Аккредитация медучреждений: новые перспективы для частного сектора

21 Мая, 2018, 17:29 8761
Аккредитация медучреждений: новые перспективы для частного сектора  | Аналитика | BNews.kz

2017 год для казахстанской медицины обещал быть историческим. Страна готовилась перейти на новую систему оказания медуслуг – обязательное социальное медицинское страхование. Но реформы пока не случилось, ОСМС было отправлено на доработку, а запуск программы медстрахования передвинут на 2019 год, передает корреспондент BNews.kz.

За это время профильное ведомство планирует "довести до ума" систему здравоохранения, сделав её максимально простой и понятной для населения. А перед казахстанцами пока стоит непростая задача - выбор медицинского учреждения, где они хотят получать лечение. С переходом на страховую систему каждому жителю страны будет предоставляться возможность самостоятельно определить, в какой клинике и у какого врача обслуживаться.

Однако, чем больше выбор, тем сложнее его сделать. На что опираться, выбирая медицинскую организацию для себя и своей семьи? Конечно, можно положиться исключительно на отзывы довольных и недовольных пациентов, а можно узнать реальный рейтинг медицинских организаций, составленный на основе ряда критериев, включающих в себя не только качество медицинской помощи и квалификацию медработников, но полную оценку материально-технической базы и внутренней инфраструктуры больницы или клиники.

С 2009 года медицинские организации Казахстана проходят процедуру внешней комплексной оценки или же аккредитацию на соответствие требованиям установленных стандартов.

"Основная задача аккредитации — это качество медицинской помощи и безопасность пациентов и персонала. То есть, та организация, которая соответствует требованиям во всём мире, вызывает доверие у пациента. Пациент может быть уверен, что в аккредитованных клиниках оказывается качественная медицинская помощь квалифицированными специалистами. Это высокая планка, до которой должны дотягиваться те медицинские организации, которые идут на аккредитацию. В тоже время аккредитация даёт право медицинским организациям в преимущественном размещении государственного заказа на оказание гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. В Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения написано, что аккредитация – процедура добровольная. В системе ОСМС данное требование учитывается. То есть поставщик будет выбираться именно из аккредитованных клиник", - отметила руководитель Центра аккредитации Республиканского центра развития здравоохранения Ботагоз Каупбаева, отвечая на вопрос о роли аккредитации в системе обязательного медицинского страхования.

Национальная система аккредитации медицинских организации прошла долгий путь. За почти 10-летний срок система аудита постепенно входила в жизнь не только учреждений здравоохранения, но и казахстанцев. Давайте попробуем разобраться, чем нынешняя система внешней комплексной оценки медицинских организаций отличается от аналогичного образца 2009 года.

С самого начала

История аккредитации медицинских организаций берёт начало с конца нулевых, а точнее с 2009 года, когда была собрана и обучена первая партия экспертов внешней комплексной оценки.

"Обучение первых экспертов было проведено за счёт средств Всемирного банка при поддержке Министерства здравоохранения, - отмечает заведующий сектором внешней комплексной оценки Центра аккредитации РЦРЗ Индира Мадиярова. - Был открыт центр аккредитации, государство дало нам возможность обучать новых специалистов, изучать мировой опыт и разрабатывать национальные стандарты, приближаясь к международным требованиям. Со временем понимание о необходимости прохождения аккредитации пришла и к медицинским организациям. Если раньше подобные аудиты носили достаточно стихийный характер и не имели чёткой цели, то теперь объяснять медицинским организациям, кто мы и зачем пришли, необходимости нет".

Изначально аккредитация проводилась под эгидой Министерства здравоохранения и основывалась исключительно на стандартах стационарной помощи. Следующим этапом стала разработка нормативов амбулаторно-поликлинической сети.

"На сегодняшний день мы имеем такие стандарты, как стационарные и амбулаторно-поликлинические сети, скорой помощи, паллиативной, стандарты реабилитации. То есть перечень данных стандартов расширяется в соответствии с потребностью самих медицинских организаций. Мы в своё время оценивали любую организацию только по двум стандартам: стационарная помощь и амбулаторно-поликлиническая, но понимали, что есть такие виды как, допустим, стоматология, которая отличается и для неё необходимы собственные критерии оценки", - отмечает Индира Аббасовна.

За девять лет в Казахстане подготовлено более 150 специалистов внешней комплексной оценки. Казалось бы, цифра не такая и большая, однако за каждым из них стоит многолетний опыт работы не только в качестве эксперта, но и в сфере здравоохранения. Регулярно на базе Центра аккредитации РЦРЗ проводится обучение новых экспертов, а также повышение квалификации для опытных специалистов.

Сегодня нельзя работать в области оценки медицинских организаций, опираясь исключительно на знания, полученные несколько лет назад. Время не стоит на месте, медицина сегодня развивается семимильными шагами. Чтобы успевать за мировым профессиональным сообществом, необходимо ежедневно учиться и развиваться.

"Центром аккредитации РЦРЗ на этот год запланировано обучение экспертов. Даже для тех, кто вот уже почти 10 лет работает с нами, мы планируем провести повышение квалификации. Обучение будет проходить ежеквартально, включать оно будет не только теорию, но и практику, -– рассказывает Индира Мадиярова. – Я сама являюсь экспертом с 2009 года и понимаю, что мне знания необходимо обновлять. Если мы этого делать не будем, то многие моменты в процессе работы могут быть просто упущены, и оценка уже не будет достаточно полной и объективной. На сегодняшний день мы работаем по стандартам второй версии, но уже разработаны стандарты третьей версии. Они более полные, там учтены все нюансы, которые имеются на сегодняшний день, и больше приближены к мировым стандартам. Сейчас они находятся в Министерстве юстиции".

Напомним, что впервые стандарты аккредитации в Казахстане введены в 2009 году, спустя пять лет, в 2014 году, была разработана вторая версия, и вот 2018 году планируется введение третьей версии. По словам экспертов, чтобы быть "в теме" рынка медицинских услуг, стандарты внешней комплексной оценки должны обновляться каждые три года. Специально для этого в Центре аккредитации РЦРЗ существует сектор, который на основе устоявшихся норм, а также с учётом новых требований составляет новые стандарты для отраслей здравоохранения, на которые и опираются эксперты ежедневно в своей работе.

Передача в частные руки

За почти десятилетнюю историю аккредитации медицинских организаций в Казахстане изменились не только стандарты, но и сменилась организация, курирующая процесс проведения экспертной оценки.

В 2017 году Центр аккредитации РЦРЗ получил аккредитацию Международного общества по качеству здравоохранения (ISQuA). На сегодняшний день это единственная организация, которая занимается аккредитацией всех аккредитующих организаций в мире.

"Это большой прорыв в здравоохранении, когда независимая среда будет проводить независимую оценку о деятельности медицинских организаций. С 2009 года у нас в стране аккредитацию проводило Министерство здравоохранения под эгидой Комитета контроля медицинской фармацевтической деятельности. В дальнейшем он стал Комитетом охраны общественного здоровья. То есть это контролирующий орган, который и проводил аккредитацию. Это было не очень правильно, в соответствии с международными требованиями мы привели правила проведения национальной аккредитации аккредитующим органом. Это одно из изменений, которое было введено", - подчеркнула Ботагоз Каупбаева, отвечая на вопрос об изменении систему аккредитации в Казахстане.

Не стоит забывать, что аккредитация является процессом добровольным. Основная задача экспертов - не "ругать", а направлять и улучшать работу медицинской организации. Для детального и качественного аудита в Центре аккредитации создаётся рабочая группа, которая состоит из 3-4 человек. Количество человек в команде зависит от мощностей и уровня организации, в которой будет проводиться аудит, а также от профиля. Если это центр травматологии, то к работе привлекается специалист именно с такой специализацией.

"Перед тем, как выехать в медицинскую организацию, мы составляем программу, поминутно расписываем, что, когда и как будем делать. Наша основная задача – не мешать лечебному процессу. Внутри каждой группы есть руководитель, который определяет обязанности каждого из участников, чтобы он, придя в больницу с аудитом, чётко занимался своей частью работы. Допустим, старшая медсестра оценивает инфекционную безопасность, сестринский уход и так далее. Представитель административного блока (экономист, бухгалтер, юрист – прим. редакции) просматривает документацию, а клиническая часть предоставляется эксперту клиницисту, который проводит разбор процесса", - отмечает  эксперт по аккредитации, руководитель Службы внутреннего аудита РГП "Центральный госпиталь для ветеранов Великой Отечественной войны" города Астана Салтанат Жабыкова.

Эксперты изучают абсолютно все аспекты работы медицинских организаций, именно поэтому в каждой команде должен быть врач, имеющий за плечами опыт в медицине не менее семи лет; представить административного корпуса, который также имеет опыт работы в здравоохранении не менее трёх лет; специалист, который сможет объективно оценить работу среднего медицинского персонала.

