«Горе от ума» или стоит ли воспитывать гения? Часть 1

24 Февраля, 2017, 19:03 2113
«Горе от ума» или стоит ли воспитывать гения? Часть 1 | Аналитика | BNews.kz

Время от времени, на телевидении и интернет порталах появлялась информация об одаренном мальчике, ставшем в свои 12-13 лет студентом вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого ребенка, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребенок в обществе его окружающем, и главное, как он развивался дальше.

Мечта многих родителей - одаренный ребенок. «Вундеркинд» - дословно «чудо-дитя». Основными признаками гениальности являются - любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способностей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо.

История из жизни

Арсену (фамилию он не просил не афишировать – прим.) из Астаны было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя - бегло читать. По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни. Потом он увидел периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали известному академику, тот похвалил: «Красивое решение». Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог. Такие задачи были под силу четырнадцатилетним умникам, и то далеко не каждому.

О таком родители не могли даже мечтать. В семь лет Арсена отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими делами, одноклассники насмехались над ним: ведь он был не такой, как они. Одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность - и того раньше.

В обычных школах практикуется перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Арсен сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была «мала». Но тут же возникли проблемы общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически, и психологически.

Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали «товарищей по несчастью», и находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13 и 14 лет на отлично заканчивали школу, поступали в вузы.

Синдром бывшего «вундеркинда»

В 15 лет он поступил в университет, в 18 - в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в «группу риска»: такие люди чаще болеют. Арсену не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.

В клинике Назаралиева умеют притуплять душевную боль. Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.

Арсена мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: Оказалось - у всех по-разному. Кто-то тоже заболел, очень талантливый Жандос покончил с собой. А вот Кайрат стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Нурлан учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Алексей преподает в школе для одаренных детей. Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь.

«Синдром бывшего вундеркинда» - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться. Главная причина невроза, о котором идет речь, трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это «поручение», может быть, единственно важное на Земле.

Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром и происходит обрушение в болезнь. По мнению американского психиатра профессора Джима Фоулза продолжительность жизни людей творческих профессий - художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу психолог пришел в результате многолетних исследований. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Никола Тесла.

Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний в 7-8 раз выше, чем в норме.

Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Ван-Гог, Достоевский - перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. У нас на слуху гениальная формула – «горе от ума». Ее автор «бывший вундеркинд» Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум - это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.

Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: не востребованность дара может вылиться в драму, в болезнь.

Другая опасная ошибка - стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны. Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное - благоприятные условия, доброжелательное отношение общества.

Есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем они - превосходный «материал» для творческой одаренности. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.

«Странные» часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными «странными» были Николай Гумилев, Владимир Набоков, Борис Пастернак, также часто встречаются среди математиков, реже - среди физиков.

Как не просмотреть редкий дар

Высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.

Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище - Homo sapiens - экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений - именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации.

По данным известного детского психолога, лауреата государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50% тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести – 70%, а к восьми – 90%. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.

Интеллект, творческие способности - главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемая «brain drain» - «утечка мозгов» направлена в основном в сторону Соединенных Штатов.

История человечества накопила достаточно материала, из которого следует, что вундеркинды - большая ценность для общества.

Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии «Словаре национальных биографий» из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были. Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды.

Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений. Увы, по Казахстану таких точных данных нет.

Обратная сторона

«Гении падают с неба. И на один раз,

когда он встречает ворота дворца,

приходится сто тысяч случаев,

когда он падает мимо»

 философ Дидро

Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одаренности: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.

Самый благоприятный вариант - так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное - хорошим воспитанием.

Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь - от общества: нужны ли ему его таланты?

А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.

«Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой», - пишет о своей жизни «чудо-ребенка» в книге «Бывший вундеркинд» создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитарное образование.

Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой?

Штучное производство или мускулы воли

Одно из самых больших зол для одаренных детей - интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду - им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались «мускулы воли».

Создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность реализовать себя.

Обучение одаренных детей - дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину «штучное производство». Нужно гораздо больше учителей, предметное обучение вводится с первого класса, в классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики, так уж распорядилась природа.

Что получит общество?

Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря, а чаще вопреки обстоятельствам достигает в жизни вершин.

Ничего нет вреднее для одаренных детей, чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе «Итон» в Англии существуют весьма спартанские условия. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои «волевые мускулы». Умственная работа должна быть трудной.

Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети – «как все» - ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, «как все».

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости