Работодателей больше интересуют выпускники колледжей

25 Июля, 2017, 10:16 2995
Работодателей больше интересуют выпускники колледжей | Аналитика | BNews.kz

В Казахстане функционирует 817 колледжей, из них 473 государственных, 344 – частных, в которых обучаются 489 166 студентов. По результатам исследования «Атамекена» и МЗСР РК от 2016 года - около 75% потребности работодателей составляют выпускники среднего учебного заведения.  Однако колледжи не пользуются этим и не идут на сближение с рынком труда, хотя имеют возможность совершенствовать образовательные программы под нужды работодателя, передает корреспондент BNews.kz. 

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев считает, что одним из решений этой проблемы может стать передача государственных колледжей в доверительное управление предпринимателям.

«Техническое и профессиональное образование является уровнем, наиболее приспособленным к дуальному обучению (минимальный предел практики при дуальном обучении до 60%, против классических 40%). Участие сектора экономики в процессе обучения в колледже крайне важно, необходимо осуществлять трансляцию требований предприятий учебным заведения», - отмечает Эльдар Жумагазиев.

Спикер добавил, что для эффективного взаимодействия колледжей и предприятий нужно ввести Рейтинг колледжей на основе трудоустройства. Это нацелит средние учебные заведения на kpi (ключевые показатели эффективности) – трудоустройство.

На сегодняшний день, 5% от 489 тысяч студентов колледжей обучаются по дуальной форме и 55,1% от общего контингента трудоустраиваются. Проводимая работа в техническом и профессиональном образовании не позволяет резко увеличить число компаний и студентов, вовлеченных в дуальное обучение. Причины следующие:

•  Отсутствие закона «О профессиональном обучении».

•  Отсутствие мер экономического стимулирования (налоговые вычеты и компенсация).

•  Отсутствие прозрачных механизмов мониторинга трудоустройства выпускников (рейтинг на основе ГЦВП).

•  Слабая практика передачи колледжей в доверительное управление.

Ежегодно около 21 тысячи выпускников 9 и 11 классов не поступают в колледжи и вузы, 539 тысяч самозанятых и безработных в возрасте 44 лет, имеют только школьное образование.

Для их трудоустройства в рамках проекта «Бастау Бизнес» предлагается запустить учебные классы: в этом году на базе 50 предприятий, а в последующие годы охватить 100 предприятий.

Особенность проекта «Бастау Бизнес» заключается в ориентированности на потребности рынка труда, и реализовано через услуги обучения и занятости: мобильное приложение на базе сервиса Naimi.kz, электронный портал Enbek.kz, единый call-центр, обучение и поиск заказов в режиме онлайн. Также создается методологический центр для обучения бизнес-тренеров.

С 2017 по 2021 год по «Бастау Бизнес» запланировано обучение 135 тысяч безработных и самозанятых казахстанцев.

Как отметил Эльдар Жумагазиев, проект «Бастау Бизнес» нужно запустить по всем регионам Казахстана и включить его в инструмент нефинансовой поддержки предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».

Предлагается также провести соответствующую работу по адаптации и включению компонентов проекта в действующую Программу «Дорожная карта занятости 2020».

Необходимо укрепление главного фактора  конкурентоспособности – человеческого капитала.

«Для всестороннего правового охвата системы ТиПО и краткосрочного обучения необходим закон о профессиональном образовании. Он должен охватить все стороны подготовки кадров, в том числе определить меры стимулирования предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов», - считают эксперты НПП РК «Атамекен».

О вузах страны

       На сегодняшний день в стране насчитывается 131 вуз (55 из них частные), где обучается 477 074 человек. Для повышения эффективности подготовки кадров в системе высшего образования считается целесообразным учесть опыт Китая, Сингапура и Южной Кореи, стран ОБСЕ. И на их примере ввести следующие изменения:

  • Предоставление академической и управленческой свободы вузам;
  • Распределение госзаказа на основе исследования потребности рынка и рейтинга вузов;
  • Создание совместных учебных заведений с ведущими ВУЗами мира (двойные дипломы);
  • По израильскому опыту необходимо наладить коммерциализацию дипломных работ. К защите должны подходить те проекты, которые востребованы на рынке;
  • Увеличение финансирования на фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава (кратное увеличение зарплат приведет к качественному оздоровлению ППС);
  • Налоговые льготы для университетских стартап компаний;
  • Доведение доли предпринимателей в составах Наблюдательных советов вузов до 50%;
  • Формирование 4 ведущих педагогических вузов;

Крайне важно чтобы наши вузы занимались повышением квалификации менеджерского состава казахстанского бизнес сектора. Управленцы среднего и высшего звена нуждаются в новых компетенциях в сфере маркетинга, менеджмента, управления персоналом.

В Казахстане недостаточно развито послевузовское образование. Государство не выделяет гранты на MBA, суммарно по стране обучается около 900 человек. Это количество существенно не меняет ситуацию в казахстанской экономике. К примеру, в Малайзии студентов по программе MBA около 14 тысяч человек.

Для укрепления взаимодействия бизнеса и науки нужно:

Усилить участие профильного крупного бизнеса и отраслевых бизнес-ассоциаций в составах Национальных научных советов до 50%;

Внедрить открытую экспертизу проектов с привлечением  заинтересованного бизнес-сообщества;

Предоставить возможность субъектам предпринимательства выступать грантозаявителями;

При выделении грантов делать акцент на его коммерциализацию.

Несмотря на то, что коммерциализация в большей степени влияет на реальный сектор экономики, в структуре расходов науки она составляет 18%.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости