Цены на лекарства в Казахстане будут регулировать по европейским стандартам

12 Мая, 2017, 17:49 2659
Цены на лекарства в Казахстане будут регулировать по европейским стандартам | Обзоры | BNews.kz

На сегодня в Казахстане зарегистрировано более 8 тыс. наименований лекарственных средств, которые реализуются в более 10 тыс. аптеках. Однако из-за отсутствия эффективной системы ценового регулирования все эти лекарства не всегда бывают доступны простому населению. Министр здравоохранения Елжан Биртанов в ходе парламентских слушаний в Мажилисе раскрыл проблемы лекарственного обеспечения в Казахстане, среди которых дороговизна препаратов, плохое качество, нерациональное назначение их медработниками. Что сделают власти, чтобы улучшить жизнь и здоровье своих граждан, читайте в материале корреспондента BNews.kz.

Фармацевтический рынок Казахстана, по оценкам экспертов, в прошлом году составил более 458 млрд тенге, из которых более 60%, или 277 млрд, пришлись на так называемые расходы из собственного кармана, куда также вошли расходы за счет добровольного медицинского страхования. Расходы государства на стационарное и амбулаторное лекарственное обеспечение составили 181,2 млрд тенге, в примерно равной пропорции. При этом доля Единого дистрибьютора составила около 63% или 115 млрд тенге.

Производителей обязуют регистрировать цены на препараты

«Проведенный анализ амбулаторного лекарственного обеспечения в РК показал, что один и тот же препарат закупался местными исполнительными органами по разным ценам. Так, к примеру, препарат для лечения артериальной гипертензии эналаприл в дозировке 5 мг был закуплен в разных областях по цене от 100 до 240 тенге, при наличии на рынке препарата доступного по цене - 60 тенге. Таким образом, только на закупе одного препарата государство могло бы сэкономить более 60%», - поделился в ходе парламентских слушаний министр здравоохранения Елжан Биртанов.

Все существующие проблемы в системе лекарственного обеспечения он разделил на четыре основные группы. Первая - экономическая доступность, где основными вызовами являются высокая стоимость лекарств и бесконтрольная система наценки в оптово-розничном звене. Вторая - качество лекарств, в котором необходимо решить вопросы низкого качества лекарств и наличие подделок и контрабанды на рынке. Третья - рациональное применение, проблемами здесь являются использование неэтичных способов продажи лекарств фармацевтическими компаниями, как следствие - необоснованное назначение большого количества лекарств врачами. Четвертым направлением текущих проблем является система государственного лекарственного обеспечения, где основными вызовами являются высокая стоимость лекарств и услуг по их выдаче и хранению.

«Мы изучили мировой опыт и в сравнении со средним показателем в странах ОЭСР расходы на лекарственное обеспечение в РК в 2 раза меньше. При этом государственные расходы на лекарства в странах ОЭСР составляет более половины, в то время как в РК - около трети, что говорит о значительных финансовых затратах наших граждан. По результатам анализа систем ценообразования в различных странах мира, выделены четыре основные системы. Наиболее распространенной является система внешнего референтного ценообразования, которая основана на сравнении стоимости одного и того же препарата в разных странах», - продолжает Елжан Биртанов.

Он проинформировал, что рамках повышения экономической доступности Министерством внедряется система регистрации цен производителей. В соответствии с данной системой предусмотрено обязательство всех производителей регистрировать свои цены, а также предоставлять стоимость лекарств на других рынках, схожих с нашей республикой по размеру ВВП, территории или численности населения.

«Мы будем располагать ценами производителей на все лекарства, зарегистрированные в РК. Установление же предельной плавающей наценки для дистрибьюторов и аптек позволит реализовать поручение Главы государства о внедрении ценового регулирования на все лекарства и соответственно сократить расходы населения», - сказал Е.Биртанов.

Проблема качества

«Вопросы качества казахстанских медицинских препаратов существовали, в какой-то мере существуют, но я не скажу, что эта проблема характерна только для казахстанских препаратов. Сегодня вы видели, все наши ключевые представители здесь выставлены. Значительная часть из них практически перешла на международные стандарты производства. Здесь есть объективный фактор и субъективный. Субъективный фактор такой же, как и в отношении других товаров. Люди думают, что европейские товары лучше по качеству. На самом деле европейские и казахстанские препараты изготавливаются из единого сырья. Практически все сырье делается на единых рынках, в первую очередь, Китая и Индии. Говорить о том, что мы используем неправильное сырье, неверно. С точки зрения регистрируемых побочных эффектов, нет данных, свидетельствующих о том, что на казахстанские препараты их больше. Надо признаться, что мы не так много регистрируем побочных эффектов, поскольку врачи очень малоактивны. В основном это на уровне разговоров. Сейчас мы проводим работу по активизации вовлечения врачей в фармаконадзор для того, чтобы они докладывали о случаях побочных эффектов. Тогда мы сможем четко выявлять отечественные ли это или импортные. Мы видим очень большую динамику роста качества отечественных препаратов, и должны поддерживать отечественных товаропроизводителей, потому что формируем национальную безопасность. Когда у нас резкие колебания курса тенге, мы вынуждены, проваливаемся, не можем обеспечить больных лекарствами, потому что импортные лекарства в два-три раза подорожают, как в 2015-2016 году», - сказал Елжан Биртанов.

Для обеспечения качества и безопасности лекарственных средств будет пересмотрена процедура регистрации лекарств путем:

1) инспектирования предприятий аккредитованными международными и отечественными специалистами,

2) повышением качества действующих лабораторий в соответствии европейскими стандартами,

3) внедрением автоматизированной системы контроля за движением лекарств от производителей до пациентов (2D кодирование).

В рамках повышения качества лекарственных средств, зарегистрированных на рынке РК предлагается создание и развитие национального инспектората по лекарственным средствам в соответствии с требованиями Европейской Комиссии и рекомендациями PIC/s (ПиАйСиЭс). 

«Внедрение процедур инспектирования путем привлечения международных и отечественных экспертов позволит обеспечить высокий уровень всех регистрируемых производителей и соответственно качества их лекарств.

«Для контроля за оборотом лекарственных средств и исключения попадания на рынок контрафактной продукции, европейскими странами приняты резолюции по обязательному нанесению системы 2D кодов на каждую упаковку производимой продукции. Внедрение данной системы в РК позволит обеспечить учет и контроль за всем лекарственным товарооборотом, что в результате приведет к снижению уровня контрафактной продукции. Принцип работы системы заключается в нанесении уникального кода на каждую упаковку лекарственного средства и ведения реестра всех ввезенных страну препаратов.

Учет и контроль оборота, так же позволит бороться с так называемыми «черными кассами» недобросовестных предпринимателей», - пояснил министр.

Залогом эффективной работы зарубежных клиник, по его словам, является их участие в проведении клинических исследований.

Однако, ввиду отсутствия в Казахстане четких регламентов по проведению клинисследований, крупные транснациональные компании отказываются от казахстанских клиник. В результате этого уровень отечественных научных баз остается в зачаточном состоянии, врачи теряют возможность получения навыков, знаний и финансирования, а пациенты новейших разработок, которые могли бы спасать жизни.

«В этой связи Министерством начата разработка нового порядка проведения доклинических и клинических исследований. По аккредитации сети лабораторий уполномоченного органа по экспертизе лекарств нами продолжается процедура по внедрению международных стандартов», - сказал Е.Биртанов.

Этическое продвижение лекарств

Для регистрации препарата Министерством будет проводиться анализ лекарств на их эффективность и фармакоэкономическую обоснованность, только после этого оно попадет в клинический протокол и список препаратов, возмещаемых в рамках ГОБМП и ОСМС. На лекарство будет проведён анализ всех торговых названий и будет установлена его предельная цена.

«Сегодня на сегодняшний день на рынке существует немало компаний, применяющих различные виды неэтичного продвижения собственной продукции. C целью исключения данных фактов, Министерством разработаны и в ближайшее время будут внедрены правила этического продвижения лекарств на рынке, которые также позволят сократить порой нецелесообразные расходы пациентов», - добавил глава ведомства.

Единый рынок лекарств

Министр здравоохранения рассказал и о том, как создание единого рынка лекарств стран Евразийского экономического союза повлияет на казахстанские фармкомпании.

«Единый рынок означает, что казахстанские лекарственные препараты, произведенные в Казахстане, могут свободно продаваться в странах региона - России, Белоруссии и так далее без прохождения дополнительных процедур: таможенных и регистрации», - сказал Биртанов журналистам.

Он уверен, что это существенно снизит затраты производителей и позволит казахстанским фармацевтическим препаратам конкурировать с другими производителями на этой территории.

«Это большой потенциал для наших фармкомпаний, я считаю, поскольку объем рынка увеличился в несколько раз. Но при этом это, конечно, не так просто, поскольку компании должны быть готовы к конкуренции, в первую очередь, ценовой», - добавил он.

Единый рынок лекарственных средств ЕАЭС начал действовать с 6 мая. Национальные рынки обращения лекарств пяти государств союза (Казахстан, Россия, Белоруссия, Кыргызстан, Армения) объединяются и начинают работу в формате единого пространства.

Амбулаторное обеспечение

В предлагаемой системе амбулаторного лекарственного обеспечения, Единый дистрибьютор централизовано закупит лекарства, а поставщики фармуслуги будут предоставлять услуги по отпуску лекарств населению, с использованием плавающей наценки как для единого дистрибьютора, так и для поставщиков фармацевтической услуги.

«За счет экономии мы сможем значительно сократить существующий дефицит лекарств на амбулаторном уровне и повысить количество получающих их пациентов», - добавил министр.

Основную и центральную роль в данной системе будет осуществлять информационная система лекарственного обеспечения, которая позволит вести учет, контроль и в будущем планирование всей системы амбулаторного лекарственного обеспечения.

«Стоит отметить, что данная информационная система лекарственного обеспечения позволит министерству вести качественную аналитику по всем назначениям врачей, по количеству и сумме отпущенных рецептов, выявлять эффективность закупаемых лекарств по каждому диагнозу и самое главное, обеспечит наличие точной потребности не только в разрезе регионов, но и по каждой медорганизации и каждому пациенту», - сказал глава министерства.

В данный момент проводится конкурс среди 44 потенциальных поставщиков на заключение новых долгосрочных договоров на 2 тысячи наименований (772 лекарства и 1367 медизделий).

Бизнес должен быть честным

На парламентских слушаниях выступил и аким Актюбинской области Бердибек Сапарбаев.

«Если взять в нашей соседней Оренбургской области, лекарство для диабета, если перевести в нашу валюту стоит 8 500 тенге, а у нас стоит 17 тыс. тенге, то есть в 2 раза выше. Аналогично, «Урсосан» у них стоит 7 тысяч, а у нас 14 тысяч тенге. Как было сказано, у нас тоже самое - имеется такая ситуация. Рядом находится аптека, может максимум 500 метров. Но разница в лекарствах начинается от 30 до 50 % (…) Это все от посредников: дистрибьюторы, склады и так далее. Через сколько рук проходит это лекарство, пока дойдет от производителя до покупателя. Конечно, каждый хочет свои проценты и в результате идет завышение минимум в два – три раза. У нас у местных исполнительной власти рычагов нет, поэтому поручения Президента по отношению в установлении государственного регулирования и то, что сегодня поднимают депутаты, мы считаем правильным. И мы, я думаю, что мои коллеги все эту инициативу поддерживают. Есть несколько предложений (…) информатизация здравоохранения, особенно что касается ценообразования на рынке. Имеются ввиду лекарства. Автоматизированные системы выписки всех рецептов. Внедрить систему отслеживания лекарственных средств от производителя до покупателя. Тогда вот такой разницы между регионами, между аптеками не будет. Самое главное, что мы будем смотреть, отслеживать, сколько имеется посредников. Проведение экспертизы качества лекарственных средств. Вот я хочу привести один пример. Есть такая государственная организация РГП «Национальный центр экспертизы лекарственных средств», - сказал аким.

Он отметил, что если в прошлом году за экспертизу «Антигриппина» платили 6 тысяч тенге, то сейчас надо платить 70 тысяч. То есть в 11 раз больше. За «Аспирин» платили 4 тысячи тенге, сейчас надо платить 60 тысяч тенге. То есть рост в 15 раз.

«В чем причина? Мы неоднократно писали, но, к сожалению, пока такого понятного ответа не получили. Непонятно, я еще раз повторяю, что изменилось или к нам какая-то технология изменилась, или качество лекарства изменилось, чтобы госорганизация в 15 раз повысила стоимость на свои услуги. Конечно, это будет отражаться на цене лекарства. Было правильно сказано в отношении работы отечественных лабораторий, они должны соответствовать международным стандартам. И, конечно, один из самых главных вопросов. Это повышение ответственности руководителей аптек. Мы понимаем, что это бизнес, но они же должны нести какую-то ответственность перед государством, перед населением. Бизнес должен быть прозрачным, открытым, честным, законным. Никаких вопросов нет. Самое главное, это очень важно для нашего населения (…) И если этот вопрос будет решаться, то мы, конечно, услышим благодарность от жителей, от пожилых людей, от аксакалов. Мы обеспечим выполнение поручения Главы государства», - заключил глава региона.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости