Как добиться прозрачности в квазигосударственном секторе?

Как добиться прозрачности в квазигосударственном секторе?

20 июня, 20:06 431
Как добиться прозрачности в квазигосударственном секторе?

В Алматы в ходе круглого стола аналитической группы «Кипр» и Фонда Сорос-Казахстан на тему «Эффективность квазигосударственного сектора: вопросы и предложения» эксперты и представители госорганов обсудили основные проблемы, стоящие перед квазигоссектором, в том числе это неэффективное использование государственного бюджета и отсутствие прозрачности и подотчетности в деятельности некоторых компаний, передает корреспондент BNews.kz.

По данным, приводимым АГ «Кипр», несмотря на значительный объем квазигоссектора в экономике (порядка 40% ВВП), в самом секторе остается нерешенным ряд вопросов, что дает неудовлетворительные показатели и поводы для критики. По данным комитета статистики, национальные компании завершили финансовый 2016 год c убытком в 21,4 млрд. тенге и уровнем рентабельности – 4,9%.

Как отметила директор ОФ «Zertteu Research Institute» Шолпан Айтенова, квазигосударственный сектор имеет ряд проблем. Одной из них остается отсутствие четкого разграничения квазигосударственного сектора и национальных компаний.

«Квазигосударственный сектор намного шире, чем просто национальные компании, однако до сих пор нет такого понятия как квазигоссектор и критериев, что туда входит. Есть понятия субъекты квазигоссектора. Например, это ТОО, нацкомании и холдинги. На сегодня субъектов квазигосударственного сектора насчитывается более 6 тыс. Это могут быть государственные предприятия, как «Казгидромет» или детский сад, международный аэропорт г. Семей, так и «Самрук-Казына», сказала Шолпан Айтенова.

Между тем, как считает Айтенова, анализ показывает наличие ряда системных проблем: не определена и не разграничена ответственность за результаты деятельности компаний квазигоссектора между государством – как собственником и регулятором – и компаниями, управляющими госактивами, а объемы бюджетного финансирования не привязаны к финансовым результатам работы субъектов сектора к их эффективности.

«Оценка прозрачности и раскрытия информации 37 национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и нацкомпаний показывает формальное отношение субъектов к отчетности. При этом отчеты адресованы в основном регулирующим госорганам и инвесторам, нет системы подотчетности перед Парламентом и общественностью», - считает эксперт.

По мнению Шолпан Айтеновой, анализ реализации подзаконных актов в сфере мониторинга и оценки эффективности управления в квазигоссекторе демонстрирует зарегулированность сферы, дублирование, неработающие многосложные процедуры оценки, смешение оценки эффективности управления квазигоссектором и госсобственностью.  По словам эксперта, сегодня необходимо определить уполномоченный орган по мониторингу и оценке квазигосударственного сектора, а не государственного имущества. Формировать портфель государственных компаний нужно не по правовой форме, а по назначению, также обеспечить прозрачность деятельности государственных компаний независимо от правовой формы.

Директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев считает, что помимо общей неэффективности, квазигосударственный сектор создает серьезные риски для денежного рынка.

«На 1 июля 2016 года 5,4 трлн. тенге временно свободных денежных средств квазигоссектора были размещены на счетах банков второго уровня Казахстана. Значительная часть этих средств сформирована за счет средств республиканского бюджета и Нацфонда через пополнение уставного капитала, кредитование и выпуск облигаций. За последние 10 лет квазигоссектору было выделено свыше 34 млрд. долларов. Таким образом, бюджетные средства размещаются квазигоссектором на счетах в банках, банки имеют избыточную ликвидность, которую Нацбанк вынужден стерилизовать посредством выпуска нот, завышая базовую ставку, поскольку справедливо опасается, что этот «денежный навес» может уйти на валютный рынок», - подчернул он. 

В свою очередь, директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров в ходе круглого стола отметил, что в свое время квазигосударственный сектор заработал огромные долги, после чего понадобилась помощь государства.

«В период высоких цен на нефть государственные компании бесконтрольно тратили огромные деньги на инфраструктурные проекты, покупку зарубежных активов и социальные проекты. Для финансирования этих расходов государственные компании агрессивно занимали за рубежом и внешний долг квазигосударственного сектора вырос до 23 млрд долларов США. После падения цен на нефть крупнейшие государственные компании оказались не в состоянии выплачивать внешний долг и обратились за помощью к государству», - сказал Касымхан Каппаров.

Копания «Казмунайгаз», по данным Каппарова, получила 4 млрд долларов США из Национального Фонда, компания Темир Жолы – 50 млрд тенге из ЕНПФ. Таким образом, внешний долг госкомпаний является по сути «невидимым государственным долгом», а за низкую эффективность менеджеров государственных компаний приходится платить всем гражданам Казахстана.

В завершении встречи эксперты пришли к мнению, что необходимо четкое определения целей, на которые могут быть выделены средства из национального Фонда. Прежде всего, для этого нужно закрепить основные функции в отдельном Законе «О Национальном Фонде РК». Другим не менее важным аспектом повышения качества и прозрачности работы Фонда является институционализация его деятельности и создание отдельного юридического лица. При этом должны быть внедрены практика ежегодного доклада и обсуждения о размере поступлений, расходовании средств Фонда и его инвестиционной доходности в Парламенте, а также ежегодный независимый внешний аудит и публикация его результатов.

Напомним, неэффективность квазигосударственного сектора также стала одной из ключевых тем прошедшего накануне 19 июня совместного заседания палат Парламента РК.

Loading...
В продолжение темы «госбюджет»