Как решить проблемные вопросы предпринимательства в Казахстане?

27 Июня, 2017, 15:21 3272
Как решить проблемные вопросы предпринимательства в Казахстане? | Аналитика | BNews.kz

Ключевым приоритетом Третьей модернизации Казахстана определено кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, включающее в себя комплекс системных мер для роста малого и среднего бизнеса (МСБ). Что мешает развиваться предпринимательству и как решить эти  вопросы в Казахстане, читайте в аналитическом материале BNews.kz.

Стратегической целью для нашей страны остается достижение 50%-ой доли МСБ в ВВП к 2050 году. По предварительным данным за 2016 год доля МСБ в ВВП снизилась до 23,1% (2015 год - 24,9%).

По данному показателю необходимо отметить, что остаются вопросы по методике расчета доли МСБ в ВВП. В настоящее время для целей статистики используется только один показатель – число работников (до 250 человек). Таким образом, в число МСБ включаются  субъекты квазигосударственного сектора и отдельные крупные сырьевые компании.

По предварительным расчетам, в общей сумме совокупного дохода МСБ 15% приходится на квазигоссектор и еще 8% на сырьевой. То есть реальная доля МСБ в ВВП может отличаться от той, которую публикует Комитет по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры РК.

В январе-декабре 2016 года по сравнению с январем-декабрем 2015 года выпуск продукции МСБ (в сопоставимых целях) уменьшился на 5,8%, количество действующих субъектов сократилась на 4,5% (порядка 56 тыс. субъектов). Такая статистика свидетельствует о том, что МСБ находится в непростых условиях.

Вместе с тем, наблюдается рост деловой активности в 2017 году, за 1 квартал рост ВВП составил 3,4%. Основным драйвером такого роста является сырьевой сектор и крупные предприятия.

«Для достижения устойчивого долгосрочного экономического роста акцент должен быть сделан на создании максимально благоприятных условий для МСБ, то есть макроэкономическая стабильность, снижение доли государства в экономике, поэтапный переход к «горизонтальным» мерам господдержки, бизнес-ориентированное регулирование и сервисы, а также повышение конкурентоспособности предприятий», - заявили в Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».

Дорогие кредиты

Серьезной проблемой для бизнеса является доступ к финансам. Несмотря на то, что Национальным банком РК постепенно снижается базовая ставка (сейчас – 10,5%), кредиты остаются дорогими.

Большой объем ликвидности стерилизуется Нацбанком через краткосрочные ноты, объем которых на 1 мая 2017 года составил 2,9 трлн. тенге. Средневзвешенная ставка по кредитам для юридических лиц в апреле 2017 года составила 13,9%. При этом, если сравнивать май 2017 года к маю 2016 года, то инфляция составила 7,5%.

В России сейчас активно идет дискуссия вокруг политики инфляционного таргетирования.

Для казахстанцев же остается вопросом, на основе какого правила устанавливается размер базовой ставки в Казахстане? Учитывает ли это правило немонетарные факторы инфляции, такие как тарифы, импорт, обменный курс?

При инфляции в 8,5% в 2016 году, тарифы на холодную воду выросли на 12,2%, канализацию – на 25,2%, газоснабжение – 10,4%, услуги ж/д транспорта – на 10,5%. Дизельное топливо подорожало на 38,2%. То есть темпы роста выше инфляции.

Поэтому важной составляющей борьбы с инфляцией является тарифная политика, которая проводится правительством РК. В свою очередь Нацбанк должен отвечать не только за инфляцию, но и за рост экономики, помогая тем самым правительству.

В связи с этим, для обеспечения доступности кредитования необходимо дальнейшее снижение базовой ставки.

Обновления в налоговую политику

Другой важный вопрос – это налоговая политика. Проводимая налоговая реформа должна исходить из условия недопущения роста налоговой нагрузки, как это было поручено Главой государства.

В настоящее время налоговая политика акцентирована на выполнении фискальной функции. Государство должно выполнять свои социальные обязательства, и для этого необходимы устойчивые доходы бюджета. Однако стоит вопрос смещения акцентов налоговой политики на стимулирование деловой активности, отраслевого стимулирования через преференции и т.д.

Если посмотреть на структуру республиканского бюджета на 2016 год, то на прямые выплаты населению (заработная плата, пенсии, пособия и т.д.) было направлено только 1/3 бюджета (2,4 трлн. тенге).

Львиную долю республиканского бюджета в 2016 году составляли расходы, эффективность которых может быть повышена:

- закупки товаров и услуг – 1,3 трлн. тенге (15% бюджета);

- капитальные затраты – 830 млрд. тенге (9,3%);

- формирование и увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора – 304 млрд. тенге (3,4%);

- кредитование квазигоссектора – 177 млрд. тенге (2%)

- бюджетные субсидии – 88 млрд. тенге (1%).

Естественно, что принятие таких концептуальных решений требует серьезного анализа и обсуждений. В проекте текущих налоговых поправок основной акцент НПП РК «Атамекен» предлагает сосредоточить на кардинальном упрощении налогового администрирования, сделав его простым и понятным, как это поручил Глава государства.

По сроку исковой давности предлагается установить 3-летний срок только по налоговым обязательствам (доначисления). Для проведения зачета или возврата налогов следует сохранить 5-летний срок.

Снижение доли государства в экономике

На сегодняшний день из 878 объектов приватизации не выставленными на торги остаются порядка 400 объектов (45%).

По большей части из них принимаются дорожные карты, предусматривается предпродажная подготовка. Безусловно, в предпродажной подготовке нуждаются те компании, которые выходят на IPO. Что касается остальных, то чаще всего принятие «дорожных карт», «предпродажная подготовка» является инструментом манипуляции для затягивания сроков приватизации.

Несмотря на проводимую приватизацию, активы трех крупнейших госхолдингов составляют 59% ВВП. Конечно, может быть много разных методик измерения доли государства в экономике, но одним из показателей, который использует ОЭСР, а также международные консультанты (к примеру, BCG) является отношение активов к ВВП. Если брать альтернативный показатель, то доля квазигоссектора в совокупном доходе предприятий составляет порядка 30%. Помимо самой приватизации должна быть продолжена работа по сокращению видов деятельности для государственных и квазигосударственных структур. Сейчас их число превышает 300 видов деятельности.

Существенно ограничить участие государства в экономике позволит исчерпывающей перечень организаций с госучастием.

Переход к «горизонтальным» мерам господдержки

Системные проблемы с доступом к финансам, высокие издержки в ряде отраслей приводят к тому, что государство вынуждено субсидировать бизнес.

В 2016 году из государственного бюджета (республиканский + местные) на субсидии было выделено более 400 млрд. тенге.

Для бизнеса основными являются субсидии по ДКБ-2020 и субсидии в АПК.

«Мы понимаем, что охват такими мерами небольшой. И такой поддержкой пользуется не все субъекты МСБ, которых почти 1,2 млн. К примеру, в прошлом году субсидиями ДКБ-2020 воспользовались только 879 субъектов МСБ (23 млрд тенге), в рамках ГПИИР за счет бюджета через БРК было поддержано всего 2 проекта на 75 млрд. тенге», - сообщил председатель Правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов во время прошедшего IV Съезда Нацпалаты.

Для большинства предпринимателей важны горизонтальные меры, такие как низкая налоговая нагрузка, доступные кредиты,  качественная инфраструктура, доступ на внешние рынки, доступ к передовым знаниям и технологиям.

В целом, можно отметить, что даже в рамках уже действующих программ возможно существенно расширить инклюзивность мер господдержки, перераспределив бюджетные средства между отдельными направлениями. К примеру, в рамках ДКБ строительство инфраструктуры к одному объекту может существенно ограничивать возможности субсидирования десятков предприятий.

Переход от репрессивности к профилактике

Снижение издержек для бизнеса и улучшение бизнес-среды связано с правовой защищенностью бизнеса и реформированием контрольно-надзорных функции госорганов.

Как уже было отмечено, ключевой инициативой может стать кардинальное упрощение администрирования - переход от репрессивности к профилактике. Дружелюбность регулирования и получения разрешительных документов может быть обеспечена только через механизм «одного» окна и автоматизацию, которая минимизирует контакт чиновников с самим бизнесом.

В условиях ограниченного доступа к банковскому кредитованию на местах крайне важно усиление роли СПК и микрофинансовых организаций.

По СПК, прежде всего, необходимо решить проблему с фондированием за счет местного бюджета и средств АО «НУХ «Байтерек». Они должны стать ключевыми институтами в реализации региональных инвестиционных проектов с высоким потенциалом роста.

Для сельского бизнеса крайне важна деятельность микрофинансовых организаций. В настоящее время микрокредитованием на селе занимается Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства «КазАгро». Но их инструменты ориентированы в основном на действующих предпринимателей, имеющих залоги.

Программа «Бастау Бизнес» в рамках развития массового предпринимательства и обучения на селе имеет приоритетное значение как микрокредитование начинающих предпринимателей на селе из числа безработных и самозанятых, не имеющих твердых залогов.

Повышение конкурентоспособности предприятий

В качестве примера опыта повышения конкурентоспособности в промышленности и АПК можно привести России, которая добилась за последние годы определенных успехов в импортозамещении и выходе на экспорт.

В сфере промышленности в России действуют «вертикальная» система поддержки отраслей. В сфере сельского хозяйства действует 11 отраслевых подпрограмм.

В Китае программа развития обрабатывающей промышленности до 2025 года предусматривает поддержку 10 ключевых секторов. При этом их программа сочетает как системные «горизонтальные» меры, отраслевые и адресные.

Казахстанской промышленности необходимо принять отраслевые дорожные карты повышения конкурентоспособности. Основным инструментом таких дорожных карт может стать поддержка предприятий, которые имеют четкие планы для повышения конкурентоспособности и выходу на экспорт.

Предприятия в обмен на господдержку должны повышать локализацию, объемы производства и привлекать новые технологии. На первом этапе основным инструментом поддержки предприятий будут долгосрочные контракты (offtake contract) в рамках закупок квазигоссектора и недропользователей.

 

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости