Три ключа к коду нации: воспитание, знания, культура

Три ключа к коду нации: воспитание, знания, культура

20 июня, 12:31 815
Три ключа к коду нации: воспитание, знания, культура

Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода, писал в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Корреспондент BNews.kz  спросил у экспертов, что они вкладывают в понятие «национальный код нации».

Директор научно-исследовательского института «Алаш» Жусип Султан Хан Аккуулы:

- Национальный код – это наша национальная идентичность, особенность нашей культуры. Например, японская культура для всего мира стала культом, всем известны одежда кимоно, виды борьбы, японское чаепитие, поведение. Даже гейша стала культом. Подобную цель – сохранить особенности казахской культуры – в начале прошлого века ставила перед собой наша национальная элита, партия «Алаш». 

Казахи всегда имели свои особенности. Допустим, умение раздачи мяса за столом. Разве это не культура? Или той кумыса: как его готовят, как его подают, а одежда казахов, проводы невесты или встреча невесты в доме жениха – это тоже красивый культ. Это особенности нашей культуры, которые ничем не уступают ни японцам, ни другим народам мира.

После голода 30-х дух казахов был сломлен, был уничтожен цвет нации, а перед этим была ликвидирована вся национальная элита. Этот культурный код был сломлен. Поэтому мы пожинаем самые худшие плоды геноцида, этноцида, вместе взятых. Последние сведения о голоде как раз начинают раскрывать в полном объеме весь масштаб, весь объем трагедии, когда казахи потеряли почти 80 процентов своей численности.

У человека, который проголодал один день, нельзя спрашивать совет на протяжении больше одного года. Когда человек голодает – от теряет рассудок. Мы тот народ, который потеряв однажды рассудок, потеряв свой код, только начинаем восстанавливать себя.

Когда была создана партия «Алаш», весь народ был в это вовлечен. Тогда лидеры партии понимали, что народ нельзя лишать собственности. Наличие одного барана и было мотивацией для развития хозяйства. А большевики лишили человека этой возможности, лишили права на собственность. В первые годы независимости Президент Казахстана говорил, что самая главная гарантия развития общества – это гарантия частной собственности.

Я поддерживаю переход на латиницу. Я вижу это как одну из возможностей обеспечить развитие своей национальной, неповторимой самобытной культуры. Первое решение о переходе на латиницу было принято на первом съезде деятелей науки Казахстана, его провела интеллигенция «Алаш» в Оренбурге. Решение было принято на самой демократической основе, и тогда на голосование было поставлено два варианта – письменность Казахстана на арабской графике, предложенная Ахметом Байтурсынулы, и на латинице, её предложил Назир Тюрякулулы. Наш выдающийся дипломат, который установил дипломатические отношения между СССР и ныне Саудовской Аравией. Он одержал победу всего одним голосом, и казахи постепенно перешли на латиницу. Но в 1941 году советская власть, чтобы оторвать нас от наших корней, насильно перевела нас на кириллицу.

Руководитель Фонда культуры и развития «Улагат» Камажан Жумакасова:

- Действительно, у каждого народа, у каждой состоявшейся нации есть свой культурный код. Иными словами – содержание, свойства, признаки, особенности, специфика кода каждой нации была и есть всегда. Другое дело, озвучивалось ли в таком масштабе, как сегодня, на таком уровне высоком, как в тексте Послания Президента своему народу. Код нации – это нутро этой нации, это тот ключ, открывая которым, ты заходишь в душу, в историю, в жизнь, в сердце этого народа. Что касается нашего народа, казахов, код нации одним словом невозможно определить, а тем более – обозначить.

Если взять даже язык казахов, он одним только словом может объяснить историю целых поколений, даже Всемирную историю. Есть у казахов слово «қасырет», его невозможно перевести на другие языки. Оно может быть использовано только самими казахами, знающими его на достаточно высоком уровне.

Но прежде, чем понять смысл слова «қасырет», сначала нужно объяснить понятие «нәубет». Нәубет – это определенная тревога, горе целой нации в нашем случае, народа, которое имело место в определенный период времени. Эти физические, временные границы и называются этим словом. Наиболее подходящее смысловое выражение на русском языке – это «кампания». Какая-то трагедия была, закончилась, остались только последствия.

А «қасырет» - это и трагедия, и горе народа, но в моём понимании, в понимании историков, которые пишут на эту тему и исследуют. Это такое эмоциональное, психологическое прежде всего состояние человека, которое сопровождает его на протяжении всей его сознательной жизни. Это неотделимое состояние «қасырет» в плане разрушительности личности, разрушительности его жизни, разрушительности вообще целой династии. Когда человек на этом белом свете остаётся один, и он знает, почему, и каким образом, и кто виноват в этой трагедии. Это и называется «қасырет».

Поэтому, говоря о коде нации, можно предположить, что это культурные, социально-психологические артефакты, которые живут в историческом сознании народа. «Қасырет» – это историческая память, запечатлённая в сознании. Будет она передаваться следующему поколению или нет – это другой вопрос, но этим живёт вся страна.  Свидетельство тому – каждый год в конце мая мы вспоминаем репрессированных, а также погибших во время голодомора. «Қасырет» - это горе народа. Горе было, время все вылечило, а «қасырет» никогда не вылечивается.

Искусственно имевший место в нашей истории голод – ашаршылық – это результат коллективизации, индустриализации, когда на пастбищах и на посевных площадях в своё время строились определенные производственные предприятия, обрабатывающая, добывающая промышленность, которые имели эпизодическое значение в отношении результатов этого производства относительно Казахстана. Кроме того, коллективизация является одной из общепризнанных реальных причин этого голода, пик которого приходился на 1932 год.

Возвращаясь к вопросу о коде нации, мы подразумеваем социальное психологическое состояние, культурное внутреннее содержание этой нации, которое выражается прежде всего его языком. И чтобы получить доступ к этому культурному коду нации – нужно иметь ключи, чтобы попасть на этот культурный код нации и наслаждаться его достоянием. А ключ к открытию кода нации прежде всего в национальном воспитании. Второй путь получения ключа к коду нации – это знания. Как общие, так и профессиональные.

И третий ключ к коду нации – это культура.

В таком понимании можно представить себе содержание, всю мощь, всю глубину, всю не просто специфику – изящность нашего народа. Я восхищаюсь кодом нации казахов, не каждому дано счастье найти этот ключ к этому культурному коду.

 

Loading...