ЕАЭС: Готовы ли страны уступать?

ЕАЭС: Готовы ли страны уступать?

22 декабря, 09:12 446 Астана
ЕАЭС: Готовы ли страны уступать?

У Евразийского экономического союза (ЕАЭС) есть серьезные достижения, но есть и нерешенные вопросы, о которых рассказал председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Дмитрий Панкин на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева в Астане, передает корреспондент BNews.kz.

Достижения и недостатки

Создание Евразийского экономического союза – реальное достижение его участников после нескольких «интеграционных фальстартов» 1990–2000 годов. Работа по рынкам лекарственных средств, доработке Таможенного кодекса, созданию общего электроэнергетического рынка, единого финансового регулятора, общих рынков нефти и газа представляет собой компоненты одного процесса, которой достаточно сложен и конфликтен, считает Д.Панкин.

Глава ЕАБР предположил, что конечные решения будут представлять собой результат компромисса участников ЕАЭС.

«25-летие независимости Казахстан отмечается хорошими показателями. Если сравнить уровень валового дохода на душу населения, то начало трансформации Казахстана, после распада советского периода был примерно 60% от уровня Российской Федерации. Сейчас Казахстан, практически, сравнялся, даже на 1% превышает РФ. Мы видим, что 25 лет - это успешное развитие, особенно в 2010 году – очень высокие темпы экономического роста.  Сейчас достаточно ярко видна картина роста развития страны за последние годы», - сказал председатель интеграционного банка.

Во время встречи спикер оттолкнулся от трудов классиков экономической теории, где в одних процесс интеграции стран представляет ряд преимуществ, а в других показывает наоборот.

«Все мы знаем Давида Рекардо «Теория сравнительных преимуществ», которая говорит, что страны, которые открыто вступают в торговые обмены с другими странами получат экономический выигрыш за счет того, что специализируется на самых выгодных, на самых эффективных производствах, продуктах. Вывод такой, что если сделать режим свободной торговли, режим отсутствия каких – либо ограничений, то будет достигнут наибольший экономический эффект. Но, оказывается, это не совсем так. Эти процессы приводят к тому, что ряд стран получает огромные конкурентные преимущества, а другие страны наоборот, превращаются в некие сырьевые придатки, в хронических поставщиков природных ресурсов и слабо обработанных товаров. Формируются зоны застойных процессов», -  отмечает Д.Панкин.

Здесь спикер опирается на теорию Петра Савицкого, одного из основоположников теории евразийской интеграции, который отметил в своих трудах, что объединение стран положительно влияет на страны, которые имеют выход к морю.

«У нас в ЕАЭС фактически пять стран, не имеющих выхода к морю, как раз эти страны от режима свободной торговли проигрывают. У них нет свободного доступа к морским портам, транспортировка грузов, товаров гораздо тяжелее и более затратна, поэтому если выстроить свободный режим торговли, то темпы роста будут ниже. Какой был сделан вывод и выход? Страны, не имеющие выхода к морю должны искать выход не в специализации открытой торговли со всем миром, а стараться развивать кооперационные связи между собой, стараться создать максимально региональные объединения», - добавил Д.Панкин.

В такой ситуации, для Казахстана как для страны удаленного от морских портов необходимы интеграционные процессы с соседними странами.

Председатель банка отметил, что наиболее сильный экономический сосед Казахстана – Китай. Однако, интеграция с Китаем ведет к тому, что Казахстан будет специализироваться на поставке нефти, руды и производстве сырья. 

Умение договариваться

«Россия и Казахстан близки по структуре своей экономики и здесь мы можем создавать более сбалансированную группу стран, где не будет специализации, что кто-то на производстве сырьевых продуктов, а кто-то на машиностроении. Здесь есть факты по инвестициям, по совместным предприятиям, тут более равномерное распределение и отраслевая специализация происходит между странами. Кроме экономической составляющей важна и некая историческая общность, культура, традиции», - отметил председатель банка.

Вместе с тем Д.Панкин сказал, что важной задачей и проблемой одновременно является умение договариваться.

«В этом году в ноябре страны вышли на принятие единого Таможенного кодекса ЕАЭС, документ очень сложный, около 1500 тыс замечаний было к первому тексту, в ноябре же было принято решение о запуске фармацевтических продуктов. Исторически во многих странах есть понятие, что существует одна точка зрения и она правильная. Все другие точки зрения неправильные. С такими подходами крайне сложно выходить во взаимоприемлемые решения. Что такое выход на единое таможенное пространство? Это, когда каждая страна должна пойти на уступки», - заметил Д.Панкин.

К примеру, по словам спикера, Казахстан пошел на уступки, чтобы таможенные пошлины по многим товарам в РК были существенно ниже, чем в РФ. Так, таможенные пошлины были подняты и стали на единый уровень стран ЕАЭС.

Куда двигаться дальше?

Успешным примером интеграции Д.Панкин отмечает Европейский союз, который создал соответствующие политические институты. В этой связи спикер задается вопросом, нужно ли торопить объединение стран.

«Должны ли мы говорить о скорейшей интеграции, о политической интеграции, о формировании общего парламента. Должны ли мы говорить о введении единой валюты на территории ЕАЭС. На мой взгляд, торопиться не стоит. Процесс должен быть постепенным, не надо стараться расширять количество стран, выходить на политические договоренности. Последствия могут быть очень неприятными. Будут серьезнейшие экономические проблемы. Кризисы в той или иной стране. Сейчас я бы не стал говорить о введении единой валюты, единого центрального банка. Каждый шаг непростой», -  подчеркнул глава ЕАБР.

Д.Панкин отметил, что впереди предстоит вести работу по формированию рынка энергоресурсов.

«Допустим, единый рынок электроэнергии. Мы знаем, что в советское время все наши энергоресурсы были закольцованы. Допустим избыток электроэнергии, который генерируется в одних регионах там, где мощные ГЭС, они потреблялись в энергодефицитных регионах. Сейчас, этого нет. Энергосистемы не сообщаются друг с другом», - сказал он.

Также запланирована работа по формированию финансового рынка, задача - к 2020 году.

При этом, председатель ЕАБР отметил, что, формируя союз, важно не отделиться от других стран «крепостными стенами».

«ЕАЭС - это 180 млн человек, это где – то 3% ВВП производимого в мире, с точки зрения промышленного производства это мало. Наши страны не смогут существовать от остального рынка, необходимо выстраивание, взаимодействие торговли, экономических связей с другими интеграционными объединениями», - отметил Д.Панкин.

Спикер считает, что правила мировой торговли претерпевают тектонические изменения, и очень часто не в пользу стран ЕАЭС и решением в текущей ситуации может стать планомерная работа по выстраиванию сети зон свободной торговли (ЗСТ), подобных ЗСТ с Вьетнамом.

Глава ЕАБР уверен, что перспективы взаимовыгодного сотрудничества ЕАЭС и КНР должны придать дополнительный серьезный импульс региональному развитию, транспортному, энергетическому и финансовому взаимодействию в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке.

Loading...
В продолжение темы «ЕАЭС»