Стратегия экономического пояса Шелкового пути
mod ru

Стратегия экономического пояса Шелкового пути

08 декабря, 17:31 244 Астана

Еще на 25-м заседании Совета иностранных инвесторов, прошедшего 22 мая 2012 года, Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев объявил о начале масштабного проекта «Новый Шёлковый Путь». Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым и транзитным хабом Центрально-Азиатского региона, своеобразным мостом между Европой и Азией…, отметил Глава государства.

Казахстан занимает геостратегическое положение в Евразии, обладая доступом, как к близлежащим, так и отдаленным рынкам. Это диктует вызов для развития транспортно-логистической системы. И важным шагом на пути к этой цели стало решение Казахстана возродить маршрут Великого Шелкового пути.

В чем конкурентное преимущество проекта?

Первое - это выгодное географическое положение;

  • второе - постоянный рост грузопотоков;
  • третье - прямой доступ к рынкам стран Таможенного союза;
  • четвёртое — благоприятный инвестиционный климат.

Основа реализации - «принцип 5С — скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность».

Вспомним, 16 сентября 2013 года, выступая в Назарбаев Университете в Астане, Председатель КНР Си Цзиньпин в своей программной речи отметил, что Китаю и Казахстану нужно создать «экономический коридор Шелкового пути». Концепция строительства экономического пояса «Шелкового пути», официально предложенная Китаем в сентябре 2013 года, привлекла большое внимание.

И вот, Великий шелковый путь, соединяющий три континента, вновь появился на карте мира в июне 2014 года, когда его маршрут был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Данный масштабный проект лишь на первый взгляд может показаться очередным публичным ходом. Однако многочисленные исследования и результаты международных форумов свидетельствуют о том, что современный Шелковый путь это долговременная, глобальная стратегия.

Инициатива рассчитана на долгосрочную перспективу.

По некоторым оценкам, на ее реализацию понадобится около 30 лет. В дальнейшем планируется создание семи «поясов»:

  • транспортного,
  • энергетического,
  • торгового,
  • информационного,
  • научно-технического,
  • аграрного,
  • туристического.

Результатом действительно может стать возникновение масштабной зоны свободной торговли от северо-западных провинций Китая, Центральной Азии, до Центральной и Восточной Европы. На пути проекта проживает около трех миллиардов человек. В данном случае речь идет о мегарынке, и, несомненно, о мегапотенциале.

Так, глава минэкономики Кыргызстана Темир Сариев в своем выступлении на международном форуме «Экономической пояс Шелкового пути» назвал Шелковый путь наиболее известной моделью экономического сотрудничества в истории человечества.

У нового воплощения Великого Шелкового пути нет четких географических рамок, отправных и конечных пунктов.

Стратегия сразу же и безоговорочно получила поддержку в странах Центральной Азии, в особенности в Казахстане. Учитывая то, что Казахстан выступает узловым пунктом соединения Евразии со Средним Востоком, необходимо создать все условия для развития «Нового Шелкового пути».

Экономический пояс Шёлкового пути в целом открывает для Казахстана новые немалые возможности. И только в том случае, если Казахстана разумно, стратегически взвешено, примет участи в этом проекте, опирающемся на серьезные возрастающие экономические возможности Китая. К тому же, реализация инфраструктурных проектов по созданию Нового Шелкового пути в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» создаст для Казахстана уникальные возможности доступа на международные рынки.

Так, директор Института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК Султан Акимбеков, выступая на II саммите стран Шелкового пути,  отметил, что Стратегическая инициатива Китая о строительстве транспортного коридора Нового Шелкового пути откроет для казахстанской продукции доступ на мировые рынки и принесет большие экономические выгоды.

По его мнению, при любом из вариантов прохождения транспортных коридоров через регион Центральной Азии, Казахстан оказывается центром всех транзитных и логистических процессов, что позволяет получать большие экономические результаты.

В свою очередь глава крупнейшего транспортного оператора Казахстана – кампании «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин обозначил основные прогнозы развития транзита грузов через территорию Казахстана.

«Учитывая потенциальные возможности внутриконтинентальных коридоров, мы ставим цель увеличить в два раза объем транзита по маршруту между Востоком и Западом до 2020 года. Ускоренное развитие и рост экспорта из центральных и западных провинций Китая будут способствовать достижению нашей цели», - отметил А.Мамин.

Северный коридор нового Шёлкового пути проходит из Западного Китая через Казахстан в Россию, в Оренбург, и далее, как считают в современном Китае, – к Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а также через Беларусь и далее через Варшаву – в Западную Европу.

Это так сказать «традиционные магистрали» Великого шелкового пути. Позже археологи доказали, что не оставалось в стороне и Зауралье. В 1992 году совместная экспедиция китайских, российских и монгольских ученых открыла неизвестный ранее маршрут Великого Шелкового пути, который пролегал гораздо севернее традиционных.

То есть в соответствии с сегодняшним китайским вариантом Шелкового пути Казахстан является не только транзитером (страной, обеспечивающей транзит грузов по своей территории и получающей через это прибыль), но и ключевым партнером евразийского коридора в Северной его части.

Сегодня в Пекине заняты скрупулезным изучением реакции возможных партнеров и анализом предлагаемых конкретных проектов. Китай всерьез настроен воспользоваться реальным историческим шансом в мировом масштабе, и не торопится с окончательным планом. Однако стратегия уже становится реальностью: в КНР созданы Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути.

Нельзя не заметить, что участие в этом проекте открывает заманчивые перспективы: максимально задействовать масштабный транзитный потенциал, модернизировать транспортную и логистическую инфраструктуру.

Так, по мнению известного казахстанского политолога Данияра Ашимбаева, два проекта действительно могут успешно стыковаться, несмотря на то, что исходные цели их существенно разнятся: Евразийский экономический союз имеет целью развитие внутреннего рынка, создание новых и модернизацию имеющихся производств в альтернативных секторах экономики. Для Китая стратегически важен транзит, Пекин понимает экономическую интеграцию, прежде всего как расширение рынков сбыта своей продукции, пишет Ритм Евразии.

«Нам нужно развивать транзитную инфраструктуру, транспортные коридоры. Чисто технически для населения особой разницы нет, какие товары у нас будут на рынке, отечественные, российские или китайские. Но в плане глобальном нужно понимать: если мы стремимся развивать альтернативные сектора в рамках программы диверсификации экономики, то ЕАЭС является для нас проектом более предпочтительным. В плане развития производственной инфраструктуры в рамках Шелкового пути встают неизбежные проблемы. По сути, проект подрывает производственный потенциал и диверсификационный рост на пространстве ЕАЭС», – отмечает Д.Ашимбаев.

Руководитель департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Спасский в свою очередь отметил, что Евразийский экономический союз пока никаких проектов не ведет, но создает условия для того, чтобы бизнесу было выгодно и эффективно работать.

«Если предпринимателям государств-участников ЕАЭС выгодно участвовать в том или ином проекте, включая проекты ЭПВШП, мы только за это», - говорит В.Спасский.

Стоит добавить, Фонд Шелкового пути, по словам Си Цзиньпина, формируется из китайских средств, которые будут использованы для прямой поддержки строительства Экономического пояса Шелкового пути.

Современный Великий шелковый путь представляет собой исполинскую экономическую силу, действительно способную изменить мировой рынок. Уже сегодня очевидно, что Казахстан и здесь не планирует оставаться в стороне.

В продолжение темы «Шелковый путь»