Жизнь после модернизации: ПНХЗ намерен выпускать топливо для самолетов

13 Мая, 2017, 15:43 2292
Жизнь после модернизации: ПНХЗ намерен выпускать топливо для самолетов | Обзоры | BNews.kz

После завершения модернизации Павлодарского нефтехимического завода, уже в ноябре этого года, на его топливе будут летать самолеты, но уже не смогут ездить ретро-автомобили, передает корреспондент BNews.kz.

Проинспектировать ход модернизации завода, окончание которой откладывалось дважды, в  Павлодарскую область с рабочим визитом прибыл министр энергетики РК Канат Бозумбаев.

Генеральный директор ТОО «ПНХЗ», 100 процентов акций которого принадлежит  АО НК «КазМунайГаз», Шухрат Данбай доложил министру об окончании строительно-монтажных работ на новых технологических объектах: комплексе установок производства серы и установке изомеризации и сплиттера нафты, включая два резервуара хранения компонента высокооктанового бензина емкостью 10 тысяч кубометров и автоматическую станцию смешения бензинов.  Всего на заводе строится и реконструируются 12 технологических установок и 18 объектов общезаводского хозяйства. Стройка прошлась по всему предприятию.

Модернизацией занимаются два основных подрядчика – компания Rominserv S.R.L. – дочернее подразделение румынской нефтяной компании KMG International N.V., входящей в состав АО НК «КМГ», а также китайская компания NFC, построившая в регионе несколько промышленных гигантов, в том числе и соседнее родственное ПНЗ предприятие – установку прокалки нефтяного кокса.

Старший вице-президент нацкомпании по переработке нефти и газа, директор департамента АО НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов напомнил, что впервые задумываться о совершенствовании построенного в 1978 году павлодарского ПНЗ начали в 2009 году. В 2011 году был утвержден первый проект, изначальную стоимость которого оценивали в 3 млрд долларов США. Однако после этого проект оптимизировали дважды: сначала планируемые инвестиции сократили до 1 млрд 300 долларов США, затем 696 млн долларов США. Итоговая стоимость - 212,3 млрд тенге.

«Самым сложным для нас оказалась поставка на завод самого тяжелого оборудования, - рассказывает Данияр Тиесов. -  С этой проблемой столкнулись во время модернизации все три казахстанские НПЗ, но павлодарцы – в особенности. Завод находится вдалеке от морских путей сообщения, нам пришлось доставлять два реактора по 500 тонн каждый, используя путь через северные порты России через реки Енисей, Лену и Иртыш. Операцию провели зимой, когда по Иртышу можно было протащить такое тяжелое оборудование. И это был первый опыт для всей нашей страны».

Министр энергетики, прибывший на завод, покритиковал руководство предприятия и нацкомпании за то, что уже в третий раз откладываются сроки окончания проекта – на этот раз с июля на ноябрь 2017 года, из-за того, что на стройплощадку в сроки не успело прийти технологическое оборудование для новых установок.

«Сейчас я лично убедился в том, что все оборудование доставлено, финансирование есть, рабочая сила на месте. Теперь заводу уже никто не позволит дальше откладывать модернизацию», - заявил Канат Бозумбаев.

На выездном совещании было решено, что с лета на октябрь переносится ежегодная плановая остановка завода на капитальный ремонт, после которой можно будет запустить новые установки, позволяющие выпускать топливо экологических классов К-4 и К-5.

После модернизации глубина переработки с 85 процентов вырастет до 90, а проектная мощность НПЗ с 5 млн тонн нефти в год увеличится до 6,5 миллионов тонн в год.
По информации руководства завода, после модернизации ПНХЗ в Павлодаре больше не будут производить бензин марки АИ-80, поскольку он никак не может отвечать экологическим требованиям стандарта бензинов «Евро-4» и «Евро-5». Предприятие поставило перед собой другую задачу - возродить производство авиационного топлива, но не марки ТС-1, производимое здесь еще при Союзе, а авиакеросина международного стандарта Jet A, которым заправляют самолеты в большинстве аэропортов мира.

«Очень важно, что завод опять начнет выпускать авиационное топливо, которое так необходимо нашей стране, потому что мы не более 40 процентов собственными ресурсами закрываем потребность Казахстана в авиатопливе, считаю что павлодарский НПЗ будет вносить весомую лепту и производить чуть менее 200 тысяч тонн авиакеросина в год. Самое главное, что после модернизации, все продукты будут соответствовать экологическим стандартам К-4 и К-5, которые с 1 января 2018 года должны использоваться в Казахстане", - сказал К. Базумбаев.

Между тем, как заверили на ПНХЗ, широко обсуждаемый переход  завода с российского на казахстанское сырье, в ближайшие лет десять  пока не стоит -  предприятие имеет долгосрочный контракт на поставку с «Роснефтью». В тоже время министр энерретики высказал озабоченность качеством давальческой нефти.

"Если раньше на павлодарский ПНЗ преимущественно приходила нефть с западно-сибирских месторождений, то сейчас сюда поступает нефть из месторождений Башкирии. В ней содержание меркаптанов несколько выше, чем в том сырье на переработку которого рассчитан павлодарский НПЗ. В связи с этим несколько лет назад в Павлодаре был прекращен выпуск авиакеросинов. После модернизации ПНХЗ даже из нефти более низкого качества можно будет получать авиакеросин. Но если параметры по содержанию серы и меркаптана будут выше тех, на которые мы рассчитываем, то придется вести соответствующие переговоры со своими российскими коллегами. Ведь мы бы не хотели получать от соседей плохую по качеству нефть. Нужно отметить, что в Кызылординской области есть прекрасное месторождение нефти с очень низким процентом меркаптанов и высокой плотности. Это легкая нефть, она по качеству намного лучше. Конечно, отказываться от российского сырья мы не хотим, уход от российского сырья был бы крайней мерой. У нас прекрасные отношения с министром энергетики РФ", - заверил министр.

Однако, при желании, технологические возможности модернизированного завода все же позволят ПНХЗ принять отечественную нефть.

"Сможет ли завод после прекращения поставок нефти из Российской Федерации полностью перейти на переработку казахстанской нефти, - задал сам себе вопрос старший вице-президент нацкомпании Данияр Тиесов. - Да, мы сможем принять казахстанскую нефть и при ожидаемой после модернизации проектной мощности в 6,5 млн тонн сырой нефти в год переработать до 4 млн 700 тысяч тонн отечественного сырья в год. При этом выпускать продукцию экологических классов К-4 и К-5. Отмечу, что количество светлых нефтепродуктов при этом не уменьшится. То есть, если по каким-либо причинам не будет российской нефти, мы сможем принимать 100 процентов отечественного сырья".

Между тем, аким области Булат Бакауов доложил министруэнергетики, что модернизация Павлодарского ПНХ - лишь часть большого стратегического плана по развитию в регионе нефтехимического кластера.

"Модернизация ПНХЗ – одна из первоочередных задач экономики региона. Нужно сказать, что сегодня у нас большие перспективы по развитию новых производств на территории СЭЗ «Павлодар». Сегодня УПНК (установка прокалки нефтяного кокса, берущая сырье на павлодарском НПЗ и поставляющая продукцию для алюминиевой отрасли страны – прим. авт.) загружена на 60 процентов. Поэтому нам есть к чему стремиться".

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости