Всемирный банк: Что мешает Казахстану эффективно развиваться?

16 Мая, 2017, 17:10 1651
Всемирный банк: Что мешает Казахстану эффективно развиваться? | Обзоры | BNews.kz

Сегодня Всемирный банк представил доклад о мировом развитии 2017: «Государственное управление и закон». Доклад основан на результатах многочисленных исследований, проведенных во многих странах за последние два года, в том числе и в Казахстане. На встрече поднимался вопрос о том, как и почему неравное распределение власти в обществе снижает эффективность мер политики. По словам экспертов, в Казахстане существует ряд проблем и пробелов в управлении, которые потенциально могут подорвать устойчивость процесса развития, передает корреспондент BNews.kz. 

В докладе отмечается, что очень часто правительствам не удается проводить политику, стимулирующую экономический рост или ориентированную на интересы малоимущих. Еще чаще, даже в тех случаях, когда такая политика проводится, она оказывается неспособной достичь поставленных целей. 

Как отметила директор Всемирного банка по региону Центральная Азия Лилия Бурунчук, Казахстан сумел воплотить свой экономический рост путем инвестирования в человеческий капитал. 

«Однако для поддержания прогресса и преодоления существующих экономических вызовов Казахстану необходимо решить ряд проблем в управлении, которые потенциально могут подорвать устойчивость процесса развития», - сказала она.

В представленном документе отмечается, что в процессе разработки и проведения политики успешность принятых решений может зависеть от того, кто присутствует за столом переговоров, и кто не участвует в них. Этот процесс, названный государственным управлением в Докладе о мировом развитии – 2017, определяет каждый аспект развития страны и функционирования ее институтов. 

«Отсутствие у участников переговорного процесса равных возможностей влиять на решения в области государственной политики и организовать систему формулирования политики таким образом, чтобы принятые решения более полно отвечали их потребностям, может привести к стойкому циклу, препятствующему принятию или успешному проведению в жизнь эффективной политики», - говорится в докладе.

Внедрение неэффективных мер политики продолжается, в то время как потенциально эффективные меры политики зачастую игнорируются.

Почему меры политики не дают желаемых результатов? 

В «Докладе о мировом развитии-2017: Государственное управление и закон» рассматривается вопрос о том, почему некоторые меры политики дают желаемые результаты, а другие – нет. Часто меры политики, не способствующие развитию, продолжают приниматься странами из года в год. 

Авторы приводят в пример, что отмена неэффективных и регрессивных субсидий зачастую сопряжена с серьезными трудностями. И наоборот, меры политики, которые потенциально могут быть эффективными, часто не признаются необходимыми или не реализуются должным образом. 

Хорошо известно, что невыход учителей на работу снижает успеваемость учащихся, однако меры политики, направленные на борьбу с этим явлением, вновь и вновь оказываются недостаточно эффективными на стадии реализации. 

Чтобы понять, почему это происходит, важно помнить, что политика не разрабатывается в вакууме. Напротив, она разрабатывается в сложных социально-политических условиях, в которых отдельные лица и группы, имеющие неодинаковое влияние, взаимодействуют между собой, преследуя противоречащие друг другу интересы и действуя при этом в рамках постоянно меняющихся правил (государственное управление). 

Условия, в которых происходит это взаимодействие, – то, что в докладе называется политической ареной, – могут принимать самые разные формы – от официально установленных или формальных (парламент, судебные органы, межправительственные организации, государственные ведомства), до традиционных (советы старейшин) или неформальных (закулисные договоренности, личные связи и знакомства). 

Кто получает место за столом переговоров, а кто оказывается исключенным из этого процесса – зависит от факторов, ограничивающих доступ тех или иных действующих лиц к данному процессу, а также от соотношения сил и степени влияния каждого из них.

Успех мер политики зависит от эффективности государственного управления. Для того чтобы меры политики были эффективными, необходимы приверженность, координация и сотрудничество. 

Когда меры политики и технические решения не дают желаемых результатов, это принято объяснять отсутствием необходимого потенциала. В таких случаях, как правило, предлагается «усовершенствовать» институциональную систему путем «трансплантации» институтов такого типа, который оказался успешным в других условиях и странах. 

Например, рекомендации в отношении политики, целью которой является обуздание коррупции, в большинстве случаев сводятся к воспроизведению стратегий, успешно применяемых странами с высоким уровнем дохода, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Такие стратегии, в частности, предусматривают создание антикоррупционных ведомств или введение в законодательном порядке более суровых наказаний. 

Однако эти стратегии снова и снова оказываются неспособными дать желаемые результаты в странах, где уровень развития или политические механизмы пока еще не позволяют обеспечить эффективное соблюдение официально установленных правил. 

Прямые факторы, как, например, форма, которую принимают те или иные институты, безусловно, имеют значение. Тем не менее, в докладе приводятся аргументы в пользу того, что по большому счету эффективность политики зависит от способности этих институциональных форм соответствовать своему целевому предназначению и выполнять свои функции в тех или иных условиях. 

Асимметрия власти может снизить эффективность политики

Неравное распределение власти может вести к изоляции, узурпации и клиентелизму. Безусловно, власть распределяется неравномерно в любом обществе, при этом асимметрия власти пагубна далеко не всегда. Она, в частности, может обеспечивать эффективность, например, за счет делегирования полномочий. 

Однако, если влиятельные действующие лица опасаются того, что те или иные меры политики, направленной на повышение благосостояния населения, могут ослабить их влияние (в настоящее время или в будущем), они могут пытаться блокировать принятие этих мер или препятствовать их реализации. 

Эта тенденция имеет существенные негативные последствия для беднейших и маргинализированных групп населения, чьи возможности отстаивать свои интересы ограничены. 

Асимметрия власти может иметь пагубные последствия и ставить под угрозу основные функции институтов вследствие возникновения таких проблем, как изоляция, узурпация и клиентелизм. 

Закон является важным инструментом на политической арене

Важно не только обеспечить верховенство закона, но и понимать его значение. Различные действующие лица взаимодействуют друг с другом не только в процессе разработки и проведения политики, но также в процессе разработки правил, в соответствии с которыми происходит это взаимодействие, и внесения изменений в эти правила. 

По своему характеру закон является инструментом, устанавливающим определенный язык, структуру и форму, которые обеспечивают упорядоченность жизнедеятельности общества. Верховенство права само по себе является нормой: оно обеспечивается тогда, когда принципы права становятся всеобщей ценностью для всего общества. Эта всеобщность является результатом долгого исторического процесса и ее нельзя просто внушить людям в одночасье.

Как заметил Гордон Браун, бывший премьер-министр Соединенного Королевства, «при становлении верховенства права труднее всего всегда приходится в первые пять столетий». Для того чтобы принцип верховенства права установился и упрочился, необходимо понимать, в чем заключаются функции закона.

В настоящем докладе обсуждаются три функции закона: он определяет поведение, упорядочивает власть и служит инструментом разрешения споров. 

Изменения возможны

Факторами изменений являются стимулы, состязательность, предпочтения и убеждения Распределение власти в обществе отчасти определяется историей. Однако позитивные изменения возможны.

В настоящем докладе показано, что государственное управление может смягчить и даже решить проблемы асимметрии власти и обеспечить принятие более эффективных мер политики, способствующих безопасности, экономическому росту и справедливости. 

Изменения происходят тогда, когда меняются стимулы, которыми руководствуются власть имущие, что меняет их предпочтения и убеждения в пользу позитивных результатов, и когда учитываются интересы тех участников, которые до этого были отстранены от этого процесса, что усиливает состязательность. 

Эти изменения могут происходить в результате заключения договоренностей между элитами, благодаря более активному участию граждан, а также действиям субъектов международных отношений, чьи усилия могут влиять на способность внутренних коалиций добиваться проведения реформ.

Переосмысление роли государственного управления в процессе развития 

Доклад начинается с признания того, что принять и реализовать «эффективные» меры политики зачастую непросто, поскольку определенные группы общества, которым выгодно существующее положение вещей, могут обладать достаточным влиянием для того, чтобы воспрепятствовать проведению реформ, необходимых для нарушения политического равновесия. 

Поэтому успешные реформы – это не только «оптимальная практика». Они требуют внедрения и корректировки институциональных форм, с тем чтобы решить препятствующие дальнейшему развитию проблемы, связанные со слабой политической волей и недостаточными совместными действиями. 

Спустя более чем 70 лет после Бреттонвудской конференции, на которой было принято решение о создании Всемирного банка и Международного валютного фонда, международное сообщество продолжает осознавать, что для обеспечения устойчивого развития необходимо со всей серьезностью относиться к основополагающим факторам, имеющим отношение к государственному управлению. 

Дальнейшее продвижение по этому пути потребует новых структур и аналитических инструментов, позволяющих учитывать растущий объем информации о том, что дает, и что не дает желаемых результатов. 

Как отметил в ходе презентации один из авторов – руководитель практики по вопросам бедности и справедливости Всемирного банка Луис Фелипе Лопес-Кальва, для достижения более высоких результатов государственным институтам необходимо выполнять следующие три основные функции: укреплять приверженность реализации политики в меняющихся условиях, повышать эффективность координации, с тем чтобы влиять на ожидания и стимулировать всех членов общества к социально полезным действиям, стимулировать сотрудничество. 

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости