Как будут утилизировать автомобили в Казахстане?
mod ru

Как будут утилизировать автомобили в Казахстане?

10 декабря, 16:22 447 Астана

28 января этого года введен утилизационный сбор на автотранспорт. Этому предвещало то, что с 1 января вступили в силу Правила реализации расширенных обязательств производителей (импортеров). Теперь импортеры и рядовые граждане, купившие машину заграницей, вынуждены платить внушительную сумму за регистрацию транспорта в стране. Нововведение распространяется также на шины, покрышки, аккумуляторы электрические, моторные масла, тормозные жидкости, антифризы и антиобледенительные жидкости. Власти сообщают, что программа утилизации в Казахстане в полной мере еще не работает, поэтому граждане, оплачивая утильсбор, вкладывают средства для создания перерабатывающей инфраструктуры. BNews.kz предлагает разобраться в том, как будет работать утилизационная программа в нашей стране.

По данным Комитета дорожной полиции на конец 2015 года, в Казахстане зарегистрировано 5,2 млн легкового транспорта, 620 тысяч грузового автотранспорта и 110 тысяч автобусов. 58,3% легкового транспорта – старше 20 лет, по зарубежным меркам этот автомобиль уже давно подлежит утилизации. Как известно, больше 80 процентов загрязнения воздуха происходит именно за счет автомобилей. Предполагается, что введенный налог на утилизацию должен решить эту проблему.

Для оплаты утилизационных платежей и регулирования инфраструктуры в Казахстане создан сервис «Оператор РОП». В функцию Оператора входит: организация сбора, транспортировка, переработка, обезвреживание, использование или утилизация отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).

Нужно ли платить, если я хочу сдать авто на утилизацию?

Как сообщает пресс-служба «Оператор РОП», владельцы транспортных средств, которые хотят сдать своего старого «железного коня» на утилизацию абсолютно ничего не платят. Все, что необходимо от владельца, это снять авто с учета в полиции и предоставить сотрудникам Оператора справку о снятии с учета данного транспортного средства. Затем Оператор просто забирает ваше ТС. Данные принципы распространяются не только на машины с оплаченным утилизационным платежом, но и для тех авто, что уже колесят по нашим дорогам.

Предусмотрено ли вознаграждение за утилизацию автомобилей?

Оплата за сдачу машин на утилизацию пока не предусмотрена. Как сообщает оператор, поиски способов для вознаграждения граждан за сдачу старых автомобилей уже ведется. Для этого, по словам сотрудников «Оператор РОП», нужно произвести необходимые расчеты, разработать план, изучить положительный международный опыт в области внедрения стимулирующих мер по сдаче вышедших из эксплуатации транспортных средств населением и опыт ЕврАзЭС, обсудить детали с отечественными автопроизводителями, узнать мнение общественности и по итогам представить проект программы на обсуждение в Министерство энергетики РК.

Тем временем, Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) предложила изменить условия льготного кредитования. Подразумевается, что при сдаче старого авто «Оператору РОП», казахстанцам будут выдавать компенсационные сертификаты для покрытия первоначального взноса. Предлагаемая программа рассчитана на 20 лет и реализуется на основе «револьверного кредитования»: за счет средств, поступающих от погашения основного долга физическими лицами, получившими кредит, банки будут выдавать новые займы на приобретение автомобилей. Пока не известно, будет ли одобрена данная программа.

Когда и где будет реализована утилизационная программа?

По предварительным данным, в Казахстане необходимо построить три комплекса по утилизации транспортных средств из расчета одно предприятие на 4 млн. населения. Предварительное месторасположение центров по утилизации: Астана, Алматы и Западно-Казахстанская область. В 2017 году производственная мощность перерабатывающего комплекса составит 15-20 тысяч автомобилей в год, в 2018 году планируется выход на плановую мощность. Уже началась работа по организации пунктов сбора автотранспортных средств, подлежащих утилизации.

Ожидается, что на стоянки будут поступать порядка 10 тысяч автомобилей в год. В целом реализация программы рассчитана на три этапа, завершающим является 2031-2050 годы.

Где будут складироваться отработавшие свой срок машины?

Автомобили, вышедшие из эксплуатации, в первую очередь будут доставлены на площадки-накопители. Данные площадки, согласно стратегическому плану, предусмотрены во всех областных центрах нашей страны и именно на них будут накапливаться все вышедшие из эксплуатации транспортные средства (ВЭТС), а уже затем направляться на заводы полного цикла утилизации. Затем они будут подвержены следующим процедурам: в первую очередь из автомобиля будут слиты все опасные жидкости и сняты пластиковые детали, извлечен аккумулятор, стекло, предметы из текстиля. После данных процедур авто, а точнее, все что от него осталось, будет направлено в шредер (измельчитель), а те материалы, что были слиты и сняты будут подвергнуты переработке.

О процессе утилизации автомашин

Автомобиль поступает на утилизационный завод (своим ходом или привозится), проводится его взвешивание, а также проверка радиационного фона при помощи специальных приборов. Затем происходит удаление опасных жидкостей, аккумуляторной батареи и автопокрышек, резиновых изделий (коврики), топливного бака. При помощи специальных насосов (или методом слива, кроме хладагентов в кондиционере) удаляют остатки топлива (бензин или дизельное топливо) моторное масло, масло из мостов, антифриз, антиобледенительную жидкость. Снимают аккумулятор и покрышки, топливный бак.

Снимаются запасные части пригодные для продажи и пластиковые бамперы. В шредере происходит сепарация системой автоматической сортировки цветных металлов. После шредирования, черный металл собирается и загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переплавку на сталелитейный завод. Остатки цветного металла, пластика, ткани, стекла поступает на линию автоматической сортировки. Отобранный цветной металл загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переработку.

Что выгоднее: сдать частникам на металлолом за вознаграждение или «Оператору РОП»?

В свою очередь частная компания не гарантирует соблюдения всех норм и процедур должной утилизации автотранспорта и его комплектующих. Более того, на данный момент ни одно предприятие не обеспечено материальной базой, способной предоставить полный цикл переработки автотранспорта. Здесь вопрос больше для самих владельцев, их сознательности и понимания потенциального и фактического вреда, наносимого окружающей среде от неправильного и тем более, обычного выброса авто на полигоны ТБО. Вопрос совести каждого. Вопрос того, где и каким мы видим будущее наших детей.

Простая статистика

1 литр отработанного масла способен отравить от 100 до 200 тонн грунтовых вод. 40% всей водной поверхности покрыто пленкой нефтепродуктов, отработанные масла, при попадании в грунт, быстро впитываются и делают непригодными почву на 10-ки лет. Подкрепляем сказанное цифрами, по предварительным оценкам, ежегодно в Казахстане образуется до 20 тысяч отработанного масла. Представляете, о каких объемах идет речь? Включим сюда сложившуюся ситуацию с автомобильными шинами, утилизация и переработка которых также приобретает большое экологическое и экономическое значение.

Изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды, в то же время, при правильной переработки покрышки могут стать сырьем для изготовления ряда продукции: новых автомобильных покрышек, ж/д шпал, покрытий для дорог, плитки из резиновой крошки и так далее. В Казахстане существуют предприятия, которые занимаются переработкой изношенных шин, но их объемы лишь «капля в море».  Основная масса изношенных шин все же утилизируется старым «дедовским» способом путем сжигания и захоронения на мусорных полигонах.

В продолжение темы «утилизация»