Астанинский процесс: Сложно было сесть за один стол (ФОТО)

26 Января, 2017, 09:19 1573
Астанинский процесс: Сложно было сесть за один стол (ФОТО) | Обзоры | BNews.kz

Двухдневный Астанинский процесс продолжался всего два дня, но результаты принесли такие, каких не удавалось добиться за несколько недель. Кардинальный успех не был гарантирован, однако результаты напряженной работы, продолжавшейся в эти дни, дают основание с полным правом говорить об успехе: Россия, Иран и Турция договорились о создании механизма по контролю за соблюдением перемирия, приняли итоговое коммюнике, а российская делегация передала представителям оппозиции проект новой конституции Сирии.

Но прежде чем перейти к сути, начнем сначала.

Арабская весна и вооруженное лето

Антиправительственные выступления в Сирии начались на волне «арабской весны» в марте 2011 года и привели к массовым беспорядкам в различных городах страны. Уже к лету того же года они переросли полномасштабные вооруженные конфликты. Оппозиция требовала отставки действующего президента Башара Асада, отмены режима чрезвычайного положения в Сирии и проведение в стране демократических преобразований.

Изначально война велась между неправительственной армией и формированиями «Свободной сирийской армии». Однако впоследствии в рядах оппозиции произошел раскол — первыми из его состава вышли курдские организации, создавшие собственное правительство (Высший курдский совет), а в 2013 году наиболее радикальные исламистские группировки образовали «Исламский фронт». Однако в дальнейшем из-за раскола в рядах повстанцев  светская оппозиция ослабла и отошла на второй план. Действующему правительству отныне стали противостоять различные исламские группировки и террористические организации, среди которых – «Фронт ан-Нусра» (местное отделение Аль-Каиды) и «Исламское государство» (ИГ). Исламисты захватили ряд городов в Сирии.

Декабрь 2011 года был отмечен крупным терактом в Дамаске. На рубеже 2011—2012 года правительственные силы начали применять танки и артиллерию. 26 декабря танки правительственных войск открыли огонь по жилым домам в городе Хомсе. В январе 2012 года Башар Асад пообещал одержать победу «над заговором, который доживает последние дни», однако боевые действия продолжались. 13 марта 2012 года сирийские власти заявили о захвате города Идлиб.

Практически одновременно с этим начался артиллерийский обстрел города Эр-Растан. Успехи правительственных войск шли на фоне терактов, таких как подрыв зданий сил безопасности в Халебе. Боевые действия и теракты приводили к гибели мирного населения. Во многих странах прошли демонстрации противников режима Асада, в ходе которых активисты громили сирийские посольства. Великобритания и США отозвали из Дамаска своих послов.

Перемирие не помогло

Несмотря на перемирие весной 2012 года, столкновения продолжились. В мае произошел теракт в городе Дейр-эз-Зор, несколько дней спустя произошла бойня в Хуле. В ходе карательной операции, по данным комиссии ООН, были убиты 108 человек, среди которых 49 детей и 34 женщины, более 300 человек получили ранения. По данным Совета по правам человека ООН лишь около 20 человек погибли в результате артобстрела, остальные же погибшие были убиты выстрелами с близкого расстояния и ножевыми ударами.

Конфликт в Сирии начинают признавать гражданской войной на официальном уровне. Зарубежные страны тоже оказались вовлечены в этот процесс.

Стороны конфликта получают военную помощь от других стран — поддержку правительственным силам оказывают Россия и Иран, сирийская оппозиция получает помощь от западных держав и монархий Персидского залива.

Летом 2015 года ДАИШ начал нападать и захватывать новые города. 25 июня армия ДАИШ провела две вылазки. Одна была неожиданной диверсионной атакой на Айн-эль-Араб, а вторая направлена против удерживаемых правительственными войсками районов города Эль-Хасака. Операция ДАИШ в Эль-Хасака привела к вытеснению 60 тыс мирных жителей, ООН насчитала порядка 200 тыс в будущем перемещенных лиц.

15 октября 2015 года армия правительства и ее иранские и ливанские союзники при поддержке российской авиации начали наступление на ключевой город Алеппо. За 16-19 октября бойцы сирийской армии вернули под свой контроль обширную территорию у южного въезда в Алеппо. В это же время силы ДАИШ нанесли контрудары на нескольких стратегических направлениях. В ноябре правительственные войска Сирии установили контроль над трассой Дамаск — Алеппо, через день по трассе было возобновлено автомобильное движение.

Осенью 2016 в Сирии вступил в силу режим перемирия, который стал возможен благодаря пакету договоренностей между Москвой и Вашингтоном. Однако он был прерван, в связи с многочисленными нарушениями. В тот же день началось масштабное наступление группировки «Джебхат ан-Нусра» на юго-западной окраине Алеппо, за несколько часов до этого вооруженные силы Сирии заявили о выходе из режима прекращения огня.

