Дьявол кроется в деталях, или Как урбанист прогулялся по Астане

3 Августа, 2017, 14:22 6940
Дьявол кроется в деталях, или Как урбанист прогулялся по Астане | Обзоры | BNews.kz

Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами… И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Казалось бы, эти строки были написаны И.Ильфом и Е.Петровым в 20-30 годах прошлого века, но актуальны и по сей день. Их слова каждый раз приходят на память корреспонденту BNews.kz, когда он передвигается по Астане.

Как складывается день обычного пешехода? Утром он едет на работу, днем выходит на обед, а вечером возвращается домой, иногда заворачивая по делам. По сути, ежедневный маршрут один и тот же. И каждый астанчанин наверняка замечает на своем пути такие детали городского благоустройства, которые вызывают у него вопросы.

Возьмем улицу Косшыгулулы. Не так давно здесь посадили деревья.

И хотя они радуют глаз, по прошествии времени понимаешь, что сделано это не совсем для удобства пешеходов. Зелень должна создавать тень для идущих по пешеходным дорожках людей. Но деревья посажены так далеко от тротуаров, что их тень не попадает на тротуары, на которых нет даже элементарных лавочек.

«Это общегородская проблема. В Астане только сейчас стали об этом говорить. Раньше лавочки ставили только в парках и скверах. Вы абсолютно правы, что деревья нужно сажать вдоль тротуаров, чтобы они давали тень. У нас город в целом строился как американские города, а они автомобилеориентированные. Вот, например, здесь дублирующий проезд. Он сделан для того, чтобы разгрузить основную дорогу. У нас весь бизнес первых этажей на сегодняшний день зависит не от наличия тротуаров, как в европейских городах, а от наличия парковок. Сегодня бизнесмен, когда вкладывается в какое-то встроенное помещение на первом этаже, он думает, есть ли парковка. По идее, вот этот «активный» тротуар, по которому мы идем, он должен быть ближе к этому дому, в котором находится бизнес на первых этажах.

Видео: Бота Женискызы

«Этот тротуар сконструирован далеко. Люди, как правило, ленивы, и если будут идти по этому тротуару, вряд ли будут заходить в эти магазины, парикмахерские и кафе. Ну, если только в случае крайней необходимости. Заходят, конечно, и жители этого дома. Но я, например, не зайду. Я не житель этого района и оказался здесь случайно. Но, если бы тротуар, по которому я иду, вплотную примыкал бы к этим магазинчикам, то я, вероятно, и зашел бы. Сегодня жарко, и я купил бы мороженое», - отметил директор столичного Центра урбанистики Асхат Садуов.

Центр урбанистики – это подведомственная организация в составе «Астанагенплана». Создана по инициативе акима города в сентябре 2016-го. Сейчас, когда Центр урбанистики заявил о себе, с молодыми архитекторами начали советоваться о том, как правильно обустраивать общественные пространства.

«В нашем центре работает 10 человек, все мы архитекторы с казахстанским и зарубежным образованием. Те, кто учился в ведущих университетах мира, имеют диплом по специальности «Урбанистика». Это в чем-то соответствует нашей казахстанской специальности «Градостроительство». Если не ошибаюсь, - в КазГаСа уже есть специальность «Урбанистика». Это целая наука, она мультидисциплинарная, и больше связана с комфортной средой, а не в целом с градостроительством. Вообще, урбанизм – это течение, которое возникло в 80-х годах 20-го века в Америке, потому что у них города строились автомобилеориентированными, и их городская среда начала умирать. Пешеходы перестали пользоваться городом, и тогда началась полемика», - делится Асхат.

Наша прогулка с молодым архитектором началась у магазина «Северный» («Солтүстік»). Это четырехэтажное здание, на первом этаже которого расположен сетевой продуктовый супермаркет, а на остальных этажах - промтовары.

«Вывеска «Солтүстік» не очень хорошо смотрится. К самой архитектуре здания вопросов нет, а вот что они столько понаклеили надписей и вывесок, - это не красит здание. Сзади «приклеился» «Шелковый путь», в ансамбле все это абсолютно не смотрится. Вообще, в этом районе нужно наладить первые этажи, именно нижний уровень», - считает Асхат.

Наша прогулка продолжается дальше. Мой собеседник считает, что если в районе есть первые «активные» этажи - это хорошо, это дает безопасность району. Там, где много потоков людей, там меньше преступлений. Улица Косшыгулулы - довольно большой район, здесь живет около 20 тысяч людей, и для предпринимателей здесь - золотая жила.  

Видео: Бота Женискызы

«Люди начали вкладываться, они понимают, что здесь проживает очень большое количество людей, они нуждаются в каких-то услугах. Но хорошая застройка – это приятные первые этажи. Если это ресторан, нужно, чтобы была территория с посадочными местами, деревьями, чтобы можно было выйти, посидеть в тени. Но деревьев, которые бы давали комфортную среду, здесь нет, здесь пока пустырь. А магазины и различные фирмы по оказанию услуг здесь выглядят непривлекательно», - комментирует градостроитель, и я с ним, как пользователь и пешеход, абсолютно согласна.

Гуляя по улице, мы с Асхатом дошли до речки Сарыбулак. По его словам, эта набережная, - одно из первых общественных пространств, за которые взялся столичный аким в сентябре прошлого года. Именно тогда Асет Исекешев заявил о 50 общественных пространствах, которые нужно наполнять. Сарыбулак здесь должен быть «магнитом» и притягивать людей из округи, манить их прогуляться здесь, как это происходит на набережной у памятника Кенесары. Что мы здесь видим? Велодорожка сделана не по правилам. На ней не разъедутся два велосипедиста. И непонятно, в какую сторону ехать: нет разметки. Из плюсов - рядом строится мечеть. Людей очень мало, а значит, им здесь не нравится. Сторона, на которой построена школа, активнее, там людей больше: есть чему зацепиться глазу.

«Плотная застройка дает комфортность глазу. Пустырей люди избегают», - комментирует Асхат.

Идя мимо школы, замечаем, что высаженные здесь ели засыхают, деревья никто не поливает. Вход на территорию школы не обустроен, и наверняка в осеннюю слякоть здесь некомфортно. К школе ведет только один спуск. Хотя можно было построить, как минимум, еще два, - по диагонали с двух сторон от основного. Это то, что я и называю теми деталями, в которых кроется «дьявол».

Вот этот пятачок с лавочками, на фото ниже, по словам Асхата Садуова, сконструирован неверно с точки зрения урбанистики. И неслучайно за все время прогулки мы не встретили ни одного сидящего на скамейках человека. Вокруг неуютный пейзаж, совсем нет тени, да и кому захочется смотреть на бамперы машин и дышать выхлопными газами паркующихся здесь автомобилей?

Выйдя с набережной, мы снова оказались на основной улице Косшыгулулы.

«Район у нас хороший, много автобусов, много школ, детсадов, поликлиника. Социальная инфраструктура здесь развивается. Но магазины на первых этажах страшные, ни арендаторы, ни арендодатели не хотят в них вкладываться», - делится жительница улицы М.Сатова.

Действительно, редкие здания на этой улице радуют глаз. Хотя вот на это, например, более-менее приятно смотреть по сравнению со всем тем, что есть на этой улице. 

«Но и здесь много вопросов. На здании много визуального «мусора». Верхний ряд, там, где написано «Барашка», «Сладкая сказка», «Дәріхана 24» - его видно, а все остальное не читается. Если бы он нес смысловую нагрузку, а нижний фасад работал бы как архитектурный, было бы идеально. Но визуальной четкости нет. Этот нижний ряд возник стихийно, он сумбурный. Баннеры «Шашлыки», «Колбаса», «Пицца» - все возникло стихийно. Даже на перилах повесили указатели. Это визуальный мусор и это эстетически некрасиво, мешает восприятию основных вывесок», - говорит урбанист.

Переходя дорогу, я обратила внимание Асхата Садуова на то, что люди ходят там, где им удобно, а не там, где задумал проектировщик. 

