Не жди меня, я ухожу на Барсакельмес. За что в 30-е годы расстреляли казахскую интеллигенцию?

31 Мая, 2017, 13:59 6741
Не жди меня, я ухожу на Барсакельмес. За что в 30-е годы расстреляли казахскую интеллигенцию? | Обзоры | BNews.kz

Сегодня, 31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий и голодомора. Всего лишь за два года с 1937 по 1938 годы в республике были репрессированы порядка 100 тыс жителей, четверть из которых были физически уничтожена. В беседе с заместителем директора Института истории государства Амангельды Кашкимбаевым корреспондент BNews.kz попытался понять: за что были убиты десятки передовых людей Казахстана? И почему многие из них были обвинены в национализме и шпионаже?

Когда меня смерть поразит немотой,

И буду лежать под могильной плитой,

Лишь стих мой останется после меня—

Былого огня уголек золотой!

Прервутся мои торопливые дни

Кончиной — попробуй ее обмани.

И будут стихи мои жить без меня,

Но кто объяснит, как рождались они? (…)

Сакен Сейфуллин

Обвинения в национализме

«Политическая репрессия – это наказание именно за политические взгляды. Начиная с XX столетия, на территории Казахстана стало появляться большее количество образованных людей. Они получали образование в России. В тот период в российском обществе стали накапливаться протестные движения по разным причинам. В этой среде стали выявляться и национальные движения, освобождение того или другого народа, в том числе и казахов, от самодержавного произвола», - рассказывает заместитель директора Института истории государства Амангельды Кашкимбаев.

Из-за того, что Казахстан более 200 лет был частью Российской империи, народ стал терять чувство самостоятельности, стало исчезать государство, на грани исчезновения находилась нация.

«Почему так происходило? Ответ на этот вопрос стали искать первые представители казахской интеллигенции. Результатом такого творческого национального движения начала XX века стало образование казахской автономии и казахского правительства «Алаш Орда». Естественно, такой подход не нравился правящей верхушке и в период царского самодержавного строя, и в период партии большевиков. Поэтому их называли националистами. Они, якобы, радели за интересы своей нации. По пониманию тогдашних лидеров большевистской партии, к решению самостоятельности государства нельзя было подходить с точки зрения национальности. Это как будто вредит всему общему движению. А большевики теоретически стояли за создание социального государства, которое полностью решает социальные проблемы. И в нем разделения по национальным признакам не должно быть», - объясняет А.Кашкимбаев.

Но, как отметил А.Кашкимбаев, утверждая так, большевики упускали из виду, что их лидер Владимир Ленин уже в 1914 году написал труд «О праве нации на самоопределение», и национально-освободительное движение он рассматривал как часть революционных преобразований. Однако, придя к власти и укрепившись, партия большевиков стала считать алашординцев первыми врагами советской власти.

«Если до этого Россия создавала империю, насильно вовлекая в нее представителей других народов, то теперь, по мнению большевиков, это должно было проходить добровольно. Но испытав на себе двухсотлетний колониальный режим, мог ли народ добровольно объединяться в новый союз? Этот вопрос поднимали представители казахской интеллигенции и говорили, что нельзя», - продолжает спикер.

Один из них – Турар Рыскулов. Он был председателем Совнаркома, потом за политические взгляды его направили в Москву, пытаясь изолировать от Казахстана, отсечь от родного народа. Он был объявлен врагом народа и расстрелян 10 февраля 1938 года.

«Оказывается, еще в 1920 году он выступал против национальной политики Ленина. И говорил: «Так, как вы предлагаете решить национальный вопрос – невозможно». Из его уст даже прозвучала реплика: «Нечисть нельзя смыть мочой». Прям так и сказал на втором конгрессе коммунистического интернационала. Он объяснял это следующим образом: «Сейчас к власти пришли большевики. А они – наследники колониальной России. У народа нет веры представителям той страны, которая эксплуатировала народы в течение нескольких веков», - рассказывает Амангельды Кашкимбаев.

Поэтому к решению национального вопроса казахская интеллигенция озвучивала другой подход – возрождение национального государства. Они говорили, что нужна возможность развиваться казахской нации, самостоятельно, без вмешательства других сил со стороны.

«Естественно, некоторым представителям русского большевизма такая идея не понравилась. Но если у человека какая-то идея есть, то выбить ее из сознания очень сложно. Если даже представители казахской интеллигенции в лице алашординцев в 1920 году признали силу большевиков, перешли на сторону советской власти, это не означало, что они отказались от идеи возрождения казахского государства и развития казахской национальности», - говорит А.Кашкимбаев.

Тогда верхи советской власти нашли форму физического устранения людей. Другого варианта не было.

Власть, не пощадившая своего писателя

«Сакен Сейфуллин с первых дней был на стороне партии большевиков. В Акмолинской области он пытался строить советскую власть. Но в 1938 году его расстреляли. За что? Он прошел огонь, воду и медные трубы, был арестован колчаковцами. То же самое он испытал и в советское время. Сначала большевикам мешали алашординцы, потом же им стали мешать и представители казахской интеллигенции, которые боролись за советскую власть», - добавил историк.

В чем причина? В парткоме хватало анонимных жалоб на писателя, недоброжелатели обвиняли его в национализме.

В 1923 году в Оренбурге состоялась третья Всекиргизская партийная конференция, которая положила начало дискуссии о казахском национализме. 14 представителей интеллигенции обратились к руководству партии: «С первого момента открытия всекиргизской партийной конференции наблюдаются определенные течения, направленные на обвинения киргизских коммунистов в национализме. Это течение является ошибочным, как результат неправильного толкования проводимой киргизскими работниками политики с одной стороны. С другой – следствие колонизаторских выходок некоторых русских товарищей, старающихся посредством доносов и неточного перевода печати очернить киргизских коммунистов перед партией».

«В 1925 году Сакен Сейфуллин пишет стихотворение «Азия». Существует мнение, что именно за это стихотворение он и был репрессирован. Власть имущие нашли повод. Но сам он говорил, что это стихотворение написано в 1922 году. В нем не было речи о национальном вопросе, его волновала судьба советской власти. Первопричину ее «конца» он видел в лице Европы, которая игнорировала Азию, считая, что многие ее народы не достойны места в цивилизованном обществе», - поделился А.Кашкимбаев.

После разгромной публикации на страницах газеты «Казахская литература», обвинившей Сейфуллина в буржуазном национализме и вредительстве, он был арестован УГБ НКВД Казахстана 24 сентября 1937 года.

В застенках ему щипцами повыдергивали зубы и ногти, некогда бравые усы. Расстрелян он был 25 апреля 1938 года в 16 часов 40 минут как «враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате.

«Есть фотографии Сейфуллина до ареста и после. Сначала прекрасный, великолепного вида «адам». Гордый. После ареста – человек, превратившийся в чучело. Его избивали днями и ночами», - говорит А.Кашкимбаев.

Отец и брат Сейфуллина арестованы и расстреляны в 1937 году. Жена Сейфуллина, Гульбарам, 7 лет отбывала наказание в лагере АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Дочь Лаура заболела и скоропостижно скончалась в раннем возрасте. Вторым ребенком был сын Аян. По дороге в Алжир, в битком набитом вагоне он заболел и умер.

«Случай из жизни С.Сейфуллина. Завтра его должны расстрелять. Он в тюрьме. В камере один человек спросил его: какая партия наиболее справедливая в этом мире? Он ответил: коммунистическая, потому что она строит самое лучшее общество в мире. От имени этой партии на следующий день его расстреляли», - сказал Амангельды Кашкимбаев.

21 марта 1957 года Сакен Сейфуллин реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.

Я ухожу на Барсакельмес…

Алихана Букейханова арестовали дома. Рядом находились его дети.

«Когда его выводили, он повернулся к дочери Лизе и сказал: «Ты понапрасну не бегай. Не ищи больше меня. Я отправляюсь в далекую командировку, название ей – Барсакельмес», - рассказал историк.

В тюрьме начались допросы с пытками, бессонными ночами, непрерывной сменой допрашивающих следователей. Его пытались заставить признаться, что и в Москве он продолжал контрреволюционную деятельность против советской власти, был агентом иностранной разведки. За три дня он осунулся, поседел и еще более упрямей стали складки у рта.

Через два месяца после ареста ему, поседевшему, измученному, но сохранившему достоинство и честь, лидеру казахов двадцатого века, зачитывается приговор Военной коллегии Верховного суда Союза ССР – расстрел.

«В свое время Манаш Козыбаев писал, что были расстреляны около 25-27 тыс представителей казахской интеллигенции только за то, что они любили свой народ. Я не могу сказать, что судьба Сакена Сейфуллина была более трагичной, чем судьба Ахмета Байтурсынова, к примеру. Они были расстреляны. 8 тыс женщин находились в Акмолинском лагере жен изменников родины. Они тоже страдали. Был случай в АЛЖИРе, когда трех женщин заставили караулить корову, которая должна была отелиться. Несчастные и измученные они уснули – теленок замерз. Всех троих расстреляли. Трагична для нас судьба всех этих людей, потому что они были незаконно убиты, десятки лет сидели в лагере», - говорит А.Кашкимбаев.

Обвинения в шпионаже

До образования казахской автономии представители казахской интеллигенции, в том числе А.Байтурсынов, А.Букейханов, были заинтересованы в создании государства, развития экономики японского типа.

«Япония успешно развивается, почему бы нам не взять за образ, пример эту страну, находя оптимальные пути социального и экономического развития», - говорят они. Но интересно, что японцы тоже были заинтересованы Казахстаном. Есть стихотворение Мыржакыпа Дулатова «Оян,қазақ!» (Пронись, казах! – прим.автора). Оказывается, его переводили на японский язык, но называли «Оян, жапон!» (Проснись, японец! – прим.автора). Эти моменты были использованы как повод для обвинения людей, которые ни в чем не виноваты. Не было никаких доказательств – это были голословные обвинения – политический враг», - объясняет Амангельды Кашкимбаев.

Он уверен, современная молодежь должна пропустить через себя тот период, чтобы осознать тяжесть тех трагедий.

«То, что творили тогда с людьми, ни в какое сознание не помещается. В те годы, перешагнув через все человеческие понятия, представители советской власти легко принимали решение о расстреле, изгнании, ссылке. Современная молодежь должна пропустить через себя этот период, возможно, через судьбу одного из представителей того времени и выйти на истоки общей трагедии. Не нужно обвинять молодежь, что они не знают про судьбы всех жертв. Пусть они выберут для себя судьбу одного человека. К примеру, женщины, которая просидела 8 лет в лагере АЛЖИР. Пусть изучит, поплачет. И поймет, что этого нельзя было делать. Нельзя допускать подобного в настоящем и будущем», - уверен А.Кашкимбаев.

В 1997 году, учитывая обращения граждан и общественных объединений страны и в целях увековечения памяти жертв политических репрессий, Президент Казахстана своим Указом от 5 апреля 1997 г. № 3443, официально установил 31 мая Днем памяти жертв политических репрессий. 

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости