Тендер Откатович, или Как в Казахстане борются с коррупцией

3 Мая, 2017, 19:44 4544
Тендер Откатович, или Как в Казахстане борются с коррупцией | Обзоры | BNews.kz

Внутренняя противоречивость, необъективный контроль и узаконенный обход конкурсных процедур в сфере государственных закупок - об этом в рамках заседания совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» говорил глава антикоррупционного ведомства Алик Шпекбаев. Корреспондент BNews.kz попытался разобраться во всех коррупционных рисках в сфере госзакупок.

«Только за 2016 год сумма осуществленных государственных закупок составила свыше 2.2 трлн тенге. Согласно уголовной статистике, за первый квартал 2017 года в сфере государственных закупок зарегистрировано - 73 коррупционных преступления, 32 из них направлены в суд», - сказал Алик Шпекбаев на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Коррупционные преступления совершаются при распределении тендеров, заключении договоров, а также при подписании актов выполненных работ и счетов к оплате.
 
«Отмечается рост количества осужденных за коррупционные преступления на 40%. Итоги деятельности совета по этике за первый квартал текущего года свидетельствует о том, что количество государственных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства о государственных закупках, возросло в 3 раза», - продолжил Шпекбаев.
Также глава антикоррупционного ведомства отметил, что результаты анализа, проведенного совместно с МВД и НПП «Атамекен», подтверждают, что система государственных закупок сопровождается значительными проблемами, которые создают коррупционные риски.
 
Внутренняя противоречивость и необъективный контроль
 
«Задачей Министерства финансов является реализация государственной политики и осуществление контроля в области государственных закупок, который проявляется в необъективном контроле со стороны Министерства и помех в дальнейшем развитии этой сферы», - отметил Шпекбаев.
По мнению Шпекбаева проблему необходимо решать, рассмотрев возможность разграничения полномочий. Еще одной проблемой, имеющей место в сфере государственных закупок, является большой удельный вес госзакупок из одного источника.
 
«Согласно действующему закону о государственных закупках, из одного источника они осуществляется по 56 основаниям. Согласно данным портала госзакупок, это привело к тому, что свыше 40% закупок, это около 866 млрд тенге, осуществлялись из одного источника», - рассуждает Шпекбаев.
Как отметил спикер, отсутствие принципа прозрачности для принятия решения конкурсной комиссией формирует негативные факторы способствующих росту коррупционных правонарушений.
 
«Согласно правилам осуществления государственных закупок, решение конкурсной комиссии, принимается голосованием по средствам веб – портала и считается принятым, если за него отдано большинство голосов от общего количества членов конкурсной комиссии. При этом при проведении конкурса не участвуют наблюдатели, независимые эксперты, т.е. представители СМИ и общественных организаций, которые способны обеспечивать открытость работы комиссии и предавать огласке ее результаты, сохраняя прозрачность всей процедуры конкурса. Отсутствие прозрачности способствует возникновению благоприятной почвы для коррупционных действий со стороны конкурсной комиссии», - сказал Алик Шпекбаев.
Другая проблема, по мнению главного антикоррупционщика, это необоснованное установление различных квалификационных требований, ограничивающих и осложняющих участие потенциальных поставщиков государственных закупок, которые также создают коррупционные риски.
 
«В соответствии с новым законом о государственных закупках, обязательным условием утверждения конкурсной документации является предварительное обсуждение проекта конкурсной документации с потенциальными поставщиками. В 2016 году на этом основании пересмотрено 52,7% конкурсных документаций, однако по сей день в отдельных случаях проектно – сметная документация разрабатывается под конкретного поставщика – характеристика оборудования, техники и т.д.», - продолжил Шпекбаев.
Узаконенный обход конкурсных процедур при государственных закупках 
 
«При участии в закупках на приоритетных основаниях отдельным категориям потенциальных поставщиков и государственным предприятиям системы комитета уголовно – исправительной системы законодательно предоставлены определенные льготы», - недоумевает Шпекбаев.
По его мнению, схема обхода беспроигрышная - заключается прямой договор с данными организациями, они все закупают у реальных поставщиков услуги, являясь при этом посредниками.
 
«Львиная доля государственных закупок мебели на республиканском уровне проведена на приоритетных основаниях, то есть, свыше 50% составляют льготные условия», - продолжал разоблачать А.Шпекбаев.
Как отметил глава антикоррупционного ведомства, следует предотвращать данные законные обходы системы. 
 
Завышение закупочных цен на приобретаемые товары, работы и услуги
 
«За последние два года агентством проведен мониторинг государственных закупок в результате, которого сэкономлены государственные средства на общую сумму 7,3 млрд тенге. Анализ результатов мониторинга показывает, что, в основном закупочные цены завышаются по продуктам питания, орг. техники и ГСМ», - отметил глава антикоррупционного ведомства.
В Казахстане отсутствует общая база данных по предоставлению информации о средней цене на товары, работы и услуги. 
 
«Учитывая актуальность данного вопроса, агентством совместно с гражданским альянсом Казахстана, с мая текущего года начнется общественный мониторинг государственных закупок на предмет завышения цен на товары, работы и услуги, закупаемые государственными органами», - продолжил Шпекбаев.
По мнению спикера, очевидно, что сфера государственных закупок нуждается в кардинальных реформах.
 
«В этой связи, есть отдельные положения по совершенствованию сферы закупа, которые нашли свое отражение в национальном докладе. Во – первых, внесение изменений в закон о государственных закупках, распространив его нормы на приобретение товаров в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, более половины преступлений совершенных в сфере здравоохранения связаны с реализацией финансово – хозяйственных функции должностных лиц при осуществлении закупа лекарственных средств, медицинского оборудования, продуктов питания для больных и других закупок в рамках гарантированного объема медицинской помощи», - разоблачал коррупционные схемы Шпекбаев.
Данная категория закупок выведена из действия закона о госзакупках и регламентируется отдельными правилами, утвержденными постановлением правительства.
 
«Проведение данных процедур без использования электронного формата позволяет должностным лицам злоупотреблять полномочиями при принятии решений. Анализ выявил значительные коррупционные предпосылки в деятельности подведомственных организаций ТОО «СК Фармация», являющейся единым дистрибьютором по централизованному закупу государственных средств и изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи», - напомнил Шпекбаев.
Вопреки рыночным принципам размещения государственного заказа, победителями в тендерах, разыгрываемыми «СК Фармация», из года в год были одни и те же поставщики.
 
«Большинство постоянных поставщиков, на долю которых приходится 80% объема всех закупаемых препаратов не являются официальным дистрибьюторами и осуществляют перепродажу лекарственных средств, в качестве посредников по завышенным ценам», - подытожил Шпекбаев.
Глава антикоррупционного ведомства отметил необходимость ротации специалистов занятых в сфере закупок и контрольно – надзорных органов.
 
«Установить обязательность регулярной ротации специалистов, занятых в сфере закупок и контрольно-надзорных органов, предусмотрев заключение с ними специальных договоров о неподкупности. Ротация государственных служащих в мировой практике рассматривается в качестве одной из мер противодействия коррупции. Необходимость ротации служащих, занимающих должности, обладающих высокой степенью коррупциогенности связана с тем, что служащий может в течение долгого времени обладать контрольно-разрешительными функциями, которые могут его подтолкнуть к совершению коррупционных правонарушений. Данная мера направлена на исключение такого риска», - пояснил он на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
По его словам, в западноевропейских странах срок ротации составляет два года, в более коррупциогенных должностях - до года. А.Шпекбаев не оставил без внимания скандальную платину, возведенную в Атбасаре, которая не выдержала натиска стихии и привела к затоплению домов сельчан.
 
«Последние события с паводками в городе Атбасар показали, что на строительство дамбы, которая должна была удерживать воду, было выделено 200 млн тенге, а ее построили за 63 млн. Дамба не выдержала даже первого удара стихии. Жителям города нанесен значительный имущественный ущерб. Кроме этого, надо строить новую дамбу. Права народная мудрость - «Скупой платит дважды», - заключил Шпекбаев.
Добиться ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход - сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса государственных закупок. Если ограничиваться отдельными областями или методами, можно получить лишь кратковременный эффект, однако спустя некоторое время, структура и механизм извлечения незаконного дохода изменятся, сместившись в области, не затронутые инструментами контроля и противодействия. В результате суммарные коррупционные потери вернутся к прежним размерам или даже превзойдут их.
olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости