МВФ назвал болевые точки бюджетной политики Казахстана

18 Июля, 2019, 15:28 1745
МВФ назвал болевые точки бюджетной политики Казахстана | Аналитика | BNews.kz
Экспертиза МФВ рассмотрела вопросы монетарной политики, сокращения ненефтяного дефицита бюджета в свете последних инициатив 2019 года.

Миссия Международного валютного фонда (МВФ) посетила Казахстан в период с 9 по 16 июля с целью анализа текущей ситуации, перспектив, рисков и мер экономической политики. Главными темами обсуждений являлись прогнозы по экономическому росту и инфляции, денежно-кредитная политика и операции, финансовый сектор, основа налогово-бюджетной политики и структурные реформы, передает BNews.kz со ссылкой на департамент общественных коммуникаций МВФ. 

В опубликованном заявлении по итогам визита, миссия выразила благодарность официальным органам Казахстана и другим участникам встреч "за великолепное сотрудничество и теплый прием". 

В своем заявлении миссия фонда отметила, что в первой половине 2019 года в Казахстане сохранялся устойчивый экономический рост, несмотря на снижение объемов добычи нефти, обусловленное проведением ремонтных работ на крупнейших месторождениях. Динамичный подъем экономической активности наблюдался в обрабатывающей промышленности, сфере услуг, а также в строительстве. В июне инфляция составила 5,4 процента; этот уровень выше, чем в предыдущие месяцы, но находится в пределах установленного Национальным банком (Нацбанк) РК целевого коридора 4-6 процентов. По прогнозу миссии МВФ, при отсутствии шоков экономические рост в стране в 2019 году составит 3,8 процента, а в следующем году будет несколько выше, с учетом восстановления объемов добычи нефти. Риски в отношении прогноза связаны с ценами на сырьевые товары, а также с напряженностью в сферах геополитики и торговли, затрагивающей основных торговых партнеров.

Касаясь денежно-кредитной и курсовой политики, эксперты МВФ рекомендовали сохранить в качестве ключевой задачи концентрацию на стабильности цен, особенно в условиях возрастающего давления со стороны спроса, обусловленного недавним повышением заработной платы и размеров социальных выплат. Необходимо, как считают эксперты фонда, осуществить постепенно свертывание государственных программ финансирования, вносящих искажения в экономику. 

"Субсидируемую поддержку кредитования малых и средних предприятий и домашних хозяйств следует предоставлять через бюджет, а не через банковскую систему или Пенсионный фонд (ЕНПФ) и, по мнению сотрудников МВФ, сокращать. Принятие новой программы снижения долговой нагрузки, возможно, окажет помощь уязвимым категориям заемщиков, однако может и привести к возникновению спроса на дополнительную поддержку", - подчеркнули эксперты МВФ.

Важнейшее значение, считают в МВФ, имеет сохранение приверженности таргетированию инфляции и поддержанию гибкого обменного курса. Возможно, что период относительной стабильности обменного курса в сочетании с изменениями в резервах Нацбанка и укреплением российского рубля к доллару США повлиял на формирование мнения о том, что Нацбанк устанавливает целевой обменный курс. Нацбанку, по мнению экспертов фонда, следует подтвердить приверженность политике гибкого обменного курса и четко разграничить интервенции на валютном рынке в рамках реализации мер политики и операции, проводимые от имени Национального фонда (Нацфонда) или ЕНПФ. 

"Такие операции следует проводить в соответствии с прозрачными правилами и составлением отчетности, наряду с отчетностью по интервенциям на валовой основе, в целях снижения риска возможного их восприятия в качестве способа управления обменным курсом. Нацбанк и МВФ будут сотрудничать в рамках технической помощи МВФ летом текущего года по вопросам, связанным с режимом таргетирования инфляции (аналитический потенциал и коммуникационная политика)", - отмечается в заявлении МВФ.

По мнению аналитиков фонда, несмотря на поддержку со стороны государства, банковский сектор Казахстана остается слабым, с высокой долей необслуживаемых кредитов. 

"Следует приветствовать планируемое проведение внешней оценки качества активов (ОКА) средних и крупных банков; это должно заложить основу давно ожидаемого укрепления данного сектора. Потребуется четкое информационное освещение этой работы, наряду с комплексными мерами по обеспечению устойчивости балансов банков, а также рентабельности и стабильности их операций. В ходе оценки качества активов может быть выявлена необходимость дополнительной капитализации; любая государственная поддержка должна предоставляться только системообразующим и жизнеспособным банкам при условии участия действующих акционеров и из средств бюджета (а не Нацбанка)", - считают сотрудники МВФ, добавляя, что недавние шаги (прежде всего переоценка стоимости приобретенных активов) "могут способствовать активизации реализации активов государственным Фондом проблемных активов", очевидно, имея в виду активы обанкротившихся в 2018 году банков страны (Банк Астаны, ЭксимБанк и Qazaq Banki).

Аналитики фонда также коснулись планов Нацбанка по созданиию независимого органа по регулированию финансового сектора для разделения надзора над финансовым рынком.

"Планы по воссозданию отдельного агентства финансового надзора в Алматы и по передислокации Нацбанка в Нур-Султан сопряжены с требующими осмотрительного управления рисками, в том числе, с возможными упущениями в переходный период и недостаточной степенью надзора за банками (“потеря регулятором независимости”) и координации с Нацбанком и правительством. Такие риски учтены при внесении изменений в нормативно-правовую базу, связанную с созданием нового агентства, и должны учитываться на практике в ходе его создания" - предупреждает миссия МВФ.

Реализация столь масштабной программы действий на ближайшие несколько месяцев, включающей проведение оценки качества активов, передислокацию Нацбанка в столицу и создание нового надзорного агентства должна проводиться, по мнению экспертов МВФ, максимально "правильно". В случае необходимости они советуют в очередной раз обратиться в МВФ за технической, иными словами, консультативной помощью для "надлежащего информирования общественности и рынков об этих планах и действиях".

Отдельным пунктом экспертиза со стороны МФВ прошлась по ненефтяному дефициту бюджета РК. Со своей стороны поясним, что определение ненефтяного дефицита госбюджета достаточно простое – это доходы госбюджета (налоги и прочее), не связанные с добычей нефти, минус все бюджетные расходы. С точки зрения бюджета Казахстана налоги и другие поступления от нефтегазового сектора идут напрямую в Нацфонд. Затем они попадают в бюджет в виде гарантированных и целевых трансфертов из Нацфонда. Единственным исключением является экспортная таможенная пошлина на нефть (ЭТП), которая сразу идет в бюджет. Так вот, если из нашего госбюджета убрать трансферты из Нацфонда и ЭТП, то разница между оставшимися (ненефтяными) доходами госбюджета и всеми его расходами – это и есть казахстанский ненефтяной дефицит. По своей сути, данный показатель говорит о том, какая доля расходов бюджета (большая часть которых имеет социальную направленность) финансируется за счет продажи наших природных ресурсов. Естественно, что для стран-экспортеров нефти крайне важно сокращать ненефтяной дефицит, то есть им нужно максимально стараться жить за счет налогов и других источников, заработанных в секторах экономики, не связанных с продажей невосполняемых природных ресурсов.

"Инициативы в уточненном бюджете на 2019 год предусматривают повышение заработной платы низкооплачиваемым государственным служащим, обеспечение жильем и другую финансовую поддержку уязвимых категорий домашних хозяйств, снижение долговой нагрузки заемщиков с низкими доходами, а также инвестиции в инфраструктуру регионов и сельских территорий. Несмотря на рост ненефтяных доходов вследствие улучшения администрирования, реализация этих инициатив приведет к повышению дефицита бюджета в 2019 году и в среднесрочный период и потребует дополнительного финансирования, включая увеличение трансфертов из Нацфонда. Миссия МВФ признает наличие оснований для увеличения государственной поддержки уязвимых категорий населения, но не приветствует повышение ненефтяного дефицита, учитывая важность продолжения консолидации и дальнейшего наращивания буферных запасов", - подчеркивается в заявлении фонда.

Миссия МВФ также поддержала планы официальных органов по сокращению ненефтяного дефицита в предстоящий период и заявила, что в Казахстане есть возможности совершенствования налогового администрирования. 

"Ожидается возобновление бюджетной консолидации, начиная с 2020 года, с целью сокращения ненефтяного дефицита до 5,4 процента ВВП в 2022 году, в то время как в 2019 году этот показатель превысит 8 процентов ВВП (по прогнозу в соответствии с методологией официальных органов). Для поддержки консолидации и для дополнительных инвестиций и ассигнований на социальные цели требуются дополнительные доходы. Планируется увеличить доходы в основном за счет улучшения их администрирования. Миссия МВФ по-прежнему полагает, что имеются возможности для внесения изменений в налоговую политику в целях повышения ненефтяных доходов и обеспечения их более справедливого распределения, в том числе возможности совершенствования применения НДС и прогрессивных налогов на доходы и имущество. Кроме того, следует приветствовать планы по проведению оценки охвата, дублирования функций и эффективности программ по расходам и их оптимизации", - отмечается в документе.

Также в заявлении МВФ подчеркивается, что госорганы Казахстана "обоснованно подчеркивают значимость обеспечения устойчивости бюджета, защиты государственных финансов от волатильности доходов нефтяного сектора и снижения зависимости от этих доходов, и рассматривают пути укрепления основы налогово-бюджетной политики". Миссия МВФ поддерживает усилия по укреплению аналитического потенциала, улучшению качества и расширению охвата бюджетных счетов, применению бюджетных правил, в том числе при использовании средств НФРК, и будет тесно сотрудничать с Министерством финансов и Министерством национальной экономики по этим вопросам. Одновременно рекомендуется продолжать работу по совершенствованию управления фискальными рисками, особенно с учетом наличия большого объема заимствований в квази-суверенном секторе и расширения государственно-частного партнерства (ГЧП).

В заключении сказано о том, что "миссия МВФ твердо поддерживает усилия официальных органов по дальнейшему осуществлению реформ и устранению неравенства".

"Предусмотренные в уточненном бюджете на 2019 год инициативы по оказанию поддержки в социальной сфере обеспечат временное улучшение, однако для долговременного устойчивого эффекта необходимо устранить базовые ограничения, препятствующие созданию процветающего частного сектора, прежде всего в банковском секторе. В дополнение к таким мерам необходима непрерывная работа по укреплению режима таргетирования инфляции в денежно-кредитной политике, а также упрочение основы налогово-бюджетной политики", - такими рекомендациями подытоживается заявление МВФ.

Казахстан: Выборочные экономические показатели, 2017-2021 гг.

2017

2018

2019

2020

2021

(пр.)

(пр.)

(пр.)

Выпуск

Рост реального ВВП (%)

4.1

4.1

3.8

3.9

3.7

Нефтяной сектор в реальном выражении

8.7

8.4

-1.4

1.1

1.1

Ненефтяной сектор в реальном выражении

2.7

2.7

5.6

4.8

4.5

Производство сырой нефти и газового конденсата (млн тонн)

86

90

89

90

91

Занятость

Уровень безработицы(%)

4.9

4.9

4.9

4.9

4.9

Цены

Инфляция (%)

7.3

5.3

5.7

4.8

4.7

Финансы сектора госуправления 1/

Доходы (% ВВП)

20.3

22.2

21.3

21.4

21.4

В т.ч.: нефтяные доходы

6.1

7.7

7.8

7.3

6.9

Расходы (% ВВП)

24.7

19.6

20.7

21.1

21.3

Сальдо бюджета (% ВВП)

-4.4

2.6

0.6

0.3

0.1

Сальдо ненефтяного бюджета (% ВВП)

-10.5

-5.0

-7.2

-7.0

-6.8

Валовой государственный долг (% ВВП)

20.3

21.6

21.3

21.5

21.9

Деньги и кредит

Широкий показатель денежной массы (изменения в %)

-1.7

7.0

3.9

6.8

6.4

Кредит частному сектору (%ВВП)

26.5

23.5

21.5

21.6

22.0

Базовая ставка НБК (%, конец периода)

10.3

9.3

Платежный баланс

Текущий счет (%ВВП)

-3.1

0.0

0.0

0.2

0.0

Чистые прямые иностр. инвестиции (% ВВП)

-2.3

-2.8

-2.8

-2.8

-2.8

Резервы НБК (в месяцах импорта товаров и услуг на следующий год)

8.2

7.9

7.3

7.3

7.3

Активы НФРК (в месяцах импорта товаров и услуг на следующий год)

15.5

14.7

15.3

15.5

15.7

Внешний долг (% ВВП)

102.7

91.8

91.9

85.7

80.4

Обменный курс

Обменный курс (процентное изменение в годовом выражении; тенге к долл. США; конец периода)

-0.3

15.6

Источники: официальные органы Казахстана, оценки и прогнозы персонала МВФ.

1/ Бюджетные счета за 2017 год включают государственную поддержку банковского сектора в размере 4 процентов ВВП.

olshem.kz

Рекомендуем
Как не стать жертвой пластического хирурга - советы эксперта 277

Похожие новости