Видео: Бота Женискызы

По его мнению, пока не будет формироваться общественный запрос, пока активисты не начнут поднимать вопросы благоустройства, - этот процесс так и будет происходить – по решению и разумению проектировщика.

«Существует метод предпроектного анализа, но здесь предпроектный анализ пешеходных потоков отсутствует. Прежде чем конструировать здание, архитектор должен учитывать не только автомобильные потоки, но и пешеходные. Вообще, в целом в городах Казахстана этот слой, то есть пешеходная инфраструктура, - не в надлежащем состоянии. Я думаю, причина в том, что наши нормативные регламенты проработаны для автомобильных дорог и проездов, но не для пешеходных инфраструктур. Госэкспертиза, когда проверяет, она руководствуется техрегламентами, СНИПами, а пешеходная инфрастуктура не проверяется. Мы только сейчас над этим стали задумываться. Конечно, еще влияют темпы роста города. Астана – один из самых развивающихся городов. То есть мы строим-строим, а в дальнейшем сталкиваемся с проблемами и решаем их с опозданием. Но нужно все-таки отметить положительные изменения на этой улице, нужно сказать, что только в прошлом году зеленых насаждений, такого количества детских площадок на этой улице не было. Город старается, город делает, город думает об этом районе, потому что здесь проживает около 20 000 людей. Здесь много соцжилья, много молодых семей, а значит, детей», - считает Асхат.

А вот к этому видео (ниже) как нельзя более кстати подходит следующая цитата из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: 

«И только в маленьких русских городах пешехода еще уважают и любят. Там он еще является хозяином улиц, беззаботно бродит по мостовой и пересекает ее самым замысловатым образом в любом направлении».

Видео: Бота Женискызы

Асхат считает, что это логические вещи, которые зависят от человеколюбия проектировщика, - насколько он задумывается о людях прежде всего, нежели о городской составляющей или о сроках проектирования.

-Но это же и есть составляющая «города для людей».

-Согласен, но объять необъятное невозможное, потому что есть приоритетные задачи и есть второстепенные. Сейчас распыляться на такие мелкие задачи не можем, - не охватим. Есть более масштабные задачи, системные вопросы, форматы, которые нужно менять.

-Хорошо, но ведь есть, помимо Генплана города, еще и проект детальной планировки?

-Есть такая «красная линия». Есть территория города и есть территория, которая отдается девелоперам – дорога, тротуары, фонари и все остальное. По сути - да, проектировщик должен продумывать все пешеходные потоки и выводить эти территории. Город, грубо говоря, дает дорогу и дает перекресток, откуда будет заезд. Проектировщик знает, что вот здесь будет жилое здание, а здесь офисное, и люди отсюда пойдут вот по этой дорожке. 

Перейдя дорогу, мы вновь оказались возле Сарыбулака.

Видео: Бота Женискызы

«Эта часть, на этой стороне дороги, приятнее, чем та. Но в дальнейшем, когда там появится мечеть, мне кажется, она уравновесится. Здесь высадили деревья, им всего от 7 до 10 лет, но они дали столько жизни. В общем, сейчас здесь панорама сейчас совсем другая, и здесь уже хочется прогуляться. В прошлом году этого не было. Были голые фонари, детской площадки не было, здесь был пустырь. Но сейчас панорама благоприятная. Здесь посадили сосны, оградили детскую площадку от автомобильных потоков и создали камерность, которая дает комфорт и плюс защиту от выхлопных газов», - рассказывает молодой архитектор.

Видео: Бота Женискызы

Между тем, эти ели поливаются, и, по всей видимости, каждый день, в отличие от засохших на набережной. 

Видео Бота Женискызы

Во время пешей прогулки нам то и дело встречаются небольшие киоски. Не так давно в Астане была запущена программа «1000 мест» для развития предпрнимательства. Городские архитекторы придумали типовой дизайн киосков. Это развивает малый и средний бизнес, экономику, дает налоги в городской бюджет. Задумка хорошая, а вот как это выглядит с точки зрения привлекательности - решать горожанам.

«Плюс это элемент развития комфортной городской среды. Это может быть цветочный магазин, закусочная - любого рода бизнес, который уместен на линейных участках. В 2016 году было запланировано внедрение 270 таких мест, - продолжил градостроитель.

А здесь, по словам Асхата, столичные власти планируют построить дорогу, по краям которой расположатся офисные здания. А пока здесь непривлекательный пустырь.

В целом улица Косшыгулулы застроена совершенно одинаковыми желтыми домами с выступающими балконами-скворечниками. Редкие здания, как будто случайно затесавшиеся в царство несуразных коробок, радуют глаз. Одно из них, по мнению Асхата Садуова, - поликлиника № 10, выходящая из ряда. Во-первых, материал отделки – травертин - очень качественный и благородный, эстетически он очень привлекает внимание. Во-вторых, архитектурный объем, пропорции выдержаны очень правильно. Остекление, верхние этажи, вертикальные элементы - все продумано.

«Вопрос, конечно, к крыльцу большой. Хотелось бы, чтобы вход в поликлинику был на нулевом уровне. Вообще, я считаю, что все здания нужно проектировать с точки зрения нулевой отметки. Да, они решили эту проблему пандусом. Но он визуально очень много места занимает. Хотя архитектор уравновесил это общим объемом. С другой стороны, если бы не было нижней части и если была бы нулевая отметка, то здание было бы приземистым и архитектура была бы другая. Высокое крыльцо поддержано верхней частью. В целом визуально все оправдано. Хотя лично я, опять повторюсь, - за нулевую отметку», - отметил Асхат.

Между тем, городская архитектура влияет на поведение людей и их психику. Если профессионалы оценивают здания с экономической, инженерной или экологической точки зрения, то для человека архитектура обычно заключается в красоте фасадов. А как влияет архитектура на психику человека – почти всегда упускается. Эти аспекты, к сожалению, мало учитываются и девелоперами, и властями. В основном это касается и массового строительства.

«Запрос общественности, он и должен формировать городскую среду. И городские сообщества здесь важны. Пользователи этого города – они в первую очередь заказчики. Это не только группы в Фейсбуке, это обычные КСК, это велосообщества, их массы, много. Мы сейчас поставили сцену, временный павильон между «Керуеном» и «Северным сиянием» и сейчас мы формируем именно такой заказ общественности, чтобы выявить уровень сообществ, и насколько они активные», - считает А.Садуов.

-В Америке пешеходная инфраструктура - это большая проблема. Если брать европейские города, они были изначально построены до появления автомобилей. У них изначально масштаб был человеческий, узкие улицы, так как тогда автомобилей просто не было. Европейские города достаточно старые, и городская среда – сетка улиц, их ширина, - была сделана для людей. Поэтому мы и любим европейские города, что они комфортные. Но американские города формировались после Второй мировой войны, когда начали бурно развиваться автомобилестроение, технологии, когда в городах начали активно строиться многоуровневые развязки. Автомобилеориентированные города в Америке стали проблемой и они по сей день пытаются сейчас бороться с этой проблемой.

-Возможно ли с этим бороться?

-Да, возможно. Для этого нужно развивать общественный транспорт, велоинфраструктуру – это то, что делается сейчас в Нью-Йорке. В Америке пешеходизировали Таймс сквер, появились новые принципы формирования городской среды. Это мировой тренд - город для людей, который начал активно формироваться в самом начале 21 века. Развивать его, тем более сейчас, в условиях высокой конкуренции, когда мы должны бороться за умы, за таланты, за креативную экономику, за экономику знаний, - очень нужно и важно. Мы должны сохранить людей в городах, чтобы они не мигрировали, не уезжали в другие страны. Поэтому нужно сохранять комфортную среду здесь, потому что с приходом 4-ой промышленной революции привязки к месту уже не будет. Люди могут работать где угодно.

Наша пешая прогулка с урбанистом Асхатом Садуовым только укрепила меня в мысли о том, что дьявол все-таки кроется в деталях! А по Ильфу и Петрову, - авторитет пешеходов в городах сильно пошатнулся. 

Видео: Бота Женискызы
olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости