BNews.kz - Live - «Социальные аспекты внедрения обязательного медицинского страхования в Казахстане»

«Социальные аспекты внедрения обязательного медицинского страхования в Казахстане»

504
Серик Бейсембаев
Руководитель программы внутриполитических и социальных исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК

Phd кандидат по программе «социология» в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева. Имеет большой опыт в сфере прикладной социологии. Сооснователь PaperLab - экспертной дискуссионной площадки в г.Астана. 

  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это онлайн-конференция на информационном портале BNews.kz, меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! Сегодня мы рассмотрим тему Обязательного социального медицинского страхования, а точнее - социальные аспекты внедрения ОСМС. О том, насколько население Казахстана сегодня готово к новой реформе в области здравоохранения, мы поговорим с руководителем программы внутриполитических и социальных исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Сериком Бейсембаевым. Серик, здравствуйте!

C. Бейсембаев. Здравствуйте!

Ведущая. Я рада приветствовать Вас в нашей студии! Вы знаете, тема ОСМС – это тема, которая не сходит с уст уже больше, чем полгода. Очень много разговоров вокруг нее и наш разговор мы бы хотели начать с такого вопроса, насколько наше население готово переходить на страховую медицину и есть ли общее понимание данной темы?

C. Бейсембаев. Спасибо большое! Спасибо, что пригласили на онлайн-конференцию. Да, действительно, тема медицинского страхования в последнее время очень часто обсуждается. И пока, как социологи, мы можем опираться на данные исследований и как раз сейчас мы завершаем наш опрос населения, в котором мы задавали один единственный вопрос, про то, как граждане воспринимают и относятся к уже внедренной системе обязательного медицинского страхования. И данные предварительные, итоговые результаты исследований мы позже предоставим, и вы можете увидеть их на нашем сайте. И что мы видим на сегодняшний день, по данному опросу, 49 % сказали, что поддерживают внедрение обязательного медицинского страхования, 35 % сказали – не поддерживают, 10 % сказали, что им это безразлично, их это не касается и 6 % населения на сегодняшний день пока ничего не слышали про новую реформу. И конечно эти цифры в целом мало, о чем говорят, это вопрос интерпретации и можно это интерпретировать, так: как у нас все хорошо, у нас каждый второй поддерживает, или наоборот: как все плохо, более трети населения против этой реформы. Я могу остановиться на 2-х основных моментах. Первый - это то, что уровень информированности достаточно высокий, только 6% населения ничего об этом не знает. Можно записать в плюсы тех, кто сейчас занимается информированием, разъяснением этой реформы. Второй момент – 35 % граждан, которые говорят, что они не согласны, либо не хотят эту реформу, это не очень хороший показатель, с учетом той информационной кампании, которая все это время проводилась. Мы знаем, что сами руководители профильного ведомства выезжали в регионы, проводили встречи с населением, не говоря уже о той компании, которая была в СМИ, рекламные ролики были, статьи и видеосюжеты т.д. То есть, мы видим, что, несмотря на то, что была широкая агитационная информационная компания, при этом значительное число граждан пока еще не готово к этой реформе. Если в целом обрисовать, то насчет понимания, мне кажется, что пока еще нету понимания, что это такое и как это отразится на повседневной жизни граждан. Мы знаем, что только с июля начала работать данная система, и пока системы обслуживания в государственных поликлиниках это никак не коснулось. Люди как обращались, так и обращаются. Еще долгое время мы будем жить еще в той прежней системе, насколько я помню, то до 2019 года ничего не будет меняться. После этого будут внедряться и использоваться те ограничительные меры, которые предусмотрены данной реформой. И поэтому здесь такой момент, что в целом есть авансовая поддержка, потому что люди про это слышать часто про это говорят телевизоры. Есть те, которые не хотят или не готовы к этой реформе, но при этом содержательно, что это такое и как отразится на их жизни мало кто и что понимает. Разговаривая в ежедневном быту с представителями здравоохранения, даже на их уровне нету понимания, как это будет работать. Бухгалтера тоже говорят, что пока система отчислений не совсем доработана и они тоже пока плохо знают, как это будет действовать и непосредственно отражаться на их деятельности.

Ведущая. Но, как говорится, на все необходимо время. То есть, когда-то же мы перешли с бесплатной советской медицины на платную. Некоторые поликлиники были переданы в частный сектор, в частные руки. Это тоже было определенное непонимание в течение 20 лет.

C. Бейсембаев. Да, это такой вопрос, что всегда переход из одного состояние в другое состояние обязательно сопровождается разными стрессовыми ситуациями конечно этого не избежать. В целом, сфера здравоохранения, она очень жизненно важная и животрепещущая для рядовых граждан. В наших опросах мы задаем вопрос о том, какие самые наиболее актуальные, что больше всего волнует казахстанцев. И стабильно, вопрос качества медицинских услуг, и в целом вопрос здравоохранения входит в ТОП6, ТОП7 актуальных проблем. То есть, как правило, первые 5 проблем касаются социального, материального обеспечения, рост цен на коммунальные услуги и вопросы низкого уровня доходов т.д. Перечень состоит из 20-25 разных проблем, социальных, экономических и т.д. и здравоохранение на 6-7 месте. Это говорит о том, что людей это очень сильно волнует и люди сильно беспокоятся по поводу того, как система здравоохранения будет дальше развиваться. Здесь, конечно, достаточно большие ожидания с каждой реформой. Вот Вы сказали про переход из советской системы в новую рыночную современную, но если посмотреть в более близкой ретроспективе, то только за последние 10 лет у нас было несколько реформ. Это – единая система здравоохранения, 2 программы «Саламатты Қазақстан» и «Денсаулық», очень много нововведений. Здесь возникает другой вопрос – успели ли люди адаптироваться к тем реформам, которые буквально начались за последние несколько лет. И мы видим, что ОСМС – это очередная новая реформа, которая многие вопросы по-другому перестраивает и меняет очень многое для системы. Поэтому, здесь такой момент, что люди пытаются адаптироваться и делают это на протяжении нескольких лет. И большой вопрос – смогли ли в итоге адаптироваться?

Ведущая. Но, а что касается времени. Ваше мнение – на сколько сейчас удачное время для того, чтобы вводить такую реформу, не рано ли?

C. Бейсембаев. Ну, здесь мне трудно оценивать комплексно в целом, потому что я не экономист и не работаю в сфере здравоохранения. Нужно учесть много фактов и аспектов.

Ведущая. А если учитывать мировой опыт. Все-таки мы не первая и не последняя страна, которая переходит на страховую медицину. Наши соседи ближайшие – Россия, тоже также в начале нулевых начали потихоньку переходить, Америка, которая достаточно давно перешла, Европа, которая также вся на страховой медицине.

C. Бейсембаев. Тут нужно разбираться в нюансах. Название медицинского страхования, как система, существует во многих странах, но везде она разная. То, как она реализуется имеет свои особенности. Недавно мы видели теледебаты с Биртановым и Ошакбаевым и там были представленные некоторые данные, сравнительные данные с другими странами. И там, опять же, очень много вещей, которые нужно учитывать и здесь такой момент: насколько внедряемая система, она именно в этом виде реализована в других странах. Этот вопрос я специально не изучал, нужно смотреть и анализировать опыт других. Пока такое впечатление, что у нас в целом используется рамка других стран, в частности, западных стран, но тем не менее содержательно это немного другое. То есть, мы вкладываем в суть реформы свои собственные уникальные вещи. Опять же, я не специалист в этой теме, но такое ощущение, что это не просто копирование чьей-то другой модели, а выработка собственной другой модели.

Ведущая. То есть, можно сказать, что за основу мы берем европейскую модель и просто ее подгоняем под себя, адаптируем?

C. Бейсембаев. Да, наверное. Этот вопрос нужно задавать тем, кто инициирует эту реформу, но пока, мне кажется, что эта реформа все-таки объективна. Невозможно просто вслепую взять и скопировать модель, у нас используется своя история, собственный контекст и т.д. И, следовательно, я пока не готов сравнивать нас с другими странами, и говорить, что у нас лучше, а у них хуже и т.д.

Ведущая. Но, единственное, что можно сказать по опыту других стран, как мне кажется, что понадобится снова же время, чтобы это же все ввести, разъяснить, и чтобы это начало работать.

C. Бейсембаев. Совершенно верно. Это понятно, что для любой реформы нужно время, но люди хотят быть здоровыми сейчас в ближайшее время, то есть они готовы ждать, что эта реформа заработает через 3-5 лет и они смогут наслаждаться плодами этой реформы. Поэтому, здесь очень тонкий момент и мне кажется, что то, что предлагают авторы реформы, прогнозирует дальнейшее улучшение этой системы – это не совсем отвечает и удовлетворяет ожидания населения. То есть, люди немного скептически относятся к инициативам, к обещаниям, которые звучат из телевизора и, конечно же, если это не будет непосредственно отражаться на уровне их быта, то есть, на уровне общения с представителями медицинских служб, то, конечно, в итоге мы видим отрицательную оценку этой реформы. А пока речь идет о том, что все будет хорошо, давайте перейдем и мы увидим положительные результаты. Но люди, услышав и увидев эту картинку по телевизору, соотносят сразу же это со своей реальностью, то есть с той поликлиникой, куда они обращаются и видят те же самые очереди и ту же самую низкую квалификацию врачей, и это все в итоге рождает вопросы, о том, как эта реформа решает мои проблемы. И здесь, конечно же, у инициаторов реформы и руководителей профильных ведомств нет ответа. Они говорят, что, да, это будет, что они смогут увеличить заработную плату врачам и мы в конечном итоге получим хорошие результаты. Но у нас в системе здравоохранения очень много проблем. Все про это говорят, все про это прекрасно знают и нужно быть очень объективными и адекватными, говоря о том, что эта реформа все проблемы сможет решить. Нужно еще дополнительно заниматься другими вещами на уровне медицинских организаций и смотреть на то, как происходит взаимодействие с пациентами и врачами, так как, та информация, которая предоставляется вверх, она не совсем отражает реальность. В целом, мне кажется, не нужно ждать, что эта реформа решит, а нужно смотреть на вопросы заболеваемости разных болезней. Это статистика есть, у нас высокий уровень сосудистых заболеваний, вопросы онкозаболеваний. Все эти вещи сильно влияют на оценку людей, на систему здравоохранения, в том числе, на оценку реформы.

Ведущая. Давайте вернемся к системе ОСМС. Как Вы уже отметили, что совсем недавно были дебаты между господином Биртановым и господином Ошакбаевым. Как-то эти дебаты отразятся на цифрах, на итоговых цифрах?

C. Бейсембаев. Дебаты прошли, буквально, на прошлой неделе, а вопрос у нас начался с июля. Возможно после этой программы оценки изменились, но не думаю, что кардинально. Это нужно смотреть и делать мониторинг. Конечно же, нужно учитывать, что все это время у нас было очень мало альтернативной информации по поводу этой системы. В основном выступали представители профильных ведомств и разъясняли суть реформы. Но такого экспертного обсуждения, где изучали бы разные мнения, в том числе скептические и критические оценки, такого не было. Мне, например, было бы интересно посмотреть на то, какие оценки будут через полгода, через год. Люди пока оценивают то, что они слышат по телевизору. Через год, когда уже непосредственно будут результаты, или даже через 2 года, тогда оценка может быть другой. Люди будут уже оценивать свой собственный опыт. Вот тогда и посмотрим.

Ведущая. Хорошо, спасибо. Я напомню, что у нас онлайн-конференция на информационном портале BNews.kz. Сегодня у нас в гостях руководитель программы внутриполитических и социальных исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Серик Бейсембаев. У меня такой вопрос. Вы озвучивали цифры 49%, 35%. Расскажите, кого вы опрашивали? Какие группы рассматривались?

C. Бейсембаев. Это был репрезентативный опрос. Мы опросили по стране 2200 человек. Выборка общенациональная, то есть, репрезентированы по полу и возрасту, и по этническим характеристикам. Мы опрашиваем население старше 18 лет и охватываются как городские, так и сельские населенные пункты. Эта та выборка, которая позволяет выявить оценку на уровне населения старшего возраста. По итогам полученных данных, эти 49 % мало о чем говорят. Как я уже говорил, это предварительные данные и мы пока не успели обработать всю информацию. Я сделал 2 распределения. И если посмотреть, например, на социально - профессиональный статус, на то, где человек работает либо не работает, мы видим, что есть разные оценки на уровне людей, которые являются наемными работниками в частном секторе и наемными работниками в бюджетном секторе. В случае с бюджетниками, 59% граждан поддерживают и не поддерживают всего лишь 26%. В случае тех, кто работает в частном секторе – там оценки не амбивалентные – 47 % поддерживают и 41% не поддерживают. То есть мы видим, что то, где человек работает, это сильно влияет на оценку того нужна эта реформа или не нужна. И еще есть интересные данные по поводу основных источников дохода. У нас есть вопрос – какие источники составляют доход вашей семьи. Есть разные варианты и мы видим, что, если люди живут в основном на официальную заработную плату, то уровень поддержки 52 % и не поддерживают на уровне 34 %. Это очень близко к общим данным по стране. Если посмотреть на тех, у кого доход, в основном, случайный и не регулярный, то там мы видим обратную картину, когда каждый второй говорит, что не поддерживает и каждый третий – поддерживает. Эти цифры отражают довольно понятную вещь, то есть если человек работает по трудовому договору и у него есть фиксированный оклад, и он знает, что он будет работать там еще долгое время, то оценка к этой реформе положительная. То есть, человек уверен в своем будущем и знает, что работодатель будет за него оплачивать и у него есть постоянный источник дохода. Но совершенно другая картина в случае людей, которые не имеют постоянной работы, их называют само занятыми, не формально занятыми. Все эти люди все-таки опасаются и не уверенны в своих доходах и, соответственно, скорее склонны не поддерживать. В данной категории населения у нас от 1,5 до 2,5 млн. человек. Про это говорили и другие эксперты, и сами представители профильных ведомств. Они признают, что это наиболее проблемная категория, с которыми нужно будет проводить дополнительную работу, специальную работу. Насчет само занятых есть представление. То есть они делятся на тех, которые имеют формальную регистрацию. Это те самые индивидуальные предприниматели, у которых есть бизнес, в их случае более-менее все понятно, у них есть ИП и к ним можно обратиться, в случае чего оштрафовать. Но есть те, которые находятся в теневом секторе, которые занятые, но при этом у них нет формальной регистрации, нету трудового договора. Как быть с этой категорией населения? Это, так называемые теневые занятые – в основном, люди, которые проживают в сельской местности, занимаются домашним хозяйством, в сфере перевозки граждан. У этой категории нету мотивации, стимула для того, чтобы они платили за мед страхование. И еще есть одна категория, о которой пока никто не говорит – это неформальные наемные занятые. Это, когда вы работаете, например, в кафе или магазине и вам за вашу работу платят каждый день. Нету трудового договора, но они получают от работодателя за выходи или за месяц и из этих денег не отчисляются налоги. И в случае с этой категорией населения как быть – мало, кто этот вопрос задает. В их случае чья ответственность, чтобы у них было медицинское страхование? Работодатель, который нанимает дешевую рабочую силу и которым платит маленькую сумму денег, либо работник, который зависит от работодателя – сколько он заплатит. И в этом случае, очень большой вопрос – как этой категорией работать? Их, только по официальной статистике, около 900 тыс. человек по стране. Если смотреть на все экономически-активное население – это 8,5 млн. человек, из них около миллиона – это не формальные наемные занятые. Их больше всего в сфере строительства, в сфере обслуживания, в сфере торговли, в сельском хозяйстве. В итоге система ОСМС столкнется со структурными проблемами – это экономические, социальные. И без учета этих вещей очень сложно будет продвигать реформу. Как сказать человеку, который получает в месяц 30 000 тенге, как их стимулировать. как сказать работодателю, что бы он их оформлял и потом платил сверху налоги. Работодатель в это не заинтересован. Работник тоже не заинтересован. Если человек получает 25-30 тысяч в месяц, то 1500 тенге – это значимая сумма для него. Поэтому эти все вещи нужно учитывать и уже сейчас можно рассмотреть, что можно сделать, как нужно работать с разными категориями населения. Даже если посмотреть на те рекламные ролики, которые были запущены, они дают общую картину по данной реформе. Но целевые группы плохо определены и недостаточно хорошо работы ведутся с людьми, которые заняты в теневом секторе. Это, мне кажется, очень важно.

Ведущая. Интересная получилась беседа, но давайте все-таки подведем итоги. Наше эфирное время подходит к концу. Понимание того, что такое ОСМС все-таки есть у казахстанцев и большая часть на сегодняшний момент, по вашим предварительным данным, поддерживают эту реформу. Так ведь?

C. Бейсембаев. Это вопрос подачи. Можно по-разному подать. Можно сказать, да, каждый второй поддерживает, а можно – всего лишь 48% поддерживает. Люди увидели информацию по телевизору и скорее отражают то, что они услышали. И пока это, непосредственно не коснется людей и систему здравоохранения на уровне поликлиник, эти оценки будут немного искаженными. Я думаю, через год мы можем уже более-менее приближенно по реальному опыту людей получить оценку.

Ведущая. Хорошо. Тогда предлагаю Вам встретиться через год и еще раз обсудить эту тему. Это была онлайн-конференция на информационном портале BNews.kz и я - Мадина Аргын. В гостях у нас был руководитель программы внутриполитических и социальных исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Серик Бейсембаев. Сегодня мы обсуждали проблемы ОСМС, а точнее – Социальные аспекты ОСМС. Спасибо, до свидания!     

Новости партнеров

Loading...