Кадры есть, но нет специалистов – работодатели в Казахстане бьют тревогу

31 Мая, 2018, 13:20 4743
Кадры есть, но нет специалистов – работодатели в Казахстане бьют тревогу | Обзоры | BNews.kz

Уже в ближайшей перспективе Казахстан может ощутить нехватку квалифицированных кадров, что отрицательно скажется на развитии промышленности и привлечении в страну новых технологий. С каждым годом этот дефицит будет только расти, если не принять меры уже сейчас.

Такое заявление сделали на встрече-дискуссии в формате Town Hall на тему "Интеграция работы бизнеса, образовательных учреждений и государства в вопросах подготовки квалифицированных востребованных на рынке специалистов в области информационных технологий", передаёт корреспондент BNews.kz. Эксперты предостерегают: скоро некому будет работать на новых производственных предприятиях.

Стоит отметить, что в течение последних четырёх лет из Казахстана выезжают примерно на 65% больше граждан с высшим образованием, чем количество приезжающих в страну иммигрантов с подобным образованием. Более того, сегодня в Казахстане сложилась тенденция по замещению высококвалифицированной рабочей силы персоналом более низкой квалификации. Наибольшую потребность в квалифицированных рабочих испытывают предприятия и организации в сфере промышленности и строительства.

"Когда мы говорим о дефиците кадров, то это не значит, что специалистов нет как таковых, нет специалистов, которые бы отвечали требованиям реалий производства. Мы начали с IT-специальности и создаем рейтинг по версии работодателей. Мы предоставляем отраслевым экспертам возможность оценить, насколько те или иные знания, умения, навыки, которые описаны в образовательной программе, востребованы на рынке труда и что не востребовано. Они изучают, насколько актуальна литература", - сказал управляющий директор департамента развития человеческого капитала НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев.

Он также отметил, что ведётся статистика трудоустройства выпускников, какова их средняя зарплата по итогам первого года после окончания вуза.

"Эта система позволит дать рекомендации вузам от производственников, что-то вроде, что Pascal уже не нужен как язык программирования, и что в системе образования он устарел. Или что для IT-специальностей не совсем актуальны учебники 90-х годов, что мы по сей день наблюдаем в наших учебных заведениях. Мы придерживаемся мысли, что именно на основании этих рейтингов должен закрепляться государственный образовательный заказ и если вуз показывает низкий процент трудоустройства и ему не доверяют работодатели, то и должен получать меньше финансирование на гранты. Ещё один блок связан с дуальным обучением, мы стараемся работодателям содействовать в подборе тех или иных учебных заведений для дуальной подготовки. Это больше связано с колледжами, дуальное образование связано с профессионально-техническим образованием", - сказал Ордабаев.

В дискуссии приняла участие Шынар Сулейменова, которая является руководителем управления методологии и содержания высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки. По её мнению, со стороны министерства сделаны все условия для вузов в отношении академической свободы при выборе программ обучения.

"У вузов есть академическая свобода – 65% в бакалавриате, в магистратуре –70% и в докторантуре – 90%. В рамках этих процентов вузы самостоятельно определяют дисциплины в соответствии с региональными потребностями. Государственный заказ мы определяем по заявкам. В этом году новизна в том, чтобы он был определён на три года вперед, чтобы абитуриент видел, что актуально, и мог знать с 9 класса, к какой дисциплине ему готовиться", - сказала Сулейменова.

Она отмечает, что основная задача на данный момент – выстроить мост между бизнесом и вузами, поскольку министерство не может контролировать каждый вуз.

"Министерство должно определять академическую политику, но внутри уже вуз должен определять востребованные специальности", - сказала Сулейменова.

Она озвучила новшество в системе государственного образования, которое предполагает исключение такого классификатора как специальность.

"Теперь уже не будет слова "специальность", будет новый классификатор "направление". Теперь будет укрупнение специальности. Вот есть направление сельское хозяйство, и вуз в рамках этого и потребностей региона, выполняет заказ (на подготовку кадров – прим. ред.). Уже не будет классификатора, который тоже в какой-то мере ограничивал, будут различные образовательные программы. Это не значит, что 1000 обязательных программ, и никто не знает, кто и что готовит. Мы будем контролировать путём аккредитации, реестра и рейтинга", - продолжила Сулейменова.

Председатель общественного фонда "Дорогу молодым" Рафаэль Гасанов поделился своим опытом популяризация IT-технологий среди молодёжи и рассказал о тех инициативах, которые реализует фонд. Гасанов ратует за популяризацию средне-специального образования, которое, по его мнению, более востребовано, чем высшее.

"Мы в основном работаем с колледжами, они получают средне-специальное образование, которое востребовано больше других. Они работают с предприятиями и не просто взаимодействуют, а рядом как патронаж и наставничество идет. У студента нет возможности легко поступить в университет. Приходя в колледж, абитуриенту никто не говорит "до свидания". Даже если он где-то не понимает, его обучают, и он проходит практику на предприятии и далее туда же трудоустраивается. Там стопроцентное трудоустройство. Большое количество молодых ребят хотят поступать в колледж. Средне-техническое образование, которое они получают, даст им возможность себя прокормить, а уже в последующем можно получить высшее образование. Оно сегодня эффективней. Во-первых, оно бесплатное, во-вторых, среди выпускников колледжей большой процент трудоустройства", - поделился своим видением ситуации Гасанов.

Он отметил, что большие предприятия присматривают себе кадры среди учащихся колледжей, и за счёт этого у выпускников, как правило, нет проблем с трудоустройством.

"В колледжах есть список предприятий, где учащиеся проходят производственную практику, а далее они уходят в бизнес, и уже бизнес определяет, квалифицированный этот специалист или нет. Студенты колледжа намного эффективнее устраиваются на работу, чем студенты вузов", - сказал Гасанов.

С ним солидарна директор по HR АО "Транстелеком" Гульмира Муканова. Она отмечает, что в компании существует система профессионального развития: специалиста со средне-специальным образованием могут принять на работу на самую простую по квалификационным требованиям должность, а далее он двигается по карьерной лестнице.

"Каждый год пересматривается его квалификация. Если он подтверждает свой прирост в части квалификационных знаний, то соответственно у него увеличивается заработная плата, повышается разряд. Таким образом, выпускник колледжа, придя к нам без опыта, может увидеть свой карьерный путь на 5-6 лет вперёд. Это внутри его профессионального направления, но при этом он по этой карте может увидеть, что для дальнейшего роста ему необходимо высшее образование, дальше начинается инженерная квалификация. Дальше это выбор самого сотрудника: он может остаться супермастером по электромеханике или же получить инженерную специальность и двигаться дальше", - сказала Муканова.

Cвоим мнением относительно подготовки кадров в стране поделился Кайрат Рсымбетов, советник президента АО "Транстелеком". По его мнению, студенты колледжей иногда более готовы к работе, чем студенты вузов.

"IT-технологии – это большая специальность, внутри много подспециальностей. Колледжи лучше готовят специалистов, чем наши университеты. Колледжи закрывают так называемую нишу - ремонтный персонал. Это, например, алматинский техникум и столичный политехнический колледж. Когда человек проходит это, он чувствует, что дорос до системного инженера. А вузы здесь не помогают. Наше предприятие отправляет своих специалистов за границу либо на коммерческие курсы в Москву. Ниша полностью не закрыта. Инженерам не хватает получения дополнительных знаний и навыков", - отметил Кайрат Рсымбетов.

По его словам, введение рейтинга для вузов – бесполезная работа, поскольку специалисты, которых готовят лучшие казахстанские вузы, не устраивают работодателя на практике.

"Какой-то университет занял третье место в этом рейтинге, но там нет такого оборудования, как на производстве. Их выпускники не устраивают производственные предприятия, а вы вузам рейтинги даёте. Тем самым мы обманываем детей и отнимаем их золотое время. Элементарно, вузы готовят IT-специалистов, но в итоге ни один не знает "1С Бухгалтерию", хотя данная программа применяется во всех производственных предприятиях в стране", - посетовал Рсымбетов.

Директор международного технопарка IT-стартапов Astana Hub Магжан Мадиев солидарен с Рсымбетовым в вопросе дуальной системы образования. Он выделил пару мировых примеров "радикального" образования, когда студент без преподавателя обучается по программам на основе реальных примеров работы различных компаний. По словам Мадиева, в Казахстане большой дефицит программистов, IT-предпринимателей, и приходится брать на работу неопытных сотрудников.

"У нас выработалась своя методика адаптации и подготовки кадров. На диплом мы не обращаем внимания и больше смотрим на практические навыки. Сейчас без практики готовить программистов, да и других специалистов, не очень эффективно. Есть большая потребность в дуальном образовании, когда все студенты имеют возможность стажироваться. Есть интересный пример: во французской "Школе №42" не выдаются дипломы и нет преподавателей. Каждые полгода студенты обучаются по реальным кейсам, затем на полгода уходят на стажировку в различные компании. Полный цикл обучения – три года, но почти никто из студентов до конца не доходит. Они уходят на полгода на практику, поскольку эти компании просто не отпускают студентов. По статистке на одного выпускника "Школы №42" претендует около 8-9 работодателей", - сказал Мадиев.

Однако при организации дуальной системы образования приходится сталкиваться с государственными стандартами образования. Учащиеся изучают в колледжах множество общих предметов, на которые отведена большая часть времени, сказал управляющий директор департамента развития человеческого капитала НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев.

"Реальный пример: в колледжах готовят швею 2 года 10 месяцев, из них полтора года – это курс общеобразовательных дисциплин. Краткосрочное обучение на базе самого предприятия может быть не менее эффективным", - отметил представитель НПП.

Он отметил, что с лета 2017 года более 7000 человек воспользовались возможностью обучиться в учебных центрах на базе предприятий.

"Уже 189 учебных центров, там порядка семи тысяч человек прошли обучение. Работодатели с помощью данного инструмента могут под свои требования и параметры готовить сотрудников. Никто лучше, чем само предприятие, не подготовит себе специалистов", - подытожил Ордабаев.

КТЖ является ярким примером эффективности дуального образования. Там заключают соглашения с несколькими вузами и колледжами, студенты которых приходят к ним на практику. Курирующего практикантов сотрудника КТЖ включают в состав экзаменационной комиссии в колледже.

"Наши специалисты приходили один раз в неделю преподавать. И концу года мы уже знали, кого из учащихся забрать, мы брали на работу до защиты диплома. Участвуя при защите дипломных работ, мы поняли, что у студента очень большой выбор: 85 дипломных работ, а студентов всего 20. Смысл таких дипломных работ? Я предлагал заведующему кафедрой систематизировать: если готовить специалиста по базе данных - ему одна тема, специалистов по информационной безопасности – другая", – сказал представитель КТЖ.

Директор по HR АО "Транстелеком" Гульмира Муканова отметила, что также практикующие инженеры могут быть соруководителями дипломных проектов.

"Полноценный инженер получается после 3-5 лет упорной работы на сложном уровне, а таких преподавателей у нас в университетах нет. Наука нам тоже нужна. Это же вузовская наука, дипломные работы должны соответствовать нашим темам, это готовый специалист для нас, то есть он уже знает нашу технику. За Западе любая прикладная наука, если в течение семи лет на производстве не применяется, попадает в чёрный список, а у нас по 50-70 лет продолжают советские темы. Мало того, это ещё и преподают", - посетовал Рсымбетов.

Участники дискуссии пришли к единому мнению, что сейчас образовательным учреждениям и работодателям крайне необходимо внедрять совместные программы и реализовывать возможности в области повышения качества подготовки специалистов.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости