Как стать идеальными родителями?
Эксклюзив

Как стать идеальными родителями?

14 апреля, 10:36 1177 Астана
Как стать идеальными родителями?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более 16 тысяч казахстанских детей живут в неблагополучных семьях. Таких семей по стране насчитывается 12 тысяч. Эти цифры привел министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, выступая на правительственном часе в Мажилисе парламента РК.

По данным министра, в 2016 году 1000 казахстанцев были лишены родительских прав. За тот же период более 5500 граждан наказаны, в административном порядке, за невыполнение обязанностей по воспитанию детей. Кроме того, выявлены и пресечены 44 факта жестокого обращения с детьми.

Министр отметил, что уголовные инциденты в семьях обычно происходят в результате конфликтов между супругами, в семьях с низким социальным и материальным уровнем и очень часто в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего от семейного насилия страдают женщины, пожилые люди и дети. 

Что надо сделать на практике, чтобы поднять в общественном сознании статус семейных ценностей? Чтобы воспитание детей - подрастающего поколения казахстанцев, рассматривалось сегодняшними родителями не как тяжкая обязанность, а как счастливая возможность проявить все лучшее в самих себе? На вопросы корреспондента BNews.kz ответила генеральный директор Института семейного воспитания в городе Астане Софья Евдокимова.
 

Не воспитывайте детей,

все равно они будут похожи на вас,

поэтому, воспитывайте себя.

 (Английская пословица)

- Что такое материнство? Надо ли ему учиться?

- Вопрос очень актуальный. Как-то, поздравляя женщин с 8 марта, Глава государства подчеркнул, что считает материнство сложной профессией, и что этому «искусству воспитания надо учить». Мы, совершенно согласны с этой точкой зрения. Но, к сожалению, не все это понимают. До сих пор бытует мнение, что женщина, родившая ребенка, «автоматически» становится хорошей матерью; что она уделяет ребенку много внимания; что в ней просыпается «шестое чувство», которое гарантирует ей принятие верных решений в процессе воспитания.  Но, если бы это было так, откуда появлялись бы «неблагополучные подростки» - социально дезадаптированные, склонные к правонарушениям, алкоголизму, наркомании? Поэтому мы считаем опасно наивным убеждение, что родителям – и матерям, и отцам – учиться родительству не нужно.  Обязательно нужно!     

- Чаще всего у современных молодых женщин нет на это времени. Они стремятся сделать свою собственную карьеру для финансовой независимости и социального положения в обществе. 

- Опыт многих стран мира показывает, что воспитание родителей – и будущей мамы, и будущего отца – должно начинаться еще в период создания семьи, когда молодые люди принимают это важнейшее решение - пойти по жизни вместе. Знаете ли вы, что в психологических консультациях стран Западной Европы и США добрачное консультирование пар весьма распространено? Мужчины и женщины с помощью психологов осознают, каковы представления каждого из них о семье – супружестве и родительстве; к какому распределению семейных ролей они готовы; какие требования они готовы предъявлять к самим себе и к супругам; что в воспитании своих будущих детей считают важным. У нас в стране психологические консультативные центры пока не имеют широкого распространения. Поэтому такого рода поддержку молодожены могли бы получать в РАГСах. Наш институт выступал с инициативой проведения силами наших сотрудников просветительской работы (лекций, семинаров и тренингов) при РАГСах города Астаны. Мы назвали этот проект школа для молодоженов «Бiргемiз». Я рада отметить, что те занятия, которые мы предлагали будущим супругам, вызывали интерес. На тренингах царила прекрасная атмосфера, и все участники отмечали огромную пользу от проведенного на тренингах времени и полученных там знаний. Мы планируем распространить опыт работы школы «Бiргемiз» в другие регионы Казахстана.

Фотоархив BNews.kz

- Как научиться быть хорошими родителями, в семьях где уже есть дети?

- Прежде всего, всем нам надо понимать, что учиться никогда не поздно. В том числе и учиться тому, как быть хорошим родителем! Главное – найти хороших помощников в этом! С нашей точки зрения, система образования родителей должна опираться на психологов, работающих в детсадах и школах. Ведь к настоящему времени педагогическая психология накопила огромный арсенал специальных знаний по самым разным аспектам воспитательного процесса. Психологи могут подсказать и как наладить открытое, доверительное, честное общение с ребенком; и как грамотно разрешить возникающие конфликты, чтобы в душе ребенка не осталось болезненных шрамов на всю жизнь. Я думаю, все согласятся с тем, что было бы неразумно не воспользоваться богатством накопленных человечеством знаний.

На этом пути есть два препятствия: взаимодействие школы с родителями учащихся часто носит формальный характер, а школьные психологи и классные руководители до недавнего времени были ориентированы в основном на работу с учениками, а не с их родителями. Поэтому задача   сделать психологов и классных руководителей активными помощниками родителей является, с нашей точки зрения, очень важной. Надо разрушить стену недоверия, неуважения и непонимания между школой и семьей, которая долгое время – не будем отрицать –  существовала.       

- Интерес девушек к вопросам подготовки к материнству более распространен, чем интерес юношей к отцовству. Считаете ли Вы такое положение дел нормальным?

-Такое положение вещей сложилось исторически. Но это отнюдь не значит, что оно не требует исправления! Ведь роль отца в воспитании ребенка огромна. Отец не может быть только «добытчиком», он должен принимать активное участие в воспитании сыновей и дочерей. Начинать подготовку к воспитанию отцовства, на наш взгляд, нужно во время службы молодых людей в армии. Это время, когда у юношей окончательно формируется система жизненных ценностей и приоритетов, и старшие товарищи - командиры, офицеры – могут оказать плодотворное влияние в этом направлении. Если, конечно, будут обладать достаточным объемом знаний в области семейного воспитания. В этой связи мы еще предлагали ввести программу по повышению квалификации военных психологов в области семейного воспитания. Институт семейного воспитания такую программу разработал.  Но понимание и поддержку в Министерстве обороны мы так и не получили.

Фотоархив BNews.kz.

- Как Вы считаете, какие еще условия, кроме педагогической грамотности родителей, должны присутствовать для необходимого развития ребенка как личности?

- Конечно, огромное значение имеет психологическая атмосфера семьи. То, насколько уважительно, с любовью и заботой относятся друг другу сами родители, муж и жена. Насколько стабильной и наполненной добрыми чувствами является семья. Но посмотрите: даже по сводкам криминальной хроники мы видим, как много стало новостей о том, что муж поднял руку на жену, жена в порыве ярости убила мужа, сын убил мать за отказ дать денег на выпивку, внук заказал убийство бабушки и так далее. Все это – печальное отражение тех тенденций развития семьи, которые происходят в последние десятилетия. 

- Какие это тенденции?

- Происходящие в рамках института семьи радикальные изменения отражают как общецивилизационные тенденции, наблюдаемые в большинстве стран мира, так и преобразования, происходящие в казахстанском обществе с начала девяностых годов прошлого века.

Во-первых, ученые многих стран отмечают, что в современной семье существенной трансформации подвергаются семейные роли мужа и жены, матери и отца; происходит перераспределение зон ответственности, в том числе в сфере родительства. Зачастую это принимает уродливый характер борьбы за власть внутри семьи, что приводит к тому, что никто никому не хочет уступать, каждый стремится возобладать, доказать: «Есть только два мнения: мое и неправильное!». Родные люди перестают слышать друг друга, и вместо желания сгладить возникшие недоразумения, действиями людей руководят раздражение и агрессия. И мужчины, и женщины не стремятся искать компромиссы ради сохранения семьи – это одна из причин участившихся разводов. Мужья оскорблены недостаточным уважением со стороны жен. А жены, особенно работающие и финансово успешные, не считают нужным выказывать свое уважение мужьям. Жертвами этой игры амбиций становятся дети.

Фотоархив BNews.kz

Во-вторых, негативно сказывающейся на семье в целом, и на процессе воспитания тенденцией развития семьи является тот, уже всем очевидный факт, что в современную семью все увереннее входит принцип автономии личности – то есть супруги всё больше ориентированы не на развитие семьи в целом, не на повышение своей педагогической культуры для более эффективного воспитания детей, а на развитие самих себя: и папы, и мамы стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи – в бизнесе, профессии, общественной деятельности. Вот такое торжество эгоистических устремлений. Маму больше интересует, как она выглядит, как идет ее продвижение по службе, сколько денег она зарабатывает – чем то, что переживает и как учится ее ребенок. В лучшем случае, за учебу ребенка начинают отвечать няни и репетиторы. Но внимание и заботу мамы, общение с ней, никакой – даже самый хороший репетитор – не заменит. Чувство одиночества, которое овладевает ребенком, переживание своей ненужности часто трансформируется в агрессию. Дети перестают уважать родителей – их целью становится «отжать побольше из родительского кошелька». Таким образом, формируется третья тенденция развития института семьи. 

Это тенденция – нарастание в семьях ценностного кризиса. Так, исследования социологов в 50-х - начале 60-х годов XX века показывали, что молодежь, отвечая на вопрос о составляющих счастья, на первые места выдвигала любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружения. А что теперь? На наших глазах формируется новый тип направленности личности, характеризующийся ориентацией на преобладание такой жизненной ценности, как материальная обеспеченность. И для взрослых, и для подрастающего поколения важным становится не то, какой ты есть человек, а то, что ты имеешь – в каком доме живешь, на каком автомобиле ездишь, где и как отдыхаешь – и прочее, прочее, прочее. Из системы ценностей уходят честность, порядочность, образованность.

В результате мы получаем ситуацию, когда подростки считают возможным не выбирать средства для получения желаемого (мобильного телефона престижной марки, например), а использовать грубую силу.  В ход идут  шантаж одноклассников, драки. Подраться ведь проще, чем пойти и заработать (разнести почту, расклеивать рекламу и т.д.). Происходит нарастание ожесточенности людей друг к другу. Принцип «Хочу все и сразу, любой ценой» – вот главный враг добрых, бережных, уважительных отношений.

- Что нужно делать для изменения ситуации в лучшую сторону?

- Прежде всего, надо создать такие условия в образовательной среде, чтобы духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения уделялось особое внимание – в школах, колледжах, вузах, в СМИ, которые сейчас имеют на подростков даже большее влияние, чем родители. А то ведь зачастую в фокусе внимания педагогов и родителей оказывается не система ценностей и поведение подростка, а гонка за высокими баллами в ЕНТ. Важно всем нам помнить, что под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма.

Это задача государственного масштаба. Президент РК Нурсултан Назарбаев в 2013 году подписал Указ об учреждении в нашей стране праздника День семьи. Целью таких масштабных мероприятий как раз и является привлечение внимание молодежи к семейным ценностям. Задача всех нас на местах - проводить их не формально, а творчески, чтобы они запоминались казахстанцами, а не служили поводом для «галочки» в отчетах министерств и ведомств.

Мощным инструментом духовно-нравственного воспитания могут и должны являться СМИ. Чем больше хороших примеров видит ребенок на экране ТВ, тем легче педагогам и родителям воспитывать его в правильном направлении.

А всем родителям надо помнить: нет более мощного средства воспитания детей, чем примеры поведения их родителей. Не стоит удивляться агрессивности ребенка в школе, если дома он видит, как отец поднимает руку на мать; мать огрызается на свою мать, а центром всех разговоров являются деньги. Самовоспитание родителей очень важно. Не менее важно, чем самообразование. Процесс формирования смысложизненных ориентаций сложный. Но я с оптимизмом смотрю в будущее. Главный источник моего оптимизма – внимание, с которым к этой проблеме стало относиться наше государство.

Фотоархив BNews.kz

- Что Вы хотели бы пожелать нашим читателям?

- Думать о будущем сейчас. Не откладывайте те изменения, которые назрели, «на потом». Не надо мириться с грубостью сына или дочери, полагая, что «вырастет – поймет». Найдите время для разговора по душам; не получается – обратитесь к специалистам. Главное – делайте. Как сказал мудрец, «Действия не всегда приносят счастье, но без действий счастья не бывает!».

- Спасибо за обстоятельное интервью!

Loading...