22 сентября правительственная армия начала масштабное наступление в Алеппо. К декабрю Алеппо был взят.

Перемирие, вступившее в силу 29 декабря 2016, достигнуто при посредничестве России, Турции и Ирана. Президент России Владимир Путин сообщил, что между сирийским правительством и вооруженной оппозицией подписано соглашение о прекращении огня, а  российский военный контингент в Сирии будет сокращен. Сирийская армия отмечает, что перемирие не касается группировки «Аль-Каиды» и ДАИШ. Гарантами перемирия должны будут выступить Россия и Турция, а в дальнейшем планировалось провести мирные переговоры в Астане.

За время многолетних кровопролитий экономике и инфраструктуре страны нанесен колоссальный ущерб. Конфликт характеризуется ожесточенными боевыми действиями, беспорядочными обстрелами населенных пунктов, массовыми убийствами и многочисленными военными преступлениями против мирного населения. На территориях, подконтрольных исламистам, действуют законы шариата, узаконено рабство, подвергаются гонениям религиозные меньшинства, а также разрушаются объекты культурного наследия.

Инициатива переговоров

Инициативу о проведении переговоров в Астане впервые выдвинул президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в середине декабря 2016 года. Детали встречи затем были проработаны на переговорах министров иностранных дел России, Ирана и Турции Сергея Лаврова, Мохаммада Джавада Зарифа и Мевлюта Чавушоглу в конце того же месяца.

Формат переговоров стал новаторским: в них приняли участие делегации правительства и оппозиции Сирии, страны-гаранты перемирия Россия, Турция и Иран, спецпосланник генерального секретаря ООН Стаффан де Мистура, выступивший в традиционной для себя роли посредника, а также посол США в Казахстане Джордж Крол в качестве наблюдателя. Особенностью встречи было то, что в Астану прибыли, в основном, представители вооруженных группировок на территории Сирии. Военные были и в составе других делегаций, однако их часть работы была практически полностью закрыта от журналистов.

В состав делегации оппозиции вошли представители ряда крупнейших вооруженных группировок в Сирии, в том числе «Джейш аль-Ислам», насчитывающей, по данным министерства обороны РФ 64 отряда общей численностью 12 тыс человек, а также отряды, составляющие «Свободную сирийскую армию». Из значимых оппозиционных группировок не была представлена только «Ахрар аш-Шам», ранее присоединившаяся к режиму прекращения огня. Пока не ясно, поддержат ли ее представители итоги Астанинского процесса.

Начало Астанинского процесса. Первый день

Главами государств России и Турции было предложено провести переговоры в Астане. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе телефонных переговоров с Путиным и Эрдоганом поддержал данную инициативу и заявил о готовности предоставить площадку для таких переговоров. В первый день Астанинского процесса главы противоборствующих сторон Сирии сели за один стол переговоров. После всех ожидала итоговая пресс-конференция. Стоит отметить, что Казахстан в данном случае только предоставлял площадку для переговоров, при этом, не участвуя и сохраняя нейтралитет.

440 иностранных и отечественных журналистов работали в ходе Астанинского процесса. Переговоры проходили в одном из залов отеля «Rixos President Astana» и завершились до конца дня 24 января.

Представители СМИ были допущены к фото- и видеосъемке только на начало переговоров. Содержательная часть проходила в закрытом режиме. Продолжительность съемок определялась сотрудниками пресс-службы министерства иностранных дел РК по согласованию с делегациями.

Переговоры в первый день завершились поздно вечером. Советник делегации сирийской оппозиции Яхья аль-Аради назвал встречу «долгой и продуктивной». Сирийская оппозиция провела ряд встреч с представителями России и Турции. 

Как сообщил Аради, на открытии присутствовали представители принимающей стороны - Республики Казахстан, а также делегации России, Турции, Ирана, оппозиции Сирии и «делегация режима».

«Это была долгая встреча, и она была продуктивной.

Во-первых, говорили об определенных вещах, пытаясь достигнуть реального соглашения о прекращении огня по всей Сирии. Заинтересованные стороны попросили высказать свои взгляды или способы, с помощью которых, по их мнению, эти задачи могли бы быть достигнуты.

Во-вторых, говорили о народе, о проявлении доброжелательности, например, об освобождении заложников. Также разговор шел о политической стороне. Предполагалось, что данная встреча может использоваться для достижения реального решения в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН и Женевским коммюнике. Проведено также специальное совещание с политическим посланником президента Путина. На совещании подробно обсудили политические вопросы, с основной концентрацией на достижении перемирия в Сирии», - сообщил Яхья аль-Аради.

По его словам, теперь обе стороны должны работать над механизмами, стандартами, критериями достижения перемирия, которые являются главной целью соглашения, подписанного 30-го декабря 2016 года.

Что такое механизм мониторинга перемирия?

Основной целью переговоров, как не раз заявляли участники, было создание механизма мониторинга за соблюдением режима прекращения огня и разрешения конфликтных ситуаций, который планируется запустить уже в начале февраля.

Разработать этот механизм по контролю за перемирием должна трехсторонняя совместная оперативная группа в составе представителей России, Ирана и Турции. Конкретные детали, как будет выглядеть деятельность этого инструмента, остаются неизвестны. Но сам факт его создания на переговорах с участием делегаций правительства и оппозиции уже можно оценивать как прорыв.

Подобных механизмов в рамках урегулирования сирийского конфликта прежде не существовало - нечто близкое было реализовано лишь в рамках рабочей группы, созданной Международной группой поддержки Сирии (МГПС) в Женеве с участием ее сопредседателей России и США около года назад. Однако сама эта группа полноценным механизмом контроля за перемирием не являлась, а ее деятельность оказалась фактически блокированной из-за напряженных отношений России и США.

Итоговое коммюнике встречи в Астане, фиксирующее договоренность о создании механизма мониторинга, формально приняли лишь страны-гаранты перемирия, которые будут участвовать в работе механизма - Россия, Иран и Турция.

Совместное коммюнике

Помимо фиксации договоренностей трех стран по механизму мониторинга перемирия, итоговое коммюнике встречи в Астане содержало базовые принципы политического урегулирования в Сирии. В их числе - приверженность сохранению суверенитета, территориальной целостности и независимости Сирии. Принявшие коммюнике страны желают видеть будущую Сирию демократическим многонациональным и многоконфессиональным государством.

Подчеркивается приверженность борьбе с терроризмом, в том числе с запрещенными в РФ группировками ИГ и «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в РФ) и возможность урегулирования конфликта исключительно в результате политического процесса, но не военным путем.

Второй день

На второй день переговоров Россия, Иран и Турция выступили с заявлением продолжать борьбу против ДАИШ и Аль-Нусра, запрещенных в Казахстане, и отделить их от другой части вооруженной оппозиции.

Согласно совместному заявлению Ирана, России и Турции по международной встрече по Сирии в Астане 23-24 января 2017 года решено продолжать борьбу против ДАИШ и Аль-Нусра, запрещенных в Казахстане, и отделить их от другой части вооруженной оппозиции. Заявление вышеназванных стран зачитал министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов.

«Мы подтверждаем свою определенность продолжать борьбу против ИГИЛ, ДАИШ, запрещенных в Казахстане, а также Аль-Нусра, и отделить их от другой части вооруженной оппозиции. Мы выражаем убеждение, что существует срочная необходимость начать переговорный процесс согласно резолюции Совета безопасности ООН 2254.

Мы подчеркиваем, что международная встреча по Сирии в Астане является эффективной платформой для прямого диалога между правительством и оппозицией, как того требует резолюция 2254 Совбеза ООН. Мы поддерживаем желание вооруженных оппозиционных групп принять участие в следующем раунде переговоров, который будет проведен между правительством и оппозицией под юрисдикцией ООН в Женеве 8 февраля 2017 года.

Мы призываем всех членов международного сообщества поддержать политический процесс с реализацией всех мероприятий, которые были согласованы резолюцией 2254 Совбеза ООН. Мы приняли решение активно сотрудничать на Астанинской платформе при пособничестве ООН с тем, чтобы обеспечить сирийский политический процесс и, чтобы внести вклад в глобальные процессы и реализацию резолюции 2254.

Мы выражаем благодарность Президенту РК, его превосходительству Нурсултану Назарбаеву и в целом Казахстану, за то, что принимал на своей территории международную встречу по Сирии в Астане», - озвучил заявление трех стран министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов.

Также было сказано, что делегации исламской республики Иран, Российской Федерации, республики Турция согласно совместным заявлением министров иностранных дел в Москве 20 декабря 2016 года и заявлению Совбеза ООН и его резолюции 2356 поддерживают начало разговора между правительством Сирийской арабской республики и вооруженной оппозиции в Астане 23 и 24 января. Согласно заявлению России, Ирана и Турции решено также создать трехсторонний механизм, который должен следить за полным соответствием режиму прекращения огня, отсутствию провокаций и других всенадлежащих вопросов.

«Мы ценим участие Казахстана и участие в данных переговорах специального посланника ООН по Сирии и подтверждаем, что привержены идее суверенности и целостности Сирийской арабской республики как мультиэтнической многоконфессиональной несторианской страны, существование которой гарантируется Совбезом ООН.

Мы убеждены, что военного решения данного вопроса нет, и он может быть решен только политическим процессом на основании реализации резолюции 2354 Совбеза ООН, по всей полноте предусматривающей конкретные шаги и ответственности сторон консолидации режима прекращения огня, а также преступления ко всем организационным вопросам.

Как было поддержано резолюцией 2336 Совбезом ООН о вкладе в минимизацию и сокращение насилия, построения доверия и обеспечения сдерживаемого гуманитарного доступа согласно резолюции Совбеза ООН 2165 от 2014 года, а также о защите движения гражданских лиц в Сирии, было решено создать трехсторонний механизм, который должен следить за полным соответствием режиму прекращения огня, отсутствием провокаций и всенадлежащих вопросов», - добавил Кайрат Абдрахманов.

Министр иностранных дел РК Кайрат Абдрахманов подчеркнул, что Казахстаном были приложены все усилия для обеспечения самой дружелюбной атмосферы во время встреч в Астане.

«23-24 января в столице Казахстана Астане принималась международная встреча по урегулированию ситуации в Сирии. Вы все знаете, что встреча была по инициативе президента Российской Федерации и Республики Турция с тем, чтобы сделать Астану местом для переговоров по сирийскому вопросу между правительством Сирийской арабской республики и вооруженной оппозицией. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев полностью поддержал эту инициативу и объявил готовность обеспечить платформу в столице Казахстана для реализации этого процесса.

Мы сделали все лучшее, чтобы обеспечить самую дружелюбную атмосферу для встречи в Астане, для участников, СМИ, как международной, так и местной и хотел выразить тот факт, что Казахстан признает лидирующую роль ООН в урегулировании ситуации в Сирии.

Мы высоко ценим последовательные усилия спецпосланника Генерального секретаря ООН господина де Мистуры и считаем, что Женевская платформа является единственной возможной платформой межсирийских переговоров, которая принесет успех в развитие Астанинского процесса», - сказал Кайрат Абдрахманов.

Разногласия остаются

Несмотря на успехи в Астане, до разрешения всех противоречий между сторонами сирийского конфликта еще далеко. Одним из спорных моментов на переговорах в Астане стала ситуация в районе Вади-Барада, а именно местечка Айн-Фиджа, где расположено водохранилище, из которого вода поступает в Дамаск. На протяжении нескольких десятков дней этот район находится под контролем вооруженных боевиков.

Правительство Сирии заявляет, что там находятся боевики «Джебхат Фатх аш-Шам». Делегация оппозиции в свою очередь утверждает, что там действуют ее отряды.

«Главной задачи встречи было достижение устойчивого перемирия, - заявил в ходе пресс-подхода по итогам переговоров в столице Казахстана представитель оппозиции Усама Абу Зейд. - А для этого необходимо добиться прекращения боевых действий в Вади-Бараде».

Правительство, однако, останавливать наступление в Вади-Бараде не собирается.

«Вади-Барада - это не тема, которая обсуждается на переговорах о перемирии, там действует «Джебхат ан-Нусра», - заявил на отдельной пресс-конференции глава правительственной делегации Башар Джаафари.

В преддверии Женевы

Работа по урегулированию конфликта в Сирии продолжится теперь в Женеве, где в феврале де Мистура намерен созвать очередной раунд переговоров. Их начало было намечено на 8 февраля, однако в последнее время спецпосланник предпочитает дату не уточнять.

Участники переговоров в Астане, конечно, не могли оставить без внимания запланированную в Женеве встречу. При этом практически все - делегации правительства и оппозиции, представители России и организатора встречи Казахстана - подчеркивали, что Астана с Женевой соперничать не намерена, но переговоры в столице Казахстана могли бы способствовать контактам под эгидой ООН.

Как подчеркивал де Мистура, прекращение огня в Сирии позволило бы сторонам конфликта в дискуссиях сосредоточиться не на непосредственных задачах спасения мирного населения, а на будущем страны.

Однако до начала переговоров в Женеве предстоит решить два важных вопроса. Первый из них регулярно поднимался на встрече в Астане - готовы ли правительство и оппозиция Сирии вести прямые контакты.

Попытка сломать лед в решении этой задачи была сделана на открытии астанинских переговоров - главы делегаций сторон Башар Джаафари и Мухаммед Аллюш оказались за одним столом. Однако после установочных заявлений контакты шли через посредников - Россию, Турцию и де Мистуру. Обе стороны не раз выражали принципиальную готовность к прямым контактам в случае необходимости, однако пока перейти к ним не удалось.

Другой вопрос, в каком виде выступит оппозиция на переговорах.

Прежде в Женеве противники Дамаска присутствовали в составе нескольких различных групп. Именно отсутствием единой делегации оппозиции представители правительства объясняли отказ от прямых переговоров, ведь с кем именно говорить - было не ясно.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости