Проблема «заточки» в госзакупках: Как с ней бороться?

11 Мая, 2017, 10:37 2530
Проблема «заточки» в госзакупках: Как с ней бороться? | Обзоры | BNews.kz

Закупки в государственном и квазигосударственном секторах, а на сегодня это более 6 трлн тенге, могут обеспечить не только поддержку, но и развитие отечественных товаропроизводителей. Однако ряд проблем, а самое главное - проблема «затачивания» конкурсной документации, стали весомым барьером к прозрачности и доступности госзакупок. Более подробно о госзакупках в обзорном материале BNews.kz. 

«Заточка» конкурсной документации

«На сегодня имеются системные проблемы, которые препятствуют доступу отечественных товаропроизводителей к закупкам. Основной из них является «затачивание» заказчиком конкурсной документации (технических спецификаций) под определенных поставщиков», - сообщил в своем докладе на расширенном собрании фракции партии «Нұр Отан» с участием НПП РК «Атамекен» директор региональной палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий.

В последние годы были попытки пресечения нарушений с помощью новых инструментов.

Например, предварительное обсуждение конкурсной документации закупаемых товаров, работ и услуг. Как сообщает НПП РК «Атамекен», в 2016 году, по инициативе потенциальных поставщиков изменено более 3 800 из 8 тыс техспецификаций, то есть почти в половине были найдены нарушения.

Как борются с «затачиванием»?

Следующий инструмент – проведение внутреннего государственного аудита камерального контроля непосредственно на веб-портале государственных закупок. По данным Минфина РК, в 2016 году охвачено камеральным контролем 226 тыс закупок на сумму более 4 трлн тенге (из них по закупкам способом конкурса и запроса ценовых предложений 223 тыс закупок на сумму 4 трлн тенге).

 «В ходе данной работы установлены и устранены нарушения в 43 тыс закупок на сумму 463 млрд тенге, привлечены к административной ответственности 133 должностных лица за неисполнение и несвоевременное исполнение направленных уведомлений об устранении нарушений. Вместе с тем далеко не все проводимые закупки охвачены камеральным контролем», - отмечает Шацкий.

Существует еще один механизм против «затачивания». Речь идет о праве заказчиков привлекать отраслевых экспертов при разработке технической спецификации, при этом привлеченный эксперт не может являться участником (либо работником участника) проводимой в дальнейшем закупки. В связи с этим фактом данная норма не востребована.

Однако кардинально решить проблему «заточки» эти инструменты не помогут.

Обратный эффект бумерангом

Были и случаи, когда меры, принятые для улучшения системы закупок, вызывают обратный эффект. К примеру, антидемпинговые меры в госзакупках. Согласно нового закона, при проведении конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения дополнительного обеспечения исполнения договора.

«Практика показала, что антидемпинговые меры позволяют побеждать в конкурсе, снижая цену услуг в строительстве до 0,1 тенге. При участии в тендере поставщики соглашаются на любое снижение цен, что ставит под угрозу исполнения ими обязательств и как следствие создает условия для коррупции», - поясняет Игорь Шацкий.

Предоставление необоснованно низкой цены влечет и риск некачественного предоставления услуги (вплоть до поставок товаров и применения материалов, бывших в употреблении).

Необходимо учитывать, что стоимость строительно-монтажных работ зафиксирована утвержденным сметным расчетом, а стоимость проектных работ определяется по нормативам. Значит, стоимость работ не может быть ниже стоимости устанавливаемой в соответствии с нормативно-техническими документами.

Случай с «плитками, выпавшими под носом у Президента», указывает как раз на подобные закупки – невозможно достичь качества работы за несопоставимую цену.

Куда спрятали казахстанских производителей?

Целый пласт вопросов связан с использованием продукции отечественных товаропроизводителей в проектно-сметной документации. Многие товары спрятаны внутри проектно-сметной документации и их закуп фактически отдан на усмотрение проектировщиков и подрядных организаций.

Во многих проектах указывается оборудование иностранных производителей, даже при наличии аналогичной по качеству и меньшей по стоимости продукции отечественных производителей.

К примеру, при строительстве объектов Универсиады, а именно ледового дворца, в проекте было указано оборудование иностранного производства. Хотя отечественный производитель давал предложение по стоимости гораздо ниже иностранных конкурентов.

Одна из серьезных проблем развития местных отечественных материалов состоит в том, что эти материалы не включаются в ПСД по строительству объектов. Следовательно, при отсутствии этих материалов в сметах, они не востребованы строительными организациями.

Программа не предусматривает новые и не основные строительные материалы (кроме крупных позиций).

«К примеру, в Усть-Каменогорске выпускаются легкие стальные тонкостенные конструкций (ТОО «Аlma Grad» - прим.) и уже успешно используются при строительстве жилья в городе Кызыл РФ, куда поставлено свыше 70 тыс кв м.  Там эти конструкции эксплуатируются в сейсмоопасной зоне и в более суровых зимних условиях. Тем временем, в самом городе Усть-Каменогорске, ведется активное строительство жилых зданий. Но отечественные разработки не имеют доступа к рынку, необходимо заключение АО «КазНИИСА» (АО «Казахский научно-исследовательский институт строительства и архитектуры» - прим.) стоимость испытаний стоит порядка 10 млн тенге», - приводит примеры директор РПП.

Результат, казахстанскую продукцию покупают для формальности в незначительных объемах, а основное дорогостоящее оборудование стараются закупить у иностранных производителей. Поэтому возникают вопросы – куда все-таки смотрит госэкспертиза и откуда такое устойчивое желание у заказчиков покупать более дорогое оборудование за рубежом.

К тому же при этом наличие в ПСД отечественной продукции не гарантирует ее использование. В данном случае важен контроль и после тендера на местах.

В свою очередь, заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нуржан Альтаев, чтобы сделать желаемое возможным, предлагает в законе «О совершенствовании государственных закупок» установить ответственность за несвоевременное, неполное опубликование планов закупок и   нарушение правил проведения закупок в квазигосударственном секторе. Определить конкретную дату размещения плана закупок, а также осуществить переход на электронный формат во всех секторах закупок и сформировать единый реестр потенциальных поставщиков.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости