Что таит в себе история, или Путешествие в алматинский музей археологии

15 Августа, 2017, 15:07 7292
Что таит в себе история, или Путешествие в алматинский музей археологии | Обзоры | BNews.kz

Музеи, театры, выставки и художественные галереи - сегодня не каждый любит посещать подобные места, однако именно здесь можно не только пополнить свой духовный запас, но и узнать нечто новое, ранее неизвестное. В день археолога, который отмечается 15 августа в Казахстане, мы решили посетить музей археологии г. Алматы, которому уже больше 40 лет. Какие уникальные экспонаты сегодня хранит музей археологии - в материале корреспондента BNews.kz.

Сегодня музей археологии, так же как и музей природы, музей казахстанской науки и музей редких книг, находится в здании РГП «Ғылым ордасы». Музей археологии был открыт в 1973 году по инициативе первого секретаря ЦК КП Казахстана  Динмухамеда Кунаева. У истоков его создания в свое время стояли такие выдающиеся ученые, как Кемаль Акишев, Акай Нусупбеков, Алькей Маргулан, а также современные археологи: Хасан Алпысбаев, Мир Кадрыбаев, Карл Байпаков и многие другие.

«Тогда музей находился при институте археологии, который вел раскопки по всей территории Казахстана. Многие экспонаты привозили сюда и здесь их выставляли. Те же самые оригинальные золотые украшения Золотого человека, монеты и т. д. Но с открытием национального музея в Астане лучшие экспонаты были переданы в столицу», - рассказывает научный сотрудник музея археологии РГП «Ғылым ордасы» Ербол Галимов.

В 2015 году в музее археологии произошли изменения, с тех пор  музей делится на три основных периода: каменный и бронзовый века, ранний железный век и средневековье. В фонде хранятся артефакты, которые были собраны в ходе раскопок, начиная с 1946 года. 

В разделе каменного века представлены все оригинальные артефакты орудий руда, которыми когда-то пользовались наши предки, жившие на территории Казахстана.

«Эти орудия собраны со всего Казахстана, но большая часть из них была обнаружена в горах Каратау и Мангистауской области. По орудиям можно судить, как люди эволюционировали и учились обрабатывать камни. Изначально они были более грубые, неудобные, затем люди научились делать их меньше, удобнее и уже в период новокаменного века появились каменные пластины - микролиты, которые они вставляли в кость или дерево и получали прототипы ножей с рукоятками», - отмечает Ербол Галимов.

Одним из ярких экспонатов, представляющих бронзовый век, стали наскальные рисунки - петроглифы. Оригинальные каменные изваяния расположились у самого входа в музей, на них изображены рисунки горных козлов и ритуальный танец шаманов в волчьих шкурах.

«Найдены они были в урочище Тамгалы Алматинской области. Там было насчитано более 3 тыс. рисунков, и самые ранние относятся именно к бронзовому периоду», - говорит научный сотрудник музея.

Бронзовый период ознаменовался появлением жилищ для людей. В витринах можно заметить рисунки с изображением мест обитания наших предков, орудия труда из костей животных и бронзы.

«Также в этот период люди научились изготавливать керамическую посуду из глины. На них люди наносили геометрические фигурки, черточки, таким образом они украшали посуду и обжигали ее, чтобы она была более крепкой», - рассказывает Ербол Галимов.

В разделе раннего железного века, периода сакских племен, наиболее известным экспонатом считается Золотой человек. В музее хранится его копия, так как оригинал был ранее передан в Астану. В общей сложности на одежде Золотого человека насчитывалось более 4 тыс. золотых деталей, а вес золота составлял около 4 килограммов. Обнаружен он был около города Иссык в 1970 году.

«Это был очень богатый человек, по результатам экспертизы костных останков было установлено, что это молодой человек, сакский воин 17-18 лет. Предположительно это был либо молодой царь, либо сын царя, так как, помимо них, в золоте не хоронили никого. Большинство украшений изготовлены в специфическом зверином стиле, присущем сакскому периоду. Тогда на украшениях изображали в основном животных:  тигров, лошадей, птиц, горных козлов и т. д.», - рассказывает Галимов.

Как рассказал научный сотрудник музея, Золотой человек - это случайная находка. Более 90% всех курганов того времени были разграблены, а он сохранился по счастливой случайности.

«У кургана были две погребальные камеры. Это  центральная (большая) - где позже имелся след от проникновения грабителей и позже у южной стены была обнаружена еще одна камера, где и был захоронен золотой человек. Его нашли случайно, так как через эту местность должны были провести дорогу, поэтому исследовали курганы, но в последний момент, когда ученые собирались уходить, археолог Бекен Нурмуханбетов попросил пройтись по краю кургана и в этот момент был обнаружен след от дерева, который означал, что там есть захоронение. Так был обнаружен нетронутый Золотой человек», - вспоминает сотрудник музея.

Так, в зале можно наблюдать макет сооружения того самого Бесшатырского кургана, который расположен на берегу реки Или. 

«Под курганом было найдено такое сооружение из бревен тянь-шаньской ели. Это означает, что бревна не местные, они привозились из других мест», - рассказывает Ербол Галимов. 

Еще одним, не менее интересным экспонатом стала реконструкция берельской лошади. Ее останки были обнаружены в так называемой Долине царей в Восточном Казахстане в 1998 году во время экспедиции под руководством Зейноллы Самашева.

«В кургане №1 могильника Берель было найдено захоронение царя вместе с лошадьми. По данным экпертизы, царь был убит во время сражения, ему было около 30 лет. 13 его лошадей были также убиты и похоронены в парадном убранстве со своим хозяином. Особенностью этого кургана то, что лошади очень хорошо сохранились, так как курган относится  к курганам вечной мерзлоты», - повествует научный сотрудник.

Следующим периодом, который охватил музей археологии, являются средние века. Период городов и процветания ремесленничества. Тогда люди уже были развитые, строили современные города и благоустраивали их. 

Первая витрина посвящается Алматы, она была открыта в начале 2016 года в преддверии празднования 1000-летия города. 

Витрины городов Тараза, Отырара и Куйрыктобе показывают, какого уровня мастерства достигли средневековые мастера в изготовлении посуды. Каждую посуду украшали рисунками, надписями, орнаментами и покрывали лаком.

Увидеть здесь можно и два памятника - символа большой любви. Это макет знаменитого и уникального в своем роде мавзолея Айша-Биби.

«Макет сделан по первым письменным описаниям мавзолея русским ученым Радловым. Он увидел его в таком полуразрушенном виде, на данный момент мавзолей отреставрирован, на нем установлен купол в виде головного убора невесты - саукеле. Также стоит отметить, что все облицовочные кирпичи мавзолея имеют более 60 видов рисунков и орнаментов», - рассказывает Ербол Галимов.

В музей в свое время был привезен оригинальный облицовочный кирпич мавзолея.

Второй памятник любви - макет мазара Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Согласно легенде, двое друзей во время охоты узнали, что у одного в это время родился сын, а у другого - дочь, и они договорились, что в будущем поженят своих детей, но отец мальчика рано скончался и их семья обеднела. По достижению возраста отец девочки не захотел отдавать свою дочь за этого парня, а нашел ему замену, но на тот момент они уже любили друг друга. Когда отец собрался выдать дочь за другого, влюбленные сбежали, но, по легенде, гонцы отца их убили, и они были похоронены вместе, и на этом месте, на берегу реки Аягоз в Восточно-Казахстанской области в VIII-IX веках был построен мазар.

Таким образом, музей охватывает несколько периодов истории, начиная с каменного века, заканчивая средневековьем, но каждый экспонат напоминает о нашей богатой истории, которую нельзя забывать. 

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости