Как бесплатно получить рабочую профессию в колледже?

6 Июня, 2017, 14:56 3393
Как бесплатно получить рабочую профессию в колледже? | Обзоры | BNews.kz

В Казахстане немалая часть молодежи – порядка 500 тысяч человек – живут практически без какой-либо квалификации. При этом потребность рынка в кадрах в два раза превышает реальную подготовку специалистов. Сегодня государство предоставляет для своих граждан возможность бесплатно получить рабочую профессию, и этим стоит воспользоваться. О том, как бесплатное ТиПО решит проблему сложившегося дисбаланса современного рынка труда и подготовки кадров, читайте в материале корреспондента BNews.kz.

В казахстанском обществе сложились стереотипы о необходимости именно высшего образования и второсортности профессионального. В результате мы имеем тысячи нетрудоустроенных финансистов, менеджеров и экономистов и дефицит сварщиков, электриков, поваров, без услуг которых сегодня практически не может обойтись ни один бакалавр или магистр. Новый проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» позволит сократить эту разницу и разрушить стереотипы. В то же время каждый регион будет готовить специалистов, которые востребованы на рынке.

Проект имеет, прежде всего, социальную направленность, а это значит, что приоритет будет отдан выпускникам 9-11-х классов, тем, кто не поступил в вузы, ребятам из малообеспеченных и социально уязвимых семей, воспитанникам детских домов и интернатов, инвалидам и проживающим в центрах адаптации несовершеннолетним. На втором месте стоят безработные, самозанятые и другие. Причем возрастных ограничений нет – эта программа рассчитана для всех желающих.

Для того, чтобы стать участником проекта, необходимо обратиться в центры занятости населения, имея при себе только удостоверение личности, аттестат об окончании школы и в некоторых случаях медицинскую справку. Прописка исключена из списка обязательных документов.

Участники проекта получат право на стипендию в 16700 тенге, а также бесплатное разовое питание, при необходимости проживание и оплачиваемый проезд. Для этого из госбюджета на прямое обучение выделено 6,4 млрд тенге, на курсовую подготовку — 4,7 млрд тенге.

В ближайшие 5 лет на бесплатное получение профессии в колледжах могут рассчитывать 673 тысячи казахстанцев, причем половина – 353 тысячи человек – за счет местного бюджета. В перечень специальностей для бесплатной подготовки включены технические, технологические, сельскохозяйственные, а также специальности сервиса и обслуживания.

«В республике действует 817 колледжей, 40% из них частных, 60% – государственных. В них обучается полмиллиона молодых людей, причем где-то 50 на 50 как на платном отделении, так и на государственном. Акцент делаю на то, что 50% на государственном, то есть это говорит о недоступности и барьерности профтехобразования для молодых людей. Это одна из больших проблем, которая стоит перед министерством, и, в частности, перед департаментом», – сказала директор департамента ТИПО Министерства образования и науки РК Насымжан Оспанова.

Директор департамента сделала акцент на тех проблемах, которые стоят перед системой ТиПО. Первое – это малодоступность как для инклюзива, так и для получения первой рабочей квалификации. Насымжан Оспанова высказалась относительно учебных программ, назвав их жесткими, забюрократизированными и негибкими.

«Наши преподаватели не соответствуют потребностям наших потребителей – студентов и работодателей. Нужно отдельно сказать о материально-технической базе. Всего 41% из 100% соответствуют лучшим образцам материально-техническим составляющим производств. То есть больше, чем половину, нужно модернизировать и продолжать модернизировать. Второе – это неэффективность управления финансирования нашей системы. Это очень важный вопрос, поскольку при той государственной форме собственности, которая ныне существует, колледжи не в состоянии использовать свои резервы, чтобы пополнять свой бюджет и улучшать ситуацию внутри учебного заведения», – пояснила Насымжан Оспанова.

Третья составляющая, согласно мнению эксперта, это отсутствие плотного взаимодействия с бизнесом и производством.

«Каким образом мы пытаемся решить эти проблемы? Главный вопрос – это содержание образования, то есть программы обучения. С этого года мы переходим на модульные технологии обучения. То есть мы создаем тип выпускника, соответствующий сегодняшним потребностям рынка. Модульность предоставит поступившему студенту возможность определить траекторию обучения – от одного месяца до трех лет. Что это означает? А то, что в процессе обучения он получает квалификации по модулям, и в случае необходимости имеет возможность выйти на работу и закончить обучение впоследствии. Другой вариант – студент может прийти просто на рабочую квалификацию без получения уровня специалиста среднего звена. Словом, все варианты удобные, приемлемые и гибкие», – добавила Насымжан Оспанова.

В настоящее время совместно с зарубежными экспертами на основе модульно-компетентностного подхода разработаны 45 новых образовательных программ, еще 8 на доработке. С 2016/2017 учебного года в 105 колледжах уже внедряются 27 из этих программ, в том числе в 10 базовых колледжах – 17. И работа по разработке образовательных программ будет продолжена до 2019 года.

«Такие двухуровневые модульные программы для подготовки рабочих кадров будут внедрены во всех колледжах Казахстана, по ним можно получить до трех рабочих квалификаций, а также квалификации специалиста среднего вена. К примеру, чтобы получить специальность электрика-механика, молодой человек должен освоить квалификации электрослесаря и электромонтера. При этом на протяжении двух лет и 10 месяцев, то есть это среднее общее образование плюс две рабочие квалификации, он учится бесплатно, при желании продолжить обучение на специалиста среднего звена, а это еще один год, он уже будет участвовать в конкурсе, то есть сдавать экзамен», – пояснила Насымжан Оспанова.

По словам эксперта, обучение предусмотрено на дуальной основе, где 60% учебного времени отводится обучению на производстве с оплатой труда наставникам. Прохождение практики предусмотрено в организациях, определенных в качестве баз практики на договорной основе. Если претендент самостоятельно занятый, то он может обучиться на краткосрочных курсах по рабочим профессиям.

По завершении повышенного уровня квалификации все выпускники получат диплом до трех квалификаций. Содействие в трудоустройстве лицам, завершившим обучение, будут оказывать органы занятости и региональные палаты предпринимателей. При этом в отличие от грантников, получивших высшее образование, выпускники колледжей не будут иметь обязательств отрабатывать по специальности какой-то определенный срок.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости