Почему органы местного самоуправления в Казахстане нуждаются в самостоятельном бюджете?

Почему органы местного самоуправления в Казахстане нуждаются в самостоятельном бюджете?

10 декабря, 13:44 128 Астана
Почему органы местного самоуправления в Казахстане нуждаются в самостоятельном бюджете?

Экспертное мнение о законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления», которые обсуждаются в Мажилисе РК, передает BNews.kz.

В мае 2015 года Президент Нурсултан Назарбаев объявил о плане нации «100 конкретных шагов». В этом документе подтверждается приверженность Правительства РК к углублению местного самоуправления и расширению участия граждан в вопросах, связанных с жизнью местной общественности. Эти реформы уже обсуждались и планировались на протяжении некоторого времени, однако в прошлом году процесс ускорился. Казахстан приступил к интересной и смелой реформе, которая принесет большую пользу его гражданам.

Реформирование местного самоуправления – это, безусловно, сложный процесс. Он достаточно рискован, однако его польза превосходит все риски. Современное государство является сильным институтом с обширными возможностями.

Яркий пример – Казахстан с его впечатляющими успехами в развитии за последние двадцать лет, источником которых, является государство. Но ни одному государство не под силу охватить все сферы, и у центральных государственных органов есть свои ограничения. Некоторые значимые проблемы местного характера могут быть решены наилучшим образом только на местном уровне. Именно поэтому многие страны создали ту или иную форму местного самоуправления.

Многие, хоть и не все решения лучше принимаются на местном уровне, и теми, у кого есть поддержка граждан. Более обоснованные решения повышают качество жизни населения и доверие граждан к органам власти. Государству следует предоставить местным властям право самостоятельно распоряжаться бюджетом и ресурсами для повышения эффективности и прозрачности управления.

Процесс местного самоуправления должен быть основан на взаимодействии с гражданами. Власти на местном уровне должны обладать четкими механизмами, стимулирующими участие граждан в принятии решений связанных с использованием бюджета.

Однако, при передаче функций органам местного самоуправления, центральные государственные органы должны создать инструменты для обеспечения согласованности действий местного самоуправления с законодательством. Ведь эти два процесса идут бок о бок.

Академическая литература и международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы (СЕ), Всемирный банк, Организация объединенных наций поддержали бы данную точку зрения.

В Мажилисе РК ведется обсуждение законопроекта о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития местного самоуправления. Законопроект предусматривает внедрение самостоятельного бюджета на местном уровне, начиная с 2018 года, так же как и управление, коммунальной собственностью сельскими акимами в согласовании с местным сообществом.

Законопроект был разработан в соответствии с реформой «100 конкретных шагов», которая вместе с долгосрочной стратегией развития «Казахстан 2050» посодействует вступлению Казахстана в число тридцати самых развитых стран мира.

В составе ОЭСР, куда намеревается вступить Казахстан, большинство стран – вне зависимости от размера территории, политической системы и административной структуры – наделили местное самоуправление самостоятельным бюджетом. В этих странах граждане имеют контроль над использованием средств. Данная практика заверила себя как эффективный механизм для обеспечения продуктивной, ориентированной на спрос и подотчетной работы местных госорганов.

Как эксперт проекта ЕС «Региональное развитие Казахстана», который тесно сотрудничает с Министерством национальной экономики Республики Казахстан с 2013 года, я посетила ряд аулов и сельских округов в разных регионах Казахстана.

Я работала с сельскими акимами и слышала много отзывов местных жителей. И стала свидетелем растущей уверенности среди граждан и местных администраций, что настало время усилить местное самоуправление. В регионах я видела, как сельские акимы становятся все более и более компетентными и квалифицированными, и граждане все больше становятся вовлеченными в решение местных проблем и в планирование местного развития.

Казахстан делает продолжительные усилия для повышения компетенций сельских акимов и помогает им стать руководителями, готовыми управлять муниципальным бюджетом и коммунальной собственностью.

Изменения в законодательных актах, которые сейчас обсуждаются в Мажилисе, предусматривают, что доходные источники бюджета МСУ будут внедряться с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 человек, а с 2020 года - повсеместно. Согласно законопроекту, местные бюджеты будут пополняться из налоговых поступлений, неналоговых поступлений, доходов от продажи коммунальной собственности и трансфертов из районного бюджета.

Контроль над использованием бюджетных средств будет обеспечен путем вовлечения местного сообщества в процесс мониторинга. Это всё является основными принципами «Европейской хартии местного самоуправления», которая является основой развития местного самоуправления, принятая странами-членами Совета Европы в 1985 году.

Критики данного законопроекта могут утверждать, что Казахстан имеет определенные особенности, которые делают местные органы власти излишними, несмотря на уровень автономии, которой они были наделены. Может также утверждаться, что отдаленные сёла и округа могут испытывать сложности в эффективном использовании наделенных им обязанностей, и что они по прежнему будут нуждаться в большой поддержке со стороны национальных и областных администраций.

Кто может знать и учитывать потребности территорий, которые отдалены от центральных администраций, лучше, чем местные администрации и население? Кто может быстрее реагировать на сложности, возникающие за тысячи километров от административных центров? Важным вопросом является определение того, что может и не может быть финансировано, запланировано и воплощено более эффективно на местном уровне по сравнению с вышестоящим уровнем.

Казахстан уже имеет три уровня государства, национальный, областной и районный, с самостоятельными бюджетами. Критики данного законопроекта могут спорить, что добавление четвертого уровня лишь создаст новые проблемы в межгосударственных трансфертах и в управлении государственными средствами, причиняя больше вреда, чем пользы. Контраргументом данной критики будет опыт Польши, который является особенно поучительным. В начале 90-х годов, правительство Польши провело хорошую реформу по усилению единиц местного управления – на польском языке гмины – и наделило их некоторой финансовой независимостью.

Со временем, в 1997 году, определенная независимость в правомочности муниципалитетов была введена в Польскую Конституцию. Сейчас Польские гмины являются хорошо функционирующими административными единицами, которые положительно оцениваются населением. Также, они являются примером постепенно развивающегося института, которые обеспечивают хорошее качество жизни своим резидентам.

Случай Польши соответствует случаю Казахстана. В годы перед реформой местного самоуправления Польша переносила систематические переходы, как политические, так и экономические, очень схожие с тем, что было и в Казахстане после распада СССР. До совершения реформы в Польше было четыре административных уровней, у трёх из которых был самостоятельный бюджет, в точности как в Казахстане. Данные тоже говорят в резонность данного сравнения.

Польша и Казахстан имеют почти одинаковое количество местных административно-территориальных единиц. В Польше - 2 479 гмин, когда в Казахстане - 2 445 аулов, округов и городов районного значения, которые на данный момент являются единственным государственным уровнем без самостоятельного бюджета. Я не вижу никаких причин того, почему бы реформа, схожая на принятую в Польше, не работала бы в Казахстане.

Децентрализация власти является ключевым шагом на пути к присоединению к тридцатке самых развитых стран мира. Новые изменения и дополнения в законодательстве поспособствуют дальнейшему развитию местного самоуправления, усиливая роль граждан в процессе принятия решений и в управлении коммунальной собственностью для благ местного общества.