Как казахстанской продукции завоевать рынок Китая? (ФОТО)

Как казахстанской продукции завоевать рынок Китая? (ФОТО)

10 декабря, 11:48 25384 Астана
Как казахстанской продукции завоевать рынок Китая? (ФОТО)

Китайцы ценят казахстанские продукты питания. Наши мука, яйца, мясо у них ассоциируется с натуральным производством. Распробовали они и казахстанские пряники, халву и подсолнечное масло. Но пока казахстанским продуктам тяжело попасть на огромный рынок Поднебесной. Об особенностях китайского рынка продуктов питания вы узнаете в материале корреспондента BNews.kz.

В Китае есть традиция - преподносить в качестве дорогого подарка кусок мяса. Охлаждённые куски мяса по полтора килограмм дарят в красивых упаковках с бутылкой вина или специями. В некоторых прилагаются столовые приборы. В основном продажи делаются через Интернет. 

Эта услуга появилась недавно и набирает обороты, отметили специалисты китайской компании. Обычно на рынке говядина стоит около 60 юань (3 тысячи тенге), а такие наборы обходятся как целым согым - от 3000 и до 6000 юань (300 тысяч тенге), при этом в подарке всего 1,5 кг отборного стейка. 

Китайцы, в отличие от казахов, любят покупать продукты питания в маленьких упаковках, как говорится на один раз. Есть и особые предпочтения к оформлению. 

«Мы изучили маркировку китайской продукции. У них есть склонность любить персонажей аниме, например, подсолнух с большими глазами. К таким упаковкам тянется китайская рука», - отметил руководитель секретариата комитета АПК НПП РК Рустем Курманов.

В качестве подарка могут преподнести муку, куриные яйца и мед, причем ценятся казахстанского производства. Но на китайский рынок эти продукты пока попадают в основном нелегально – через «несунов». Они проносят через таможенные посты разрешенную норму, а затем мелким партиями продают.

«В частном порядке «несуны» заносят муку и мед в больших объемах. Официально мед завозить Казахстану пока нельзя, а муку поставлять разрешается всего 500 тысяч тонн. С Хоргоса «несуны» берут 2 ведра меда в руки и несут через границу. В день такой ходок делает до 5-6 рейсов. Также они проносят мешок муки через таможню ничего недоплачивая, так как позволяет вес. Носят мясо и яйца», - рассказал Рустем Курманов.

Казахстанские яйца ценят за плотный и яркий желток, а муку за калорийность. Лагман из нашей муки получается намного сытнее. 

«Сейчас делается соглашения между минсельхозами Китая и Казахстана по меду и отрубям. После этого местная служба контроля приедет на аудит в Казахстан в медовые хозяйства. Они их проверят и только после этого внесут в реестр предприятий третьих стран, которые могут завозить в Китай продукцию в больших объемах», - поделился Курманов.        

Наши соседи все чаще отдают предпочтение натуральным продуктам. В этой нише казахстанские продукты могут занять достойное место. Но и здесь есть свои тонкости.    

«Маркировка казахстанской продукции для китайского рынка не должна просто состоять из одного названия, как для Европы. Им слово «organic» ни о чем не говорит, потому что в Китае 60 процентов людей не знают английского языка. Лучше писать на китайском языке «натуральный продукт», а в оформлении упаковки использовать горы, небо, зеленое поле, ручей. Это будет ассоциироваться с чистотой, натуральностью», - рассказал представитель НПП.

«Для китайцев неприемлемо покупать мед в литровой пластмассовой таре, как это принято у нас. Им будет понятнее и приятнее покупать мед в маленьких глиняных горшочках», - уточняет эксперт.   

По его словам, на китайский рынок продуктов питания очень трудно попасть, но и удержаться там нелегко.

«Нужно правильно брендировать нашу продукцию. Считаю, что заходить на иностранные рынки нужно под одним зонтичным брендом, который будет на всей казахстанской продукции. Его должны продвигать все наши государственные органы и организации – минсельхоз, Казинвест, НПП «Атамекен», и делать все, чтобы этому бренду доверяли», - отметил он.

НПП планирует разработать отраслевые бренды, которые будут предоставляться только проверенным и добросовестным производителям.

«У нас много желающих трейдеров, но они просто поставляют продукцию от разных производителей и поэтому могут в любой момент дискредитировать всю казахстанскую продукцию. Завтра китайцы из их поставок выявят некачественный товар, и рынок закроется для Казахстана. Так случилось с киргизским медом. Пострадали и добросовестные производители. Для нас этот рынок долгожданный и мы можем потерять его в одночасье из-за недобросовестных производителей», - сказал Р.Курманов.

Китайское управление по контролю в случае обнаружения некачественного товара не разбирается с каждым отдельным производителем – наказывается вся страна-поставщик. Как это случилось с Кыргызстаном. Осенью государственное управление по контролю продуктов питания и медикаментов КНР выявила в кырыгзском меде запрещенные в стране антибиотики фуразолидон и хлорамфеникол. В результате был выставлен временный запрет на поставку всего меда. Разбирательства могут длится несколько лет, за это время рынок будет потерян.       

Согласно китайской философии, во всех делах нужно действовать по принципу трех подходов. Первый раз - пришли познакомились, пообещали и ушли. Через год вернулись, поговорили и ушли. Потом в третий раз пришли, поговорили и только на четвертый раз они уже будут переходить к делу. Сейчас Китай в рамках проекта «Один пояс - один путь» стал охотнее рассматривать Казахстан как партнера.

В первые в этом году Казахстан отправил в Поднебесную подсолнечное масло в большом объеме. До этого они предпочитали только сырье – семена рапса, подсолнечника и сои, которые экспортировались по средней стоимости 100 и 120 тенге за килограмм. Готовое масло ушло уже по 300 и 315 тенге за килограмм. Китайский потребитель уже оценил наши кондитерские изделия, маргарин. Страна заинтересована в поставке мучной продукции, молочных товаров и мяса из Казахстана. 

В продолжение темы «Китай»