"Самое элементарное, как моют руки сотрудники. Проверяем документацию, сам процесс лечения. В каждой медицинской организации есть свои правила и инструкции, разработанные на основе ВОЗ. При наличии и соблюдении таких правил, с которыми должны быть знакомы и работники, и аудиторы, процесс аккредитации проходит быстро и безболезненно", - Салтанат Жабыкова.

Как отмечает эксперт, что все спорные вопросы решаются "на берегу". Для решения конфликтов и непониманий был разработан этический кодекс, согласно которому, помимо банальной вежливости, аудитор должен понимать и принимать имеющиеся правила и устои каждой отдельно взятой медицинской организации. Если есть какие-то расхождения по определённым процедурам, а точнее по способу их проведения, необходимо, в первую очередь, разобраться, понять причину и первоисточник прежде, чем принимать какие-то карательные меры. Если вопрос не решается на месте, то информация передается в аккредитующий орган. Однако, как утверждают сами представители Центра аккредитации, такие ситуации – явление достаточно редкое. Больницы и клиники чаще всего прислушиваются к мнению аудиторов, и даже больше, сегодня многие медицинские организации проводят предаккредитационную подготовку.

"Еще раз повторюсь, что аккредитация — это добровольный процесс, в первую очередь, это признание пациентов и особый гарант качества, а уже, во-вторых, это участие в госзаказе на ОСМС. Поэтому многие клиники сегодня ставят для себя приоритетом получить аккредитацию. Для этого даже специально проводятся предаккредитационные процедуры, нанимаются консалтинговые компании и консультанты, которые выявляют несоответствия и дают рекомендации, как их устранить, чтобы успешно пройти оценку соответствия стандартам и получить свидетельство об аккредитации", - отмечает руководитель Службы внутреннего аудита РГП "Центральный госпиталь для ветеранов Великой Отечественной войны" города Астана. 

Кстати, даже после того, как медицинская организация прошла процедуру аккредитации аккредитующим органом проводится постаккредитационный  мониторинг. В течение трёх лет действия свидетельства об аккредитации аккредитующим органом проводится анализ деятельности медицинской организации. Если имеются какие-то судебные тяжбы, жалобы пациентов, аккредитующий орган имеет право прийти в эту организацию и посмотреть, обоснованы ли жалобы и насколько обращения соответствуют действительности.

"Если говорить о периодичности, то есть уровни аккредитации - второй, первый и высший. Все они даются сроком на три года. За это время медицинская организация должна не только "подтянуться" по определённым требованиям, но и работать над поддержанием качества здравоохранения в своих стенах", - подчеркивает Салтанат Жабыкова.

На сегодняшний день получение аккредитации стало приоритетом и для частных клиник. Если, начиная с 2009 года, по данным Центра аккредитации, ежегодно около 200 организаций могли пройти процедуру внешней комплексной оценки по государственному заказу Министерства здравоохранения, то сегодня, когда вопрос аккредитации был передан в аккредитующий орган в лице РЦРЗ, количество желающих увеличилось в разы. Таким образом, частные медицинские организации изъявляют активное желание к прохождению аккредитации и готовы самостоятельно оплачивать услуги экспертов, чтобы подтвердить свой статус организации здравоохранения, предлагающей потребителю качественные услуги.

Для сравнения: на сегодняшний день более 500 медицинских организаций имеют аккредитацию, из них 30% -частные клиники. Однако уже сегодня число заявок от частного сектора медицинских услуг растёт. Как сообщили в Центре аккредитации РЦРЗ, на сегодняшний день уже поступило более 100 заявок, из них клиники негосударственного сектора составляют порядка 20%.

В ближайшем будущем медицина Казахстана станет единицей независимой, а главное – самостоятельной и самоокупаемой. Движущей силой станет конкуренция, которую медицинским организациям придётся выдерживать. Здесь уж, как говорится, побеждать будет сильнейший. Помимо рекомендаций типа "там есть хороший врач" и "больница в двух шагах от дома", важную роль будет играть место медицинской организации в республиканском рейтинге, а также в локальном – городском или областном.

Сегодня организации здравоохранения, понимающие новые правила игры рынка, уже работают над качеством. И выявление недочётов посредствам прохождения процедуры аккредитации — это только первый шаг к медицине нового формата.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости