Алия, Вы затронули достаточную интересную для нас тему. Это один из проектов создания регионального хаба. Это наша мечта, мечта ради которой на сегодняшний день Академия развивается и вкладывает в нее свои ресурсы. Что такое региональный хаб? На сегодня, в эпоху глобализации, мы определили для себя 5 наиболее важных направлений, с которыми сталкивается в целом весь мир. В том числе Вы затронули тему экстремизма и терроризма. У нас было порядка 9 терактов за последнее время, погибли люди. Второе направление – это борьба с наркотрафиком. Мы находимся на пути афганского героина в Европу. Существует 2 канала – Северный и Южный, которые обеспечивают передачу этого зла и в другие страны. Согласно нашим данным, всего 10% остается у нас, которые изымают наши силовики, а остальное беспрепятственно движется дальше. Другое направление – это торговля людьми. Сегодня по определенным данным около 1,5 миллионов людей на территории Центральной Азии находятся или находились в рабстве. Четвертое направление – это борьба с IT технологиями. В современном мире не нужно объяснять смысл этой работы. И пятое направление – это финансовые преступления и коррупция. По этим пяти направлениям мы посчитали возможным создать у нас здесь в г. Астана на базе Академии правоохранительных органов такую площадку, которая будет заниматься двумя направлениями – образованием и наукой. Но образованием не только для нашей страны, а образованием для государств Центральной Азии – Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. В перспективе, мы рассчитываем, что и Афганистан, Иран и Пакистан присоединяться к этой работе. Проработали возможности, изучили все международные программы, после этого 11 апреля состоялась встреча Генерального прокурора Жакипа Кажмановича Асанова с Генеральным секретарем ОБСЕ, после состоялась встреча с Заместителем Генерального секретаря ООН и с ними было достигнуто консенсус о том, что и эти международные организации поддерживают эту идею. Более того, с Организацией Объединенных Наций мы заключили Меморандум о взаимопонимании и дальнейшем сотрудничестве. По большому счету это документ №1, заключенный между Прокуратурой и ООН напрямую. То есть Организация Объединенных Наций не только поддержала саму эту идею, они сказали, что Казахстан своевременно выходит с такой инициативой, с созданием такой уникальной площадки, на которой все страны смогут обмениваться наиболее востребованными практиками борьбы с этими явлениями, делиться информацией, спрашивать друг у друга совета. А эти международные организации, такие как ООН и ОБСЕ, гарантировали нам направление сюда наиболее высококлассных специалистов, коучей, ученых. Ну и практика тех стран, в которых наработана скажем определенная практика борьбы будет направлена в Астану и будут проходить обучение здесь на базе Академии. Мы начали такие уже тренинги в первых числах марта на базе Университета обороны, мы провели занятия по борьбе с терроризмом. К нам приехали представители государственных правоохранительных органов Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и правоохранители нашей страны были представлены. На протяжении трех дней происходило достаточно такая работа по обмену мнениями, с привлечение иностранных экспертов.

Ведущая. Ну, действительно, достаточно большая работа проделана. Я хотела бы пожелать удачи в реализации столько перспективных планов. Несколько месяцев назад бурно обсуждался вопрос о предложении Академии об ограничении скорости в городах до 50 км/час. Скажите, многие восприняли эту идею немного в штыки, поэтому хотелось бы узнать, чем закончилось данное обсуждение?

Н.Ахметзакиров. В структуре Академии правоохранительных органов функционирует Межведомственный исследовательский научный институт, у которого в портфеле на сегодняшний день до 10-ти наиболее важных фундаментальных исследований. Они проводят их по заказу правоохранительных органов. То есть, правоохранительные органы на научно-методическом совете высказывают свои пожелания, после этого утверждают темы исследований, которые наиболее востребованы сегодня в правоохранительной сфере. Одна из таких тем исследований – это проблема дорожной безопасности и согласно задачи, стоящей перед нами, мы приступили к разработке концепции безопасности дорожного движения. Почему? Сегодня по данным ВОЗ - Казахстан занимает лидирующие позиции в смертности на дорогах. Если привести цифры, то на 100 тысяч человек у нас погибает 15 человек. Мы поставили для себя задачу, разработав эту концепцию и реализовав ее, снизить смертность в 2,5 раза – с 15 до 6. То есть, фактически, это 9 спасенных жизней. Концепцию мы на сегодняшний день завершили, она находится на стадии обсуждения заинтересованными государственными органами и там масса предложений, как достигнуть достаточно такого неплохого результата. И снижение скорости – это не единственный из них. Что связано, по крайней мере, с самим дорожным движением, то мы говорим, что нужно изменить саму структуру дорожного движения – сделать кольцевые развязки, сделать сужение, увеличение дорожной полосы. А снижение скорости мы предлагали лишь на определенных участках массового скопления людей и непосредственно на перекрестках, чтобы наши водители не пролетали на бешенной скорости, ожидая, когда зеленый горит, а все-таки понимали, что здесь зона ответственности еще более значимая нежели на других участках дороги. Пользователи, в свою очередь, посчитали, что мы говорим в целом, что нужно все снизить и ездить 50 км/час. Но на самом деле это не так. Мы провели круглый стол с привлечение общественности и экспертов, довели эту позицию до населения. После этого никакую ответную реакцию мы в ответ не получили и сегодня концепция прорабатывается в общем порядке с государственными органами. Если у кого-то есть предложения, то мы открыты на сегодняшний день для их обсуждения.

Ведущая. Наиль Рафисович, спасибо Вам большое за такое детальное разъяснение этого вопроса! И теперь хотелось бы озвучить вопросы, поступившие от пользователей. Итак, Александр спрашивает: Здравствуйте, имеется ли в Академии ученый совет и насколько остепенены его члены? Также Александра интересует вопрос, платят ли в Академии за ученую степень?

Н.Ахметзакиров. Спасибо большое за вопрос, вашему пользователю! Ну, безусловно, ученый совет – это коллегиальный орган, наделенный полномочиями, которые существуют в большей части организация образования. В нашей Академии ученый совет также существует. Он состоит из 11 членов, из которых 3 - доктора наук, 5 - кандидатов наук. И он работает согласно стандартам, установленных Министерством образовании и науки и нашим Уставом. Что касается доплаты за ученые степени. К сожалению, наши ученые этой доплаты сегодня не получают. Эта проблема связана с необходимостью корректировок Законодательства, в том числе, определения этих средств в нашем бюджете. Сегодня в нашем бюджете этих денег просто нет. Поэтому мы в этом вопросе движемся, рассчитываем, что в обозримом будущем мы сможем поменять определенные нормативно-правовые акты, заложить те деньги и наряду        с другими гражданскими ВУЗами наши ученые также будут получать доплату. Но, с другой стороны, согласно Постановлению Правительства, нам удалось в этом году добиться выделения нам денежных средств на установление поправочного коэффициента на уровень – до 1,5 к окладу наших преподавателей. И мы рассчитываем, что в ближайшее время он начнет действовать и они начнут получать заработную плату с учетом повышающего коэффициента.

Ведущая. Спасибо! Следующий вопрос поступил от жителя г. Атырау, который интересуется по каким специальностям осуществляется обучение на докторантуре и магистратуре, и как можно поступить?

Н.Ахметзакиров. Академия правоохранительных органов в своем портфеле имеет лицензии на обучение по специальности: правоохранительная деятельность, юриспруденция. Она реализуется как в программе магистратуры, так и в программе докторантуры. Магистратуру у нас проходят очно – 2 года. Докторантура тоже очно, но 3 года. Мы обучаем только представителей правоохранительных органов. То есть с гражданской сферы к нам попасть невозможно, потому что направленность Академии именно – обеспечение потребностей силового блока. Мы летом проводим соответствующие экзамены. Основные квалификационные требования на магистратуру – стаж должен быть у сотрудника, поступающего к нам, не менее 1 года на правоохранительной службе, на докторантуру – не менее 3 лет.

Ведущая. Спасибо большое Наиль Рафисович! Я более чем уверена, что наши пользователи смогли для себя подчерпнуть достаточно полезной информации. Хотелось бы пожелать удачи в реализации тех задач, которые стоят перед вами! Наше время, к сожалению, подошло к завершению.

Н.Ахметзакиров. Спасибо большое! Жаль, что этого времени мало, потому что информации на самом деле много и будем рассчитывать на последующие встречи. Спасибо за приглашение!

Ведущая. Всего доброго! Ну а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить, что за самой достоверной и правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал «BNews.kz». Всего доброго, до новых встреч!