В каком состоянии электронные драйверы экономики Казахстана?

30 Мая, 2017, 11:57 1884
В каком состоянии электронные драйверы экономики Казахстана? | Аналитика | BNews.kz

В последние годы в Казахстане предприняты серьезные преобразования в сфере регулирования товарного рынка страны. Однако рынок электронной торговли, как и биржевой, по-прежнему в должной мере не отвечает требованиям современности.  

Казахстанское понимание «Электронной торговли»

В международно-правовых документах термин «электронная торговля» употребляется в широких значениях.

Комиссия ООН по праву международной торговли разработала Типовой закон по электронной торговли, одобренный резолюцией 51/162 Генеральной ассамблеей ООН от 16 декабря 1996 года, который поясняет, что «электронную торговлю» следует толковать широко с тем, чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений коммерческого характера.

Они включают следующие сделки (но не ограничиваются ими): любые торговые сделки на поставку товаров или услуг, дистрибьюторские соглашения, лизинг, предоставление консультации, инжиниринг, инвестирование, банковские услуги, страхование и т.д.

В отечественном законодательстве закреплено, что электронная торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, осуществляемая посредством информационных технологий (ЗРК «О регулировании торговой деятельности»).

Договоры в электронной торговле заключаются путем обмена опять же электронными документами, удостоверенными электронной цифровой подписью или электронными сообщениями.

Тогда как в национальном законодательстве под электронной торговлей понимается предпринимательская деятельность только по реализации товаров, то есть рассматривается более узко и только в рамках купли-продажи товаров.

«Принимается очень много разных программ, стимулирующих предпринимательство, но в них всегда больше упор делается на производство, на промышленность. А торговля всегда остается в стороне, хотя торговля – это основной драйвер, двигатель всей экономики», – заявил заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Нуржан Альтаев.

Электронный бум

Рынок электронной торговли за 2015 год составил 155,7 млрд. тенге (порядка 700 млн. долларов США). Но если считать весь рынок электронной коммерции, включая помимо купли-продажи товаров, но и оказания услуг (банковских услуг, перевод денег, оплата коммуналки и т.д.), то он составил 693,4 млрд. тенге

«Анализ публикаций по проблемам электронной торговли показывает, что их авторы, ведя разговор о торговле с использованием информационно-коммуникационных технологий, пользуются двумя различными терминами: «электронная коммерция» и «электронная торговля». Несмотря на то, что данные термины употребляются довольно часто в деловом общении и в различных публикациях, единый подход к определению их содержания отсутствует», - отметил эксперт НПП РК «Атамекен» Орумбаев Адильбек.

Электронная торговля давно стала частью торговли в целом, причем достаточно популярной и предпочтительной отдельными гражданами. К примеру, большую часть онлайн-покупок совершают женщины, это 64% (по данным независимой ассоциации – прим.) и предпочитают они, как правило, одежду и косметику.

Говоря о перспективах роста электронной торговли следует привести данные о держателях платежных карт, которыми являются уже свыше 14 млн казахстанцев. К тому же в стране насчитывается порядка 300 активно работающих интернет-магазинов.

Говоря о динамике развития, напомним, что в 2015 году из-за выгодной курсовой разницы тенге к российскому рублю, население Казахстана начало активно скупать товары народного потребление, технику в России, в том числе заказывая их через интернет. Это подтверждается данными Федеральной службы статистики РФ за 2014-2015 года.

Значительный рост доли интернет торговли показал Сибирский Федеральный округ с 0,8% в 2014 году до 1,4% в 2015 году, Новосибирская область с 1,1% 2014 года до 4,5% в 2015 году.

Это яркий показатель популярности электронной торговли.

Хотели, как лучше…

В течение десяти лет государство пыталось сформировать организованный товарный рынок Казахстана.

В период с 2009 по 2011 годы неоднократно вносились изменения и дополнения в закон РК о товарных биржах. В 2015 году были внесены изменения и дополнения, предусматривающие отмену голосовых торгов, поэтапное установление требований к капитализации товарных бирж,  регламентацию режимов торговли, обязательное проведение хозяйствующими субъектами 30% от всех своих биржевых оборотов товаров, включенных в Перечень биржевых товаров, в режиме двойного встречного аукциона.

Однако после изменений рынок претерпел упадок. После вступления в силу 1 июля 2016 г. законодательного требования к минимальному размеру уставного капитала в 100 тысяч МРП, количество действующих товарных бирж сократилось с двадцати трех до шести.    

Новый биржевой рынок недотянул до международной практики биржевой торговли и в настоящее время наблюдаются следующие проблемы:

Отсутствует механизм действенного контроля за деятельностью товарных бирж

Отсутствует экономическая заинтересованность в развитии биржевой торговли

Отсутствует равный доступ казахстанских производителей к национальным организованным рынкам

Отсутствуют стандарты механизма гарантирования исполнения биржевых сделок

Недостаточная вовлеченность на биржевой рынок РК иностранных поставщиков/покупателей  

Слабые процессы по интеграции биржевых товарных рынков стран ЕАЭС

Отсутствует в стране срочный рынок. В связи с чем, отсутствуют условия для развития современных инструментов хеджирования (страхования) ценовых рисков товаропроизводителей - стандартных биржевых контрактов с отсрочкой оплаты и поставки товара (фьючерсы, опционы)

«Необходимо дополнить постановление Правительства РК «Об утверждении Перечня официально признанных источников информации о рыночных ценах» в части включения в данный Перечень нового источника информации «Данные размещенные на официальных интернет-ресурсах товарных бирж РК». Расширить действующий перечень биржевых товаров и дать новый перечень товаров, закупаемых госучреждениями через товарные биржи страны. К тому же, необходима популяризация товарной биржевой торговли, допустим используя возможности СМИ и соцсети», – предложил Председатель Совета директоров «Союза товарных бирж РК «Отан» Булат Шайманов.

Что показывает мировой опыт?

Внедрение биржевой торговли играет прогрессивную роль в обеспечении прозрачности ценообразования на товары, обеспечивает равный  доступ к товарным рынкам, снижает транзакционные издержки его участников, способствует развитию товарной инфраструктуры и обеспечивает внедрение механизмов управления рисками.       

Следует выделить две преобладающие модели становления и развития биржевой торговли в мире, с точки зрения структуры акционерного капитала: 

Первая модель – модель, при которой участники торговли непосредственно проявляли интерес к организованным торгам и выступали инициаторами создания биржевых площадок. В результате, возникала структура в виде объединенной общественной организации, с множеством заинтересованных сторон в виде акционеров, которые были, по сути, бенефициарами и инвесторами в одном лице. В ходе дальнейшего развития, такие организации постепенно эволюционировали в коммерческие, с предоставлением   услуг по организации биржевых торгов на платной основе. При этом конечная структура акционеров представляла собой сбалансированный состав профессиональных участников рынка.

Вторая модель – когда инициатором развития биржевых торгов активно выступало государство с привлечением профессионального стратегического инвестора и/или арендой-покупкой необходимого программно-технического оборудования для организации торгов.

После необходимого импульса и поддержки на начальном этапе, государство постепенно выходило из проекта, передавая (продавая) права владения в проекте частным инвесторам. Также, как и в первом случае, итоговый состав акционеров был широко диверсифицирован без признаков концентрации большого пакета в одних руках. Обе модели развития в конечном итоге приводят к наиболее оптимальной структуре акционерного капитала для бирж.

Единственное существенное различие, это сроки развития и уровень экономического и политического развития конкретной страны. Первая модель больше относится к странам с развитой экономикой, и история развития такой биржевой торговли составляет более 150-200 лет.

Вторая модель развития больше подходит для стран с развивающейся экономикой, которые не могут себе позволить длительное естественное развитие биржевых торгов, и поэтому государство активно участвует в становлении данной отрасли.
Государственное участие на основе рыночных методов регулирования позволяет создавать более совершенную структуру биржевого рынка.

В развивающихся странах участие государства в организованном товарном рынке максимально. По данному пути развития пошли такие страны как Узбекистан, Белоруссия, Турция, ОАЭ, Россия, Гонконг и т.д.

В России слились в одну две крупнейшие биржевые площадки, где крупным акционером является центральный банк России. В Турции за счет усилия государственных структур товарная, фондовая, валютная и деривативная биржи были объедены в одну структуру.

Из мировой практики в качестве примера крупных бирж, организованных  с участием государства, можно привести: Moscow Exchange,Warsaw Stock Exchange, Istanbul Stock Exchange, Shanghai Stock Exchange, Shenzhen Stock Exchange и др.

Следует отметить, что современной тенденцией развития международного биржевого рынка является сокращение общего количества бирж и объединение специализированных в универсальные.

Для Казахстана создание единой товарной биржевой инфраструктуры наиболее перспективно с учетом следующих факторов:

Национальные биржевые  индикаторы

Единый организованный товарный рынок - это наиболее простой путь для формирования ценовых индикаторов, которые будут признаваться, как локальными участниками, так и международными. Для государства и для страны в целом, жизненно необходимо иметь четкое понимание, как формируется цена на стратегические товары, и гарантии того, что экономика не страдает от посреднических схем и, что производитель получает лучшую цену за свой товар. Это возможно достичь, только в случае сосредоточения биржевых торгов на минимальном количестве биржевых площадок.

Увеличение поступлений в бюджет

За счет концентрации биржевых торгов возможно добиться вывода внебиржевого оборота из тени, четко фиксировать контрагентов, количество и стоимость сделок и соответственно поднять на новый уровень бюджет доходов государства за счет налоговых поступлений по биржевым сделкам.

Единое место для  формирования всех цен

Для того, чтобы был реальный эффект от биржевой торговли, с учетом емкости и количества игроков в Казахстане необходимо создать единый центр ценообразования (например: Чикаго по пшенице и нефти, Лондон по металлам (Brent, WTI, London gold fixing), СПМТСБ – бензин, дизельное топливо, УТБ - узбекский хлопок, БУТБ - белорусский лес, НТБ Россия – пшеница и т.д.).  В противном случае, как это сейчас и происходит в Казахстане, цена формируется хаотично, за счет постоянно меняющихся посреднических схем.

Контроль со стороны государства за денежным и товарным оборотом в стране

С точки зрения администрирования и регулирования биржевой отрасли для государства намного проще контролировать процесс, если на рынке будет присутствовать одна либо несколько товарных бирж, на которых будут сконцентрированы все биржевые сделки.

Международные тенденции к объединению биржевых капиталов

В международном пространстве наблюдается процесс слияния и поглощения организаторов биржевой торговли с целью концентрации ликвидности на единых рынках.

Емкость и количество участников рынка

Емкость товарных рынков в Казахстане не позволяет иметь множество товарных бирж. Для формирования биржевого рынка и достижения первичной ликвидности по товару необходима концентрация критического количества участников на одном рынке. С точки зрения бизнеса, биржевые доходы слишком малы для того, чтобы распределять комиссию среди нескольких бирж из-за небольшой емкости рынка и узкого круга его участников.

Формирование единой товарной биржевой инфраструктуры страны - это долгосрочный поэтапный процесс, который в перспективе будет происходить путем объединения капиталов высоко капитализированных товарных бирж Казахстана, расчетно-клиринговых центров, брокерских, страховых, логистических компаний и т.п. При этом в будущем возможно объединение не только товарных бирж, но и объединение организованного товарного и фондового рынков Казахстана.   

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости