Более 2,5 млн казахстанцев возьмут онлайн микрозаймы до 2021 года

16 Февраля, 2017, 18:13 3240
Более 2,5 млн казахстанцев возьмут онлайн микрозаймы до 2021 года   | Аналитика | BNews.kz

По мере снижения доходов населения и ужесточения условий потребительского кредитования банками в Казахстане растет спрос на онлайн-займы «до зарплаты». Участники рынка ожидают, что в ближайшие три-четыре года услугами компаний, выдающих онлайн микрокредиты, воспользуются более 2,5 млн граждан.

Согласно исследованию рынка онлайн-микрокредитования, проведенному рейтинговым агентством RAEX при поддержке ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация ФинТех», эта услуга в стране появилась три года назад и показывает ежегодный кратный темп роста по всем показателям.

Так, по данным Первого кредитного бюро (ПКБ), за три года с момента запуска первого сервиса, совокупный кредитный портфель достиг 12,9 млрд тенге с охватом более 350 тыс. контрактов

По итогам 2016 года суммарный объем выданных онлайн-микрозаймов составил 8,9 млрд тенге (2,5 млрд тенге в 2015 году), количество выданных займов – 239 тыс. штук (67 тыс. штук в 2015 году). При этом доля повторных займов в портфеле составила около 70%.

«Казахстанский рынок онлайн-микрокредитования переживает активную стадию формирования. Объем выдачи займов показывает действительно впечатляющие результаты. Участники рынка ожидают сохранения хорошей динамики роста и в дальнейшем. Отдельные игроки озвучивают такие цифры - в течение трех-четырех лет объем рынка может достигнуть 170 млрд тенге, а количество граждан, которые воспользуются такими займами, составит около 2,5 млн человек», - сообщил генеральный директор рейтингового агентства RAEX Адиль Мамажанов на презентации исследования.

Залог успеха

Стремительный рост рынка в первую очередь обеспечивается эффектом «низкой базы», позволяющий компаниям в разы наращивать кредитные портфели. Системным драйвером развития выступает ряд фундаментальных факторов: ухудшение экономической ситуации, снижение реальных доходов населения на фоне серьезного ужесточения условий кредитования банками, сформированный и неудовлетворенный спрос на микрозаймы и практически не занятая ниша этого типа кредитования.

Падение темпов роста экономики отразилось на кредитной активности – возросли кредитные риски, разогналась инфляция, выросла стоимость фондирования. С одной стороны, это привело к сокращению банками объемов потребительского кредитования, которое чаще всего используется для приобретения материальных ценностей. Стоимость импортных товаров выросла в результате девальвации, а покупательская способность снизилась.

С другой стороны, снижение деловой активности, дефицит ликвидности, в каких-то случаях приводили к задержкам с выплатой заработной платы притом, что работникам необходимо регулярно осуществлять платежи. Это создало дополнительный спрос на онлайн-микрозаймы «до зарплаты» с целью покрытия текущих расходов.

«Так, например, все участники исследования отмечают значительный рост заявок на онлайн-кредиты около 25 числа каждого месяца. Вероятно, именно в это время у их клиентов заканчиваются деньги с прошлой зарплаты, а следующей ждать еще как минимум неделю», - проинформировал исполнительный директор Казахстанской Ассоциации ФинТех Ерлан Смайлов.

Не менее важными факторами динамичного роста рынка являются широкое проникновение интернета, банковских карт, достаточный уровень технологической грамотности и бурное развитие электронной коммерции.

«В современном мире люди не готовы тратить свое время для похода в банки и сбор большого количества документов для получения денежных средств. Уже сегодня услугами сервисов онлайн-кредитования можно воспользоваться в самых отдалённых уголках страны. Этому способствует появление новых технологий, а также проникновение телекоммуникационных услуг широкополосной передачи данных. У пользователя есть четкое понимание, что получение услуги в онлайне удобно и быстро», – считает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования  МoneyMan.kz Андрей Игнатенко.

В свою очередь руководитель ТОО «Честное слово Казахстан» Сергей Никульшин наравне с проникновением интернета отмечает изменение поведения в обществе.

«Раньше общество было более социальным. Сейчас связи рушатся, занять друг другу денег стало более проблематично – люди охотнее занимают у сторонних источников, например, в интернете, и это мировая тенденция», - подчеркивает он

Также отсутствие регулирования на этапе становления рынка, по мнению его участников, дает возможность ему развиться и состояться.

Правила игры

Продуктовая линейка компаний онлайн-микрокредитования достаточно консервативна, что объясняется начальной стадией развития рынка. Основной продукт – займы «до зарплаты» – небольшие суммы от 5 до 150 тыс. тенге, которые выдаются на короткие сроки – от 3 до 30 дней под 1–2 % в день. Средний размер займа составляет около 37 тыс. тенге.

Практически все участники рынка онлайн-займов предлагают получить небольшую сумму наличными на любые цели без предъявления справок о доходах, без поручителей, без залога. Компания оперативно оценивает кредитные риски через скоринговые системы, кредитную историю, и в течение нескольких минут принимает решение о выдаче займа или отказе в его выдаче. Во многих случаях получить кредит может даже заемщик, которому отказали бы в банке. Деньги можно получить разными способами: на онлайн-кошелек, банковскую карту, счет в банке, реже – наличными. К тому же нет ограничений по целевому использованию займа.

По сравнению с потребительским кредитованием, ставки вознаграждения здесь выше. В пересчете на годовую ставку дневная достигает 800-900%. Такое высокое вознаграждение в сопоставлении со ставками по традиционным и более долгосрочным кредитным продуктам, которые, например, в Казахстане ограничены 56% годовых, способствует критике деятельности компаний онлайн-микрокредитования.

В исследовании отмечается, если разбираться глубже в данном вопросе, картина предстает несколько иной.

Во-первых, участники рынка отмечают, что заемщик даже в теории не будет выплачивать 900% годовых, если он своевременно погасит заем, просто потому, что такой кредит выдается сроком до 30 дней («до зарплаты»). Единственный риск переплаты для заемщика возникает в случае несвоевременного возврата займа.

Во-вторых, онлайн-кредитование «до зарплаты» сопряжено с высокими кредитными рисками, на которые идут финтех-компании, работая в основном с теми заемщиками, которые не соответствуют требованиям банков. По словам одного из участников исследования, заем не возвращает каждый пятый или даже четвертый клиент.

Портрет потребителя

Целевой аудиторией компаний, выдающих онлайн-займы «до зарплаты» являются потребители, которых в международной практике называют underbanked или unbanked, то есть выпадающие из целевой аудитории банков и микрокредитных организаций (МКО). В основном это потребители, которые хотят взять в долг небольшую сумму денег, но при этом они могут не иметь кредитной истории, официального дохода, либо не соответствуют требованиям банка.

Участники исследования обрисовали немного отличающиеся портреты своих клиентов, но с небольшими нюансами они все сходятся в следующем: холостой городской житель среднего возраста, с высшим образованием, имеющий стабильный заработок, работающий по найму со средней зарплатой в 100 тыс. тенге, не имеющий дополнительных источников дохода, активный пользователь интернета.

Согласно совместному исследованию сервиса «Робот Займер» с ПКБ наибольшую долю заемщиков (37,6%) составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет; 27,1% – в возрасте от 18 до 24 лет; в возрасте от 35 до 44 лет – 18,2%; 45 и более лет – 17,1%. При этом, мужчины гораздо чаще пользуются онлайн-микрозаймами в возрасте до 35 лет, в старших возрастных категориях более активными заемщиками выступают уже женщины.

Рост клиентов

По мнению основных игроков рынка, объемы онлайн-микрокредитования в Казахстане в 2017 году вырастут минимум в два раза.

«По итогам 2016 года объем рынка онлайн-кредитования в Казахстане составил 8,9 млрд тенге. По нашим оценкам по итогам текущего года компании онлайн-кредитования выдадут займов на сумму не менее 16-18 млрд тенге», - прогнозирует А. Игнатенко.

Вместе с тем, можно предположить, что увеличение числа заемщиков, пользующихся онлайн-микрозаймами, приведет к росту проблемных заемщиков, их жалоб в государственные органы, что актуализирует риски – регуляторные, социальные, административные. Подобное уже наблюдалось в Казахстане в сфере потребительского кредитования. В свою очередь, эффективно организованная информационно-разъяснительная работа способна минимизировать эти риски.

 

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости