Передача госфункций в конкурентную среду: Для чего нужна эта реформа?

27 Июня, 2017, 18:57 3768
Передача госфункций в конкурентную среду: Для чего нужна эта реформа? | Аналитика | BNews.kz

С 2016 года в Казахстане проводится реформа по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям (СРО). На что направлена данная реформа и что планируется достигнуть, читайте в аналитическом материале BNews.kz.

Реформа по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям осуществляется в рамках 97 шага Плана нации – 100 конкретных шагов.

По сути, в основе 97 шага лежит концепция формирования компактного правительства за счет сокращения несвойственных и избыточных государственных функций.

Надо отметить, что ранее, процесс передачи государственных функций носил достаточно хаотичный характер, при этом с 2000 по 2014 годы в конкурентную среду было передано 4 функции государственных органов. Это функции: по сертификации товаров и услуг (2000 г., входило в компетенцию МИР); по организации технического осмотра (2009 г., входило в компетенцию МВД).  функции по проведению конкурсов «Алтын Сапа» и «Лучший товар Казахстана» (входило в компетенцию МИР). В то же время, последняя инвентаризация показала, что общее количество функций, закрепленных за государственными органами, составляет порядка 15 тысяч.

«Одним из базовых условий успешной реализации данной реформы является установление комплексного методологического подхода по передаче государственных функций в конкурентную среду, основанного на современных тенденциях развития государственного управления, накопленного отечественного опыта и передовых реформ зарубежных стран. В этой связи, Министерством национальной экономики РК и «Атамекеном» совместно с депутатским корпусом в 2016 году подготовлена поэтапная программа действий по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, предполагающая ее проведение на ежегодной основе. Это позволит государственным органам на постоянной основе с учетом социально-экономической потребности передавать по разным способам госфункции в конкурентную среду, исходя из их содержания, заинтересованности потенциальных поставщиков и их ресурсных возможностей, технических условий реализации функций», - подчеркнула управляющий директор-директор Департамента законодательства и развития саморегулирования НПП РК «Атамекен» Айжан Бижанова.

Об институте саморегулирования в Казахстане

Формирование профессионального государства, ограниченного до основных функций, является одним из ключевых приоритетов, обозначенных Главой государства в стратегии развития Казахстана до 2030 года. Именно, поэтому был принят базовый Закон Республики Казахстан «О саморегулировании», согласно которому были определены основные принципы саморегулирования бизнеса и дерегулирования экономики.

Таким образом, создание условий, где отрасль успешно функционирует и регулирует себя без вмешательства государства и есть показатель успешности симбиоза «государство-бизнес».

Надо отметить, что на сегодня, введение саморегулирования является устойчивой традицией регуляторных политик многих передовых стран (к примеру, США, Великобритания, Австралия) и охватывает практически все сферы хозяйственной жизни.

При этом реализация механизма саморегулирования направлена на повышение качества государственного регулирования и обеспечивает самостоятельную деятельность субъектов рынка по решению актуальных задач развития отрасли, в первую очередь, через стандартизацию.

Раскрывая актуальность саморегулирования, к основным преимуществам данного регуляторного инструмента можно отнести несколько моментов.  Для государства введение данного особого экономического института является способом по сокращению несвойственных функций, оптимизации государственного аппарата и в конечном итоге, концентрации на осуществлении стратегических функций. Также, снижаются затраты на регулирование деятельности отрасли и уменьшается административное давление на бизнес путем отмены разрешительных документов и передачи субъектам предпринимательства функций по допуску на рынок профессиональных участников.

«В то же время, государство получает возможность проведения контроля не за отдельными участниками рынка, а за саморегулируемыми организациями, которые в свою очередь, основную контрольную нагрузку в отношении своих членов применяют на себя, т.е. налицо преодоление избыточной контрольной деятельности государственных органов.     Следует отметить, что в результате введения саморегулирования к субъектам рынка могут быть ужесточены соответствующие требования по сравнению с требованиями законодательства», - отметила Айжан Бижанова.

С позиции бизнеса саморегулирование становится инструментом самостоятельного регулирования отрасли и возможностью более гибкого реагирования и адаптации к изменяющимся экономическим условиям.

Наряду с этим, не стоит забывать и о репутационной составляющей данного института, при котором членство в саморегулируемой организации становится реальным активом организации, своего рода коллективным товарным знаком. Данный инструмент способен обеспечить сигнал потребителям о качестве предоставляемых услуг в саморегулируемой организации.

В целом, введение саморегулирования обеспечит поддержание высокого уровня стандартов профессиональной деятельности, создаст предпосылки для свободной конкуренции на рынке и повышения конкурентоспособности бизнеса.

Репутация или штраф?

Полномасштабное развитие института саморегулирования обеспечит и сокращение административного воздействия на субъекты предпринимательства (снижение количества статей КоАП).

Глава государства на 27-ом пленарном заседании Совета иностранных инвесторов подчеркнул, что важным признаком состоявшейся предпринимательской среды является способность к саморегулированию «государство должно отказаться от контроля за всеми субъектами рынка, при этом осуществляя контроль за саморегулируемыми организациями».

Данная модель контроля закреплена в Законе РК «О саморегулировании» (введен в действие с мая 2016 года), согласно которой госорганы контролируют саморегулируемые организации (СРО), а СРО – своих членов.

Таким образом, введение саморегулирования предусматривает не только сокращение количества контрольно-надзорных функций в отношении предпринимателей, и сопряженные с их реализацией количества проверок, но и меры административного влияния.

Например, введение саморегулирования в сфере реабилитации и банкротства по деятельности администраторов (временных и реабилитационных) и банкротных управляющих, предусматривает не только исключение функции министерства финансов по осуществлению госконтроля за субъектами, но и сокращение 3-х статей КоАП, предусматривающих 53 основания для привлечения к ответственности. 

Введение саморегулирования в аудиторской деятельности влечет сокращение 5-ти статей КоАП, предусматривающих 18 оснований для привлечения к ответственности.

При этом необходимо отметить, что в сферах, где будет введено саморегулирование, все-таки будет присутствовать государственный контроль со своим административным воздействием, но исключительно за СРО.

Международная практика подтверждает, что контроль, осуществляемый СРО в отношении своих членов намного эффективнее государственного контроля, а меры материального и репутационного воздействия - болезненнее для нарушителя, нежели уплата административного штрафа.

 О конкретных результатах

«Совместно с государственными органами и депутатским корпусом мы значительно продвинулись в данной работе. Во-первых, саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии), будет введено в оценочной деятельности, в сфере экологического аудита, при этом, вместе с Министерством финансов Республики Казахстан мы обсуждаем вопрос поэтапной передачи группы функций по регулированию аудиторской деятельности в саморегулирование. Наряду с этим, в конкурентную среду передается функция Минздрава РК (оценка удовлетворенности граждан качеством медицинских услуг). Во-вторых, в текущем году, по итогам предварительной работы определено 11 потенциальных сфер, по которым будет проведен анализ регуляторного воздействия на предмет целесообразности введения обязательного саморегулирования, это: здравоохранение; туризм; ветеринария; животноводством; по обращению с коммунальными отходами; по деятельности касс тотализаторов и букмекерских контор; по экспертной деятельности в сфере геологии и недропользования; по энергоаудиту; по вневедомственной комплексной экспертизе;  по деятельности администратора (временного администратора реабилитационного, временного и банкротного управляющих); операторов технического осмотра. По 13 функциям государственными органами совместно с Национальной палатой предпринимателей осуществляется анализ готовности рынка на предмет их передачи в конкурентную среду», - пояснила управляющий директор.

Таким образом, в период с 2017 по 2019 года планируется делегировать в конкурентную среду и СРО порядка 90 функций, что в 22 раза больше чем за последние 5 лет.

«Продолжая, в-третьих, Министерством национальной экономики РК совместно с Нацпалатой разработан соответствующий законопроект, предусматривающий базовые подходы по передаче государственных функций в конкурентную среду. Данный законопроект поступит на рассмотрение парламенту РК в сентябре текущего года. В-четвертых, идет широкомасштабная информационная компания по уведомлению и привлечению всех заинтересованных лиц к участию в реформе по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. В частности, только в текущем году нами совместно с депутатским корпусом и Министерством национальной экономики проведено более 30 общественных обсуждений, круглых столов и брифингов», - подвела итог Айжан Бижанова.

Следовательно, можно резюмировать, что реформа по передаче государственных функций в нашей стране становится уже неотъемлемым элементом развития экономических отношений на новом уровне, где наиболее ярко и четко прослеживается баланс государственных и частных интересов.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости