Фейковые новости как угроза для казахстанского медиапространства

7 Ноября, 2017, 00:16 3907
Фейковые новости как угроза для казахстанского медиапространства | Обзоры | BNews.kz

Сегодня фейковые информационные технологии являются угрозой для всего медиапространства и подрывают доверие людей к профессиональной журналистике, что, безусловно, является вызовом всем СМИ.

В Алматы состоялся круглый стол на тему стол «Казахстанское медиапространство: современные реалии», основной темой которого стали манипуляции в СМИ, а также распространение ложной, фейковой информации. Как бороться с растущей проблемой, можно ли отличить реальную новость от ложной, обсудили эксперты в области масс-медиа, передает корреспондент BNews.kz.

Фейк-ньюс как бич современного социума

По мнению экспертов, сегодня фейковая новость равнозначна клевете. То есть это ни что иное как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица. Сейчас фейковые новости – бич современного медиапространства. Казахстану как неотъемлемой части мировой информационной системы важно найти ответ на глобальный вызов в виде масштабного распространения фейковых новостей.

«Недавно стало известно, что один из старейших словарей английского языка Collins признал фейк-ньюс наиболее часто употребляемым словосочетанием нынешнего года. При этом специалисты издания привели любопытную статистику. Оказывается, частота использования этого термина по сравнению с прошлым годом выросла более чем в 3,5 раза», - отметил в начале круглого стола президент Клуба главных редакторов Ерлан Бекхожин.

Сегодня термин фейк-ньюс не только самое распространенное явление. Фейковые информационные технологии являются угрозой для всего медиапространства и подрывают доверие людей к профессиональной журналистике, что, безусловно, является вызовом всем СМИ, считает Бекхожин. Спикер назвал основные предпосылки, которые послужили их появлению.

«Во-первых, это повсеместная информатизация общества и рост влияния СМИ в жизни социума. Раньше для распространения фейков использовались кухонные разговоры, а теперь на этой кухне есть телевизор, ноутбук планшет и у каждого собеседника смартфон в руках. Во-вторых, нельзя не воспринимать тенденцию сращивания отдельных СМИ с политическими и бизнес-структурами. Этот фактор усиливает субъективизацию новостных и других информационных потоков, которые в большей степени стали обслуживать узкие интересы заказчиков», - считает Ерлан Бекхожин.

Другим, своеобразным «удобрением», питающим распространение фейков, считает президент Клуба главных редакторов, является объективное усиление конкуренции в медиапространстве. Погоня за скоростью освещения событий, за рейтингами – все это приводит к тому, что непрофессионально приносятся в жертву такие принципы журналистики, как объективность, правдивость, социальная ответственность.

«В-четвертых, надо признать, что быстрый количественный рост журналистского сообщества и числа СМИ -  как следствие расширение информационной сферы перестало успевать за качественной подготовкой кадров журналистов. Это большая проблема, которая имеет смежный характер на стыке сфер образования и медиапространства», - отмечает спикер.

Таким образом, решение проблемы требует совместной работы Министерств образования и информации и коммуникаций, считает Бекхожин.

Проблему подготовки профессиональных  журналистов также поддержал соучредитель ОО «Медиа Альянс» и экс-генеральный директор КТК Арман Шураев. Ранее он раскритиковал подготовку журналистов в стране, отметив, что большинство факультетов журналистики выпускают «бездарей».

Борьба с фейками. Зарубежный опыт и казахстанская практика

Как уже известно, проблема фейков в СМИ есть, и это доказанный факт. Другим вопросом остается борьба с подобным явлением. В разных странах существует свой подход к решению проблемы. В этом плане, по мнению Ерлана Бекхожина, надо ориентироваться на опыт самых развитых национальных медиасистем.

«В качестве примера можно обратиться к опыту Великобритании. На мой взгляд, это привлекательный опыт по ограничению концентрации СМИ в одних руках. Там, с одной стороны, работает общеевропейское право, по которому физические и юридические лица не имеют права владеть никакими лицензиями на наземное вещание, они получают лицензии на кабельное, спутниковое, цифровое вещание. В то же время политические, религиозные организации, рекламные агентства, также те субъекты, которые, по мнению регулирующих органов, могут влиять на СМИ, не имеют права владеть лицензиями на вещание. Также владельцы газеты, тираж которой составляет более 20% общего национального печатного тиража, не вправе иметь лицензию на теле-, радиовещание», - сказал Ерлан Бекхожин.

Как отметил Бекхожин, британская практика показала, что СМИ несут осознанную ответственность за подаваемую информацию. И речь идет не о законодательно установленной ответственности, а об инновационных подходах в работе с источниками. Так, в 2009 году ведущее издание страны  – газета The Guardian – внедрила формат блога сообщений постов на собственной интернет-версии.

«В работе активно используется подача визуальных материалов, содержащих сравнительный анализ данных различных источников информации. Они публиковались как самостоятельные посты либо совместно с авторами в качестве равноправных комментирующих составляющих. Сегодня в блог пишут по несколько раз ежесуточно. Целый ряд профессиональных журналистов. Это не люди с улицы, а хорошо подготовленные сетевые журналисты, которые профессионально настроены на дискуссию», - сообщил Бекхожин.

В блоге читатели не только анализируют журналистские материалы, но и активно участвуют в сборе новостей для издания. Они становятся консьюмерами - одновременно потребителями и производителями новостного потока.

В свою очередь, главный редактор портала «Информбюро» Михаил Дорофеев, отметил, что наше общество и британское общество имеют разные среды.

«Там могут работать неписаные законы, потому что там даже конституционная монархия существует в отсутствии конституции. У нас немного другая история. Поэтому с неписаными законами дела обстоят чуть хуже, чем с писаными», - высказался Дорофеев.

Что касается  казахстанской практики, то в 2012 году по инициативе «Союза журналистов» и Клуба главных редакторов впервые был принят Кодекс этики журналистов.  Например, если для Великобритании аналогичный кодекс – священный документ, нарушение которого может поставить крест не только на карьере журналиста, но и всей редакции, то у нас пока регламентированные в Кодексе правила не всегда соблюдаются. «Важно создать структуру, которая будет следить за соблюдением отечественными СМИ Кодекса этики журналистов», считает президент Клуба главных редакторов. Вероятно, таким сообществом может стать «Медиа Альянс», который в Казахстане заработал не больше недели назад.

Так, одним из примеров распространения фейковой информации стала разгоревшаяся информационная волна вокруг казахстанских учебников нового содержания, когда отрывки из юмористической книги стали выдавать за упражнения из казахстанских учебников по математике, информация о секс-воспитании из-за страницы из учебников для 2 класса, а вырванные из  контекста слова провоцировали общество на прямую травлю одного из авторов учебника по русскому языку – Зинаиды Сабитовой.

Провокация привела к тому, что на сегодня Министерство образования РК обратилось в МВД из-за ложной информации об учебниках. На данный момент идет следствие, которое, скорее всего, выявит распространителей ложной информации.

Казнить нельзя помиловать

Так как же бороться в фейками в СМИ? Это и был один из основных вопросов дискуссии, который разгорелся среди участников круглого стола. Специалисты считают, штрафами остановить это невозможно - надо воспитывать аудиторию. Другие же выразили мнение, что воспитывать, в первую очередь, нужно журналистов.

«Воспитывать нужно журналистов, конечно. Нужно готовить, нужно учить, чего у нас нет, несмотря на большое количество кафедр. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что зачастую журналисты не владеют базовыми принципами профессии. Журналист умеет складывать буквы в слова, слова в предложения, но не знает базовых этических принципов: что можно делать, а чего нельзя. Так же объективность, зачастую она пустой звук, и это, естественно, накладывает свой отпечаток. Уважающее себя медиа не будет публиковать новость, в которой она не уверена, только для того, чтобы поднять себе рейтинг», - уверен Михаил Дорофеев.

Другие участники дискуссии увидели корень проблемы в том, что сейчас в СМИ берут не только журналистов, но и филологов, политологов и других специалистов, которые совершенно не относятся к сфере масс-медиа. А вот советник министра образования РК Майраш Тайкенова считает, что основная функция бакалавриата в любом вузе и на любой специальности – научить студента учиться.

«Очень много ожиданий в любой отрасли. Все ожидают, что после бакалавриата придут к ним специалисты. На мой взгляд, функции бакалвариата - научить  учиться. Специалисты уже формируются в рынке: в самих редакциях, если брать журналистику, в самих компаниях, если брать банки и т.д. У нас проблема в том, что мы немного разрозненно живем, проблема образования и реальный рынок. Мы должны соединить эти два корабля. Сейчас мы с МИК обсуждаем эти большие сферы», - сказала Майраш Тайкенова.

В целом, как показало обсуждение, проблема фейков в соцсетях, медиапространстве откладывает отпечаток на сознание самих казахстанцев. Как будет решаться эта проблема в дальнейшем – покажет время, но только совместные усилия ведомств, вузов и самих журналистов приведут к положительным результатам.

Отметим, круглый стол, который состоялся сегодня в Алматы, был организован ОО «Клуб главных редакторов» и Агентством стратегических коммуникаций SUCCESS K.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости