Как новый Таможенный кодекс ЕАЭС защитит экономику Казахстана?
mod ru

Как новый Таможенный кодекс ЕАЭС защитит экономику Казахстана?

17 февраля, 17:21 1464
Как новый  Таможенный кодекс ЕАЭС защитит экономику Казахстана?

В 2017 году в Евразийском экономическом союзе ожидается вступление в силу нового  Таможенного кодекса. Как с помощью таможенного регулирования  будут реализовываться внешнеэкономические интересы нашего государства рассказал BNews.kz заместитель Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Госман Амрин.

Не будет открытием, если мы отметим чрезвычайную важность таможенной политики в современной экономической жизни Казахстана. Имплементация международных соглашений, действующих в рамках Евразийского экономического союза, принятие во внимание динамично развивающиеся современные технологии электронной связи, пожелания бизнес-сообщества, направленные на упрощение таможенных формальностей, сделали новый Кодекс более детальным, соответствующим требованиям рынка  и отстаивающим в первую очередь экономические  интересы государства и граждан.

Какие изменения и новшества внесены в новый Таможенный кодекс ЕАЭС?

В новом Кодексе закреплен приоритет электронного декларирования, использование безбумажных технологий, который станет основой для ускоренного прохождения таможенных формальностей и снятия бюрократических барьеров.

Также значительно усовершенствован процесс предоставления таможенным органам предварительной информации. По новому Кодексу предварительную информацию можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций. Данная информация может использоваться как уведомление о прибытии, транзитная декларация, декларация на транспортное средство, а также как документ для помещения товаров на временное хранение. При этом закреплена обратная связь, о необходимости уведомления лица, которое подал предварительную информацию о результатах анализа такой информации.

Вместе с тем предварительная информация может использоваться другими контролирующими органами, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, что значительно ускорит прохождение всего процесса контроля на границе.

Приняты инициативы по ускорению в целом процесса совершения таможенных формальностей и внедрению альтернативного выбора путем возможности заполнения таможенной декларации таможенным органом, без участия брокерских компаний.

Сокращен срок выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.

Также внесено новое упрощение в виде предоставление отсрочки по уплате таможенных пошлин сроком до 1 месяца всем участникам внешнеэкономической деятельности с уплатой процентов, а также до 6 месяцев для товаров, необходимых для промышленной переработки и необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, ввозимых в рамках государственного заказа.

По инициативе казахстанской стороны было принято предложение о расширении перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации.

Аналогичная норма будет действовать для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией.

В новом Кодеке значительно преобразован институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), который теперь будет подразделяться на 3 типа свидетельства, и относиться к низкому уровню риска.

УЭО имеющие 1 тип свидетельства будут пользоваться упрощениями, связанными с перевозкой товаров на всей территории Евразийского экономического союза.

УЭО имеющие 2 тип свидетельства будут пользоваться упрощениями по декларированию и хранению товаров на территории государства, выдавшего свидетельство.

3 тип свидетельства для УЭО будет универсальным, к нему будут применяться комплекс упрощений предусмотренных 1  и 2 типом свидетельства. 

Основные упрощения для операторов это ускоренное и упрощенное проведение таможенных операций – первоочередной порядок таможенных операций, непредоставление обеспечения при транзите, не установление маршрута перевозки, выпуск до подачи деклараций, хранение и проведение таможенных операций в помещениях УЭО, приоритетное участие в пилотных проектах и т.д.

С учетом долгосрочной практики нахождения под таможенным контролем товаров, по которым предоставлены льготы и которые помещены под таможенную процедуру свободного обращения в РК, был предусмотрен механизм снятия с контроля условно выпущенных товаров, оформленных до 1 июля 2010 года. Теперь в новом Кодексе определена дата – 2 июля 2015 года, с данной даты такие товары снимаются с контроля, и прекращается обязанность по уплате таможенных платежей.

Какие нормы провоза товаров физическими лицами для личного пользования предусмотрены в новом Таможенном кодексе?

Принято решение о поэтапном снижении норм беспошлинного провоза после встуления в силу Таможенного кодекса, следующим образом:

в отношении товаров, ввозимых наземным видом транспорта:

- по истечении 1 года – до 1000 евро/ 50 кг;

- по истечении 2 лет – до 750 евро/ 35 кг;

- по истечении 3 лет – до 500 евро/25 кг, без учета частоты перемещения.

в отношении товаров, ввозимых в международных почтовых отправлениях и экспресс-грузах:

- по истечении 1 года – до 500 евро в течение месяца;

- по истечении 2 лет – до 200 евро, без учета частоты перемещения.

Подытоживая анализ изменений и новшеств нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует отметить, что таможенное регулирование призвано реализовывать внешнеэкономические интересы нашего государства, чтобы не только защищать национальную экономику, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Старший менеджер, таможенная и налоговая практика, действительный член Палаты налоговых консультантов Республики Казахстан Николай Ефимчук отмечает, что подготовка Таможенного кодекса ЕАЭС  заняла более 2,5 лет. Впервые, в его разработке, наряду с государственными органами, принимали участие представители бизнес-сообществ Евразийского экономического союза.

От казахстанской стороны бизнес был представлен в лице Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан. Это позволило определенным образом учесть пожелания бизнес-сообщества и решить отдельные проблемные вопросы, к примеру, не решаемую до настоящего времени, проблему постоянного нахождения под таможенным контролем условно выпущенных товаров, оформленных до 1 июля 2010 года.

Данный документ является кодифицированным актом. Двадцать международных соглашений, регулирующих таможенные правоотношения на территории ЕАЭС имплементированы в проект, которые будут поставлены на утрату после его принятия.

В 6 международных соглашениях частично будут прекращены нормы, вошедшие в проект ТК ЕАЭС. Это делает удобным для применения Кодекс с точки зрения максимального охвата сферы правоотношений, затрагиваемых таможенным регулированием. Однако, увеличение норм и значительное число перекрестных ссылок в статьях Кодекса, делает его достаточно сложным для восприятия документом, что потребует от государственных органов значительной разъяснительной работы по нормам Кодекса с целью его правильного применения.

Ключевым для бизнеса в новом Кодексе является:

приоритет электронного (безбумажного) декларирования;

автоматический выпуск товаров;

подача таможенной декларации без представления таможенному органу документов;

расширение перечней специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, взаимное признание статуса в странах-членах ЕАЭС;

перенос акцента с этапа таможенного контроля на этап после выпуска товаров и т.д.

Заложенные в Кодексе достаточно прогрессивные нормы, потребуют от государственных органов их реализации в совокупности с развитием существующих и внедрением новых информационных технологий, без которых многие нормы Кодекса не смогут заработать.

В целом, как государственным органам, так и бизнесу предстоит значительная работа по имплементации нового Кодекса в бизнес-процессы внешнеэкономической деятельности.

 

 

В продолжение темы «ЕАЭС»