Рекомендации ОЭСР: Над чем еще предстоит работать Казахстану?

22 Февраля, 2017, 19:17 2472
Рекомендации ОЭСР: Над чем еще предстоит работать Казахстану? | Обзоры | BNews.kz

Как известно, сейчас Казахстан использует опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чтобы войти в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира. Но прежде чем войти в 30-ку необходимо в государстве провести ряд изменений. В каких сферах и какие изменения в госполитике стоит провести рекомендовали эксперты ОЭСР.

Сегодня, в Астане состоялась официальная презентация отчетов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые подготовлены в рамках Страновой программы ОЭСР по государственному управлению в Казахстане. Презентация отчетов ОЭСР стала завершающей стадией проекта, в рамках которого была проведена масштабная работа, направленная на улучшение качества государственного управления, повышение эффективности центральных и местных госорганов, достижение стратегических целей развития страны.

Как известно, ОЭСР осуществляет оценку системы государственного управления в Казахстане по четырем направлениям: «Обзор гендерной политики», «Открытое Правительство», «Реформа государственного управления в Республике Казахстан: на пути к более эффективному, стратегическому и ответственному государству» и «Ответственное распределение обязанностей и ресурсов: Анализ политики: децентрализация и многоуровневое государственное управление в Республике Казахстан».

 

«Обзор гендерной политики»

 

За последние два десятилетия, Казахстан взял на себя обязательства по ряду международных договоренностей в отношении развития гендерного равенства. Среди них: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Пекинская декларация и платформа действий, Цели развития в Декларации тысячелетия и недавно принятые цели устойчивого развития.

«В 2006 году правительство выработало свою Стратегию гендерного равенства на 2006–2016 годы, которая последние десять лет служит основным ориентиром для государственной деятельности в области гендерного равенства. В 2009 году парламентом было принято два важных закона: Закон «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин» и Закон «О профилактике бытового насилия», - говорится в отчете ОЭСР по обзору гендерной политики.

Эксперты отмечают, что несмотря на десятилетнюю стратегию гендерного равенства многие запланированные элементы были реализованы лишь частично, что зачастую было обусловлено неравномерным внедрением показателей и нехваткой у правительства возможностей оценки текущих результатов работы по обеспечению гендерного равенства. 

Таким образом на пути к продуманной стратегии гендерного равенства экспертами были сделаны выводы и рекомендации. К примеру, некоторые из них:

- Продолжить работу по наращиванию потенциала и институционализации центрального гендерного аппарата (т.е. действующей Национальной комиссии и соответствующих учреждений): обеспечить доступ к основным процессам принятия решений в масштабах всего правительства (например, участие в заседаниях Правительства); обеспечить связь с другими правительственными и неправительственными учреждениями, а также обеспечить доступ к ресурсной базе;  

- Укрепить присутствие, знание гендерной проблематики, потенциал и позиции координаторов по гендерным вопросам в масштабе всей системы государственного управления и всех уровней правительства. Основываясь на текущих обсуждениях, в дальнейшем назначать координаторов по гендерным вопросам в местных выборных (маслихатах) и исполнительных органах; 

- Рассмотреть возможность учета гендерных факторов при разработке и реализации отраслевых планов и программ;

- Способствовать внедрению учебных программ в масштабах всех уровней правительства, с сосредоточением на развитии гендерного равенства и широком внедрении гендерных подходов;

- Продолжить укреплять институциональные связи между Комиссией, Уполномоченным по правам человека и Генеральной прокуратурой в подготовке ежегодного отчета по правам человека;

- Обеспечивать четкое разграничение задач семейной политики и задач гендерной политики в Концепции семейной и гендерной до 2030 года;

 

«Открытое Правительство»

 

В отчете по открытому правительству говорится о том, что РК уже предприняла важные усилия по повышению прозрачности и подотчетности государства в целях реализации открытого правительства. Например, утверждение законов о доступе к информации и общественных советах.

Тем не менее, как утверждают эксперты, крайне важно продолжать работу по преодолению оставшихся преград, в целях гарантирования успеха и долгосрочной устойчивости реформ открытого правительства.

«В этой связи, данный обзор представляется весьма актуальным. В обзоре изложены практические рекомендации по государственной политики для эффективного формирования открытого правительства», -  говорится в предисловии обзора.

Отчет состоит из трех глав. В документе определяется и оцениваются ключевые показатели надлежащего государственного управления, и приводится краткое изложение культурных, экономических, исторических и политических предпосылок реформ открытого правительства. Проводится анализ мер, принятых казахстанскими властями для формирования открытого правительства, а также выявляются направления, по которым требуется дополнительная работа с целью получения реальных результатов из проводимых реформ. Вместе с тем, изучаются условия эффективного вовлечения граждан и имеющийся у этой инициативы потенциал улучшить качество оказания услуг и формирования государственной политики в Казахстане.

В этой связи правительству предлагается рассмотреть следующие рекомендации:

- Для достижения 100 конкретных шагов и реализации Пяти институциональных реформ, рекомендуется выработать единое определение «открытого правительства»;

- Казахстан мог бы разработать развернутую стратегию открытого правительства (единый документ), которая будет включать в себя принципы, долгосрочные и среднесрочные цели, а также инструменты стратегии или инициативы, с помощью которых будут достигнуты поставленные цели. Стратегия должна также включать в себя вызовы, риски и угрозы, с которыми страна может столкнуться при реализации стратегии открытого правительства; 

- Казахстан мог бы разработать расширенную стратегию открытого правительства в сотрудничестве с гражданским обществом;

- Стимулировать участие СМИ в стратегии и инициативах открытого правительства и оказывать содействие формированию открытого и подотчетного государства. Для Казахстана было бы важно проанализировать свою законодательную базу в отношении ограничений для журналистов и обеспечить реализацию этих законов без ущерба для свободы и независимости СМИ;

- Стимулировать участие НПО в стратегии и инициативах открытого правительства;

В целях обеспечения надлежащей реализации Закона «О доступе к информации»:

- Казахстан мог бы четко указать исключения для отказа в доступе к определенной информации в законе, а также установить четкие критерии, определяющие, какая информация предназначается «только для служебного пользования» и включить эти критерии в закон;

- Казахстан мог бы более подробно описать различные виды нарушений и санкций, применимых к ним, в законе о доступе к информации, либо привести конкретные ссылки в тексте применимых законов и статей;

 

«Реформа государственного управления»

 

Обзор ОЭСР «Казахстан: на пути к более эффективному, стратегическому и подотчетному государству» подготовили Реза Лахиджи и Даниэль Мандрелла из Института международного права и политики (Осло, Норвегия).

Отчет сосредоточен на двух конкретных направлениях: механизмы и структуры для разработки и реализации стратегии и политики; функции центральных институтов исполнительной власти и их взаимодействие с подотчетными органами и организациями.

По словам экспертов, по обоим направлениям Правительством Казахстана проводится пошаговое реформирование структур и практик, унаследованных со времен Советского Союза.

Рекомендации:

- Интегрировать планирование результатов деятельности, оценку деятельности и управление рисками на основе подробного разбора прямых и косвенных конечных результатов и будущего воздействия государственных вмешательств. По этому направлению разработать подробные методические указания, опираясь на международную практику;

- Дополнительно расширить приоритеты деятельности министерств и ведомств, в особенности, предусматривая требования о более частой отчетности по ограниченному числу целевых приоритетных направлений в стратегическом плане (возможно, связанных с высокоуровневыми обязательствами, вытекающими из меморандумов о взаимопонимании между министрами и Премьер-министром);  

- Целесообразно предпринимать меры по смещению акцента с выполнения процедур на достижение целей. Делать больший упор на результатах деятельности;

- Предусмотреть обязательное требование о проведении полномасштабных оценок воздействия политики (включая ОРВ), возможно, начав с ряда приоритетных государственных вмешательств;

 - Консолидировать роль Парламента в проведении аудита исполнительных органов власти;

 

«Ответственное распределение обязанностей и ресурсов»

 

Обзор децентрализации и многоуровневого государственного управления в РК был подготовлен Майклом А.О’Нилом и Евгенией Коротковой, представляющими Дирекцию ОЭСР по вопросам государственного управления и территориального развития.

По словам экспертов, децентрализация является одним из ключевых приоритетов реформ государственного управления в Республике Казахстан.

«Проводимые реформы требуют более широкого вовлечения заинтересованных сторон на национальном и местном уровнях, местных сообществ в процесс обсуждения и принятия решений по вопросам децентрализации», - говорится в отчете ОЭСР.

Одной из рекомендаций стало предпринять попытки обеспечивать стабильность и предсказуемость своих режимов трансфертов. По мнению экспертов, трансферты для местных властей чувствительны к колебаниям в общей экономике Казахстана.

- Необходимо проводить регулярную проверку системы бюджетных трансфертов с целью обеспечения стабильности и предсказуемости трансфертов в местные исполнительные органы, при этом обеспечивая гибкость в зависимости от экономического роста;

- Роль представителей местных властей и общественности необходимо расширять и формализовывать в процессе функционального обзора и принятия решений;

- Реализовать уже запланированные реформы местного участия и предусмотреть выборность акимов вплоть до районного (города областного значения) уровня местного управления. Определить постоянные полномочия для акимов и рассмотреть возможность установления ограниченных сроков их полномочий;

- Рассмотреть возможность проведения независимой оценки воздействия гражданского бюджетирования на местах;

- Проследить, чтобы информация, предоставляемая государственными органами и квази-государственными организациями на всех уровнях, в том числе на уровне местного государственного управления и самоуправления, была достаточной для проведения оценки, понимания ключевых проблем и реализации открытого процесса принятия решений на местах и в регионах, а также на национальном уровне;

По итогам презентации все высказанные рекомендации были обсуждены казахстанскими экспертами. По данным министерства национальной экономики РК обзоры государственного управления станут основой, разрабатываемой Национальной дорожной карты, которая будет рассмотрена в апреле на заседании координационного совета по взаимодействию с ОЭСР под руководством премьер-министра Казахстана.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости