Инновационным предприятиям РК не хватает знаний у персонала, инвестиций и спроса на новую продукцию

24 Мая, 2017, 11:23 2413
Инновационным предприятиям РК не хватает знаний у персонала, инвестиций и спроса на новую продукцию | Интервью | BNews.kz

Поддержка инноваций и быстрое внедрение их в производство является важным условием становления новых индустрий Казахстана. В Плане нации «100 конкретных шагов» и в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»  обозначены конкретные задачи по развитию инновационного потенциала государства. Как оценивает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инновационную систему нашей страны и какие рекомендации дает читайте в интервью BNews.kz  с экспертом АО «Центр развития торговой политики» Асель Егембердиевой.

- Расскажите на каком этапе своего развития в настоящее время находится инновационная деятельность предприятий Казахстана?

- В соответствии с Глобальным инновационным индексом Казахстан в 2016 году занял 75 место из 128 стран, когда страны ОЭСР расположились в первой тридцатке рейтинга. И по оценке ОЭСР инновационная система Казахстана пока еще находится на раннем этапе развития, о чем свидетельствуют многие статистические показатели. Выделяется всего лишь 0,2% ВВП на научные исследования и разработки, что ниже показателя, рекомендуемого для стран с аналогичным уровнем экономического развития (1%—1,5% ВВП),  когда как валовые внутренние расходы на НИОКР в странах ОЭСР составляет 2,4 %.

По оценкам Всемирного экономического форума (в 2014-2015 гг.) Казахстан оказался на 91 месте из 144 участвующих стран по показателю совершенствования бизнеса, и на 85 месте по параметру инноваций, что заметно ниже.  Хочу подчеркнуть, что степень инноваций в МСБ Казахстана ограничена, о чем также свидетельствует относительно низкий процент дохода от новой продукции – 28%, а степень инновационной деятельности в странах ОЭСР демонстрирует больший показатель - около 40%.

Несмотря на то, что в  последние годы государством принято огромное количество мер поддержки инновационной деятельности  малых и средних предприятий, но  по некоторым индикаторам мы все еще отстаем от стран-членов ОЭСР, а также соседних стран в этом направлении.

При Министерстве по инвестициям и развитию работает АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (НАТР), которое является оператором инструментов государственной поддержки, предоставляемых для развития инновационных проектов. Компания также отвечает за создание инновационной инфраструктуры: технологические парки и бизнес инкубаторы, инновационные кластеры. Начиная с 2014 года, в рамках реализации Концепции инновационного развития РК до 2020 года на базе региональных технопарков АО «НАТР» создаются региональные офисы инноваций, являющиеся важнейшими компонентами региональных инновационных систем, в том числе с привлечением внебюджетных средств. Надеюсь, все эти программы и меры будут способствовать росту стартапов и развитию инноваций в МСБ.

- Ваш центр занимается и исследованиями  международной практики. Расскажите, пожалуйста, как в других странах  поддерживается инновационное предпринимательство?

- Примеров много. Хочу рассказать об опыте Германии и Норвегии. Например, запущенная в Германии Центральная программа инноваций для бизнеса (ZIM) является базовой программой Федерального министерства экономики и технологий (BMWi) для рыночно-ориентированной технологической поддержки инновационных предпринимателей. Поддержка оказывается совместным проектам в области НИОКР, осуществляемым среди субъектов малого и среднего предпринимательства, или между бизнесом совместно с университетами или исследовательскими организациями. В рамках Программы инновационные предприниматели получают поддержку в виде государственных субсидий. В качестве образцовой практики можно выделить некоторые характерные черты такого сотрудничества. Модель сотрудничества между владельцем программы (Министерством) и органами по управлению программой: наличие тесного сотрудничества и четкого разделения обязанностей между владельцем программы и органами по управлению программой, которым была поручена реализация программы ZIM. Хотя и министерство занимается выработкой основных правил и концепции, а также финансовым обеспечением, отдельные модули программы ведутся и реализуются технически специализированными органами, не обремененными государственной бюрократией. Рациональное совмещение различных программ в общую модульную, улучшает доступность и прозрачность для фирм-бенефициаров и обеспечивает более эффективную реализацию программы. Предварительное консультирование перед подачей заявки бенефициарам дает возможность улучшить качество заявок и служит еще одним фактором повышения эффективности процесса. В ZIM задействован быстрый метод промежуточных выплат компаниям за проделанную работу и по выставленным за эту работу счетам. Выплаты производятся каждые 2-3 месяца. Это, вкупе с минимальным уровнем бюрократии в процессе выплат, располагает к участию в программе с самого начала. Открытость схемы в отношении всех технологий и тематик является преимуществом по той причине, что компании могут работать над проектами в той области бизнеса, в которой они обычно работают, что позволяет им быть осведомленными о потенциальных рынках. Это делает программу более понятной и привлекательной для МСП.

В Норвегии, в рамках программы SkatteFUNN, инновационные предприятия вправе подавать заявку на налоговый вычет. Схема предполагает отбор по квалификации и подлежит правовому регулированию. Программа открыта для всех отраслей и всех категорий предприятий. Налоговые вычеты для НИОКР SkatteFUNN рассчитываются по объему средств и применяются к расходам на НИОКР согласно Руководству Frascati. При определении налогового вычета по данной схеме субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на налоговый вычет в размере 20% от затрат на НИОКР, связанных с отдельно взятым проектом, в свою очередь, крупные предприятия – на 18 %. Если предприятие не подлежит налогообложению, то весь объем выплачивается в виде гранта. Во избежание неясности в отношении соответствия фирм критериям, ведомство Innovasjon Norge (инновации Норвегии) проводит предварительную оценку проектов, чтобы установить, может ли проект претендовать на такой вычет. Forskningsrådet (Научный совет Норвегии) одобряет или отклоняет заявку. Skatteetaten (Налоговое управление) в итоге принимает решение касательно суммы налоговой льготы. В случае одобрения, льгота выплачивается спустя год с момента инвестирования в НИОКР. Результаты этой программы позволяют компаниям проводить более систематическую деятельность в области НИОКР, реализовывать проекты, которые иначе не были бы возможны. Компании, участвующие в этой программе, больше вкладывают в НИОКР, чем другие компании. В ходе проведенной статистическим ведомством Норвегии оценки схемы было установлено, что предприятия, получившие поддержку через SkatteFUNN, демонстрировали более стремительный рост в своих инвестициях в НИОКР, чем предприятия, которые не участвовали в этой программе.

Таким образом, мировой опыт показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности, возможности, которые государство может предоставить бизнесу для развития научного потенциала, приводит к созданию прочной платформы инновационных предприятий.

- На фоне тех мероприятий, которые реализовываются в Казахстане, на какие  проблемные вопросы необходимо обратить внимание, чтобы увеличить количество качественных инновационных предприятий?

 - Во-первых, несмотря на то, что Правительство выделяет в качестве приоритетных направлений развитие предпринимательства и инноваций, подчеркивая их решающее значение для диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности страны, в ГПИИР на 2015-2019 не предусмотрено конкретных целевых индикаторов, связанных с увеличением инновационной активности в секторе предпринимательства. Во-вторых, большое количество инновационных предприятий сталкивается с такими барьерами, как нехватка знаний и опыта у персонала, нехватка инвестиций в инновации, нехватка рискового капитала для инновационных проектов, а также недостаточность спроса на новую продукцию среди местного населения. В-третьих, в сфере развития инновационной деятельности наблюдаются пробелы в предоставлении венчурного капитала новым инновационным предприятиям, находящимся на ранних стадиях развития. Венчурные фонды чаще финансируют расширение производственных мощностей уже работающих компаний, вместо того, чтобы финансировать инновационные стартапы.

- Из вышесказанного следует, что в целях развития предпринимателей с инновационным потенциалом, необходимо принять комплекс правительственных мер? Каких именно?

- По мнению ОЭСР, изначально правильным было бы оценить проблемы и потребности сектора МСБ с точки зрения НИОКР и инноваций. Вместе с тем, провести интенсивные и целенаправленные мероприятия (например, семинары, инновационные выставки, инновационные награды, медиа-кампании и т.д.) с целью повышения уровня инновационной информированности среди малых и средних предприятий. Президентом страны в Послании народу Казахстана в этом году было дано поручение о развитии научного и инновационного потенциала на базе вузов. Университеты могли бы также стимулировать инновационное предпринимательство со стороны студентов и выпускников, заинтересованных в развитии своих бизнес-идей.

- ОЭСР рекомендует увеличить и разнообразить поддержку, оказываемую за счет совершенствования существующих программ и разработки новых политических мер по стимулированию НИОКР и инновационной деятельности в малых и средних предприятиях. В связи с этим, что необходимо сделать?

- Необходимо стимулировать развитие сектора венчурного капитала, который будет финансировать инновационные стартапы, а не финансировать расширение производственных мощностей действующих предприятий. С этой целью необходимо законодательно закрепить венчурное финансирование в Казахстане, ввести среднесрочные налоговые льготы для фондов и устранить требование о погашении государственного финансирования за счет совершенствования законодательной базы. Правительству было дано поручение, создать на базе одного из объектов ЭКСПО-2017 международный технопарк IT-стартапов, который должен стать платформой для привлечения предпринимателей и инвесторов со всего мира. Для этого необходима соответствующая инфраструктура и благоприятные условия, включая налоговые льготы, упрощенные визовый и трудовой режимы.  Сегодня в Казахстане функционирует 16 офисов коммерциализации, 3 технопарка и 4 бизнес-инкубатора, которые стали необходимым шагом для поддержания устойчивого экономического роста, создания или развития новых отраслей экономики на основе тесного сотрудничества государства, науки и бизнеса. А соответствие стандартам ОЭСР позволит приблизить уровень инновационного развития до уровня передовых стран мира, а также принять ряд дополнительных стимулирующих норм, реализация которых окажет положительное воздействие на повышение уровня инновационной активности в стране и формировании благоприятной инновационной среды.

Читайте также

Рекомендуем
Концерт Ержана Максима состоится 28 июня в Нур-Султане 2531

Похожие новости