Казахстан 4 года в ВТО. Что изменилось

5 Сентября, 09:48 1209
Казахстан 4 года в ВТО. Что изменилось | Интервью | BNews.kz

Четыре года назад Казахстан подписал соглашение о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Какие изменения произошли в сфере торговли в нашей стране после вступления в ВТО рассказала вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова в интервью корреспонденту BNews.kz.

- Расскажите, пожалуйста, как изменились экспорт и импорт Казахстана после вступления в ВТО. Что наша страна экспортирует и в какие страны? Насколько экономика зависит от импорта?

- Как известно, ВТО не является интеграционным объединением, и представляет собой свод правил, к которым присоединились члены данной организации. Данные правила гарантируют применение ключевых принципов международной торговли в отношении казахстанских товаров и получить недискриминационный доступ на рынки всех государств и таможенных территорий, являющихся членами ВТО.

Немаловажно отметить, что положительное действие правил ВТО можно определить только при экспорте обработанной продукции и услуг, т.к. в импорте казахстанского сырья зарубежные страны заинтересованы сами и без правил ВТО.

Что касается расширения ассортимента и увеличения объемов казахстанского экспорта несырьевых товаров и услуг, Правительством проводится комплексная работа по стимулированию выпуска обработанной продукции, реализуются соответствующие программы развития. Так, на сегодня действуют программы «Государственная программа индустриально инновационного развития», «Дорожная карта бизнеса-2020», «Национальная инвестиционная стратегия», а также «Национальная экспортная стратегия на 2018-2022 годы».

В целом, по итогам 2018 года экспорт казахстанских товаров и услуг составил 68,3 млрд. долл. США ($55 млрд. в 2017 году). В сравнении с 2017 годом объем экспорта вырос на 24,2%, что в первую очередь обусловлено ростом цен на нефть.

При этом экспорт несырьевых товаров и экспорт услуг составил 23 млрд. долл. США, увеличившись на 4,1% в сравнении с 2017 годом.

Рост произошел за счет увеличения объема несырьевого экспорта на 0,9% до 15,7 млрд. долл. США и роста экспорта услуг на 12,3% до 7,3 млрд. долл. США.

Основными потребителями казахстанских обработанных товаров являются: Китай (3,4 млрд. долл. США, 21,3%), Россия (3,0 млрд. долл. США, 19,2%), Нидерланды (1,0 млрд. долл. США, 6,3%), Узбекистан (0,9 млрд. долл. США, 5,9%), Великобритания (0,8 млрд. долл. США, 5,0%), Турция (0,7 млрд. долл. США, 4,2%), Япония (0,6 млрд. долл. США, 3,7%), Кыргызстан (0,5 млрд. долл. США, 3,4%), ОАЭ (0,4 млрд. долл. США, 2,6%) и Афганистан (0,4 млрд. долл. США, 2,6%).

Совокупно на данные страны приходится 75% экспорта казахстанских обработанных товаров 2018 года.

В структуре несырьевого экспорта преобладают следующие товары:

- металлургическая промышленность (трубы, прокат металлов, металлоконструкции, сплавы, металлы и др.) на сумму $8 млрд. (51,0% в структуре несырьевого экспорта);

- товары химической отрасли (уран и удобрения) на $2,4 млрд. (15,4% в структуре несырьевого экспорта);

- нефтепродукты ($2,2 млрд., 14,2%); - пищевые товары ($1,0 млрд., 6,5%); - машиностроение ($486 млн., 3,1%); - транспорт ($202 млн., 1,3%); - пластмасса и резина ($120 млн., 0,8%).

Экспорт услуг в 2018 году вырос на 12,3%, составив 7,3 млрд. долл. США.

в структуре экспорта услуг 2018 года традиционно преобладают транспортные услуги (54,7%, $4 млрд.), в том числе:

- услуги по транспортировке трубопроводным транспортом на сумму 2,3 млрд. долл. США (57,5% общего экспорта транспортных услуг).

- железнодорожные перевозки на сумму 770 млн. долл. США (19,3% общего экспорта транспортных услуг).

- перевозки воздушным транспортом на сумму 639 млн. долл. США (16% общего экспорта транспортных услуг).

На втором месте экспорт туристских услуг – 30,9% на сумму $2,3 млрд.

Также следует выделить рост объема таких услуг как деловые услуги (0,5 млрд. долл. США, 6,3%) и услуги телеком сектора (122 млн. долл. США, 1,7%).

Основными иностранными потребителями казахстанских услуг являются КНР (2,4 млрд. долл. США, 32,9% от общего объема экспорта услуг), Россия (1,5 млрд. долл. США, 20,5%) и Узбекистан (569 млн. долл. США, 7,8%).

- Какова доля торговли в ВВП страны? Расскажите о динамике цен на товары.

- По данным Комитета статистики Министерства национальной экономики РК и Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, внешнеторговый оборот страны в 2015 (до вступления в ВТО) составлял 76,5 млрд. долл. США, основную долю в товарообороте Казахстана занимал экспорт — 45,96 млрд. долл. США или более 60% всего ТО, импорт составлял порядка 40% или 30,57 млрд. долл. США. Торговое сальдо составило 15,4 млрд. долл. США. Однако в связи с падением цен на сырую нефть на мировом рынке в 2016 году (36,4 долл. США за баррель) TO PK снизился до минимальной отметки 2,1 млрд. долл. США). Вместе с тем стоит отметить, что в следующие годы в результате постепенного роста цен на нефть показатели внешней торговли РК растут. Так, за 2016-2018 гг. рост ТО составил 23,8% и достиг 94,8 млрд. долл. США, из них экспорт более 61 млрд. долл. США, импорт – 33,7 млрд. США. Торговый баланс положительный и составил более 27 млрд. долл. США.

По данным Национального банка РК, ВВП Казахстана в 2018 году составил 172,9 млрд. долл. США, в связи с чем доля торговли товарами в ВВП составила 54,8%.

За последние 4 года улучшилась инфляционная динамика. С 2015 года наблюдается нисходящий тренд годовой инфляции.

в 2018 году уровень инфляции составил 5,3% и сохранился в целевом коридоре.

В июле т.г. инфляция в годовом выражении составила 5,4% при целевом коридоре 4-6%.

Наибольший вклад (3,4 п.п.) в рост товаров вносит рост цен на продовольственные товары 8,7%. В группе продтоваров больше всего выросли цены на лук репчатый (59,1%), пшено (55,4%), рис (23,5%) и мясо птиц (20,3%) м муку (20,2%).

Цены на непродовольственные товары и платные услуги значительно снизились по сравнению годом ранее до 5,9% и 0,8% соответственно. При этом, отмечается отрицательный вклад регулируемых услуг в инфляцию на уровне ( 0,857 п.п).

- Что влияет на инфляцию в стране?

- В целом, на инфляцию влияет ряд монетарных и немонетарных факторов, таких как обменный курс, базовая ставка, рост инфляции в странах-основных партнерах по внешнеторговой деятельности, рост уровня зарплат, сезонность.

Вместе с тем, для удержания цен на продовольственные товары нами проводится мониторинг и принимаются всесторонние меры.

1) Вступили в силу изменения в Правила внутренней торговли, предусматривающие установление торговых надбавок на социально-значимые продовольственные товары не более 15%.

Введен запрет на установление вознаграждений (ретро-бонусов), взимаемых торговыми сетями с поставщиков СЗПТ. Установлен лимит вознаграждения до 5% по другим продовольственным товарам.

2) Вступили в силу Типовые правила реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ. Акиматы, СПК могут предоставлять оборотные средства торговым сетям в обмен на удержание цен на продтовары.

Также упрощены процедуры СПК для формирования резервов стабфондов.

3) Функционируют региональные стабфонды, которые проводят товарные интервенции в соответствующем регионе при повышении цен или сокращении предложения на рынке.

4) Проводится работа по строительству Оптово-распределительных центров в регионах. Принцип работы ОРЦ заключается в закупе овощей и фруктов непосредственно у производителей в сезон урожая и их реализации в период роста цен.

- Какие изменения произошли в сфере торговли после вступления в ВТО?

- С момента вступления Казахстана в ВТО усовершенствовано таможенное регулирование и администрирование, улучшен баланс интересов предпринимателей и государства. Таможенное администрирование переведено с бумажной формы на электронную. Исключен человеческий фактор при принятии решений за счет использования информационных систем. Ускорен выпуск товаров. В начале 2019 года запущено Единое окно для экспортно-импортных операций, которое с момента его полноценного функционирования позволит участникам внешнеэкономической деятельности получать и предоставлять все необходимые документы для совершения экспортных/импортных операций в одном месте, что значительно сократит временные и финансовые издержки участников ВЭД, а значит улучшит условия торговли, в целом.

В сфере государственной поддержки сельского хозяйства в Казахстане после вступления в ВТО кардинальных изменений не наблюдается. Основной тенденцией в отрасли сельского хозяйства в стране в рамках функционирования ВТО является проведение активной работы по сокращению неэффективных субсидий и переход к инструментам государственной поддержки, соответствующие принципам «зеленой» корзины ВТО, а также опыту Кернской группы. В соответствии с обязательствами Казахстана в рамках ВТО Казахстан не может предоставлять «запрещенные» меры государственной поддержки сельского хозяйства.

Казахстан отстоял за собой право оказывать государственную поддержку сельского хозяйства в размере 8,5% от валового внутреннего продукта в рамках «желтой корзины». Для сведения отметим, что за историю вступления стран в ВТО, возможность субсидирования отрасли АПК в размере 8,5% отстояли только казахстанские и китайские переговорщики. Вместе с тем, учитывая, что на сегодня согласно программам поддержки агропродовольственного комплекса предоставляется порядка 4%, мы имеем возможность эту поддержку существенно увеличить, не нарушая обязательств в рамках ВТО.

При этом для реализации принципа перехода к «зеленой корзине» Казахстан уделяет особое внимание переориентации неэффективных субсидий на следующие виды финансовых инструментов для субъектов сельского хозяйства: автоматизация всех сельскохозяйственных процессов, возмещение части расходов при инвестиционных вложениях, удешевление банковских кредитов для субъектов АПК, внедрение аграрных (товарных и финансовых) расписок, развитие инструментов гарантирования и системы страхования в растениеводстве, переход на индексное страхование, снижение кредитной нагрузки, электронное распределение льготного дизтоплива, развитие кредитных товариществ.

- Отчет Всемирной торговой организации за 2018 посвящен будущему международной торговли, а именно цифровой трансформации международной торговли. Как в Казахстане развивается цифровая торговля? Какие госпрограммы разрабатываются в данном направлении?

- Рынок электронной торговли в Казахстане развивается стремительными темпами. Объем рынка электронной торговли в Казахстане по итогам 2018 года увеличился в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (174 млрд. тенге за 2017 год) и составил 269 млрд. тенге (с учетом импорта с международных электронных площадок).

Количество покупателей в электронной торговле выросло в 2 раза и составило 2,3 млн. чел., в сравнении с 1,3 млн. чел. в 2017 году. На рынке действует более 1 700 интернет-магазинов.

Сегодня в стране функционирует порядка 20 электронных торговых площадок, которые дают возможность более 1 млн. субъектам малого и среднего бизнеса продавать свой товар через электронные торговые площадки.

В целях поддержки электронной торговли государством были приняты следующие меры:

В новом Налоговом кодексе предусмотрены меры по снижению ставки корпоративного подоходного налога и индивидуального подоходного налога до 0% от доходов, получаемых в сфере электронной торговли сроком на 5 лет. При этом должны быть соблюдены такие условия как оформление сделок в электронном виде, не менее 90% от общего объема доходов должно быть получено в безналичном виде, наличие собственной службы доставки товаров покупателю, либо наличие договоров с курьерской службой по доставке товаров;

На базе АО «Казпочта» функционируют фулфилмeнт-центры, предоставляющие полный спектр логистических услуг – от приема и хранения товара до поставки конечному потребителю;

В городах Алматы, Нур-Султан, Караганда и Шымкент запущены E-commerce центры. В 2018 году в данных центрах обучено более 1 500 представителей малого и среднего бизнеса базовым навыкам открытия и ведения электронного бизнеса.

2 апреля 2019 года Главой государства подписан Закон РК от «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» (No 241-VI ЗРК). В рамках данного Закона расширен понятийный аппарат инструментов электронной торговли с регламентацией их признаков. Защита прав потребителей в электронной торговле приравнена к традиционному формату торговли, т.е. на электронную торговлю распространяются все нормы законодательства по защите прав потребителей.

Для стимулирования развития электронной торговли принята Дорожная карта по развитию электронной коммерции в Республике Казахстан на 2019-2025 годы. Данный документ содержит 31 мероприятие по трем основным направлениям:

1) наращивание экспорта в электронной торговле;

2) вовлечение отечественных предпринимателей в электронную торговлю и развитие инфраструктуры;

3) усиление защиты прав потребителей и продвижение электронной торговли.

Следует отметить, что все принимаемые меры направлены на устранение барьеров, препятствующих развитию электронной торговли в Казахстане.

- Казахстан является членом Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Возникали ли противоречия между двумя организациями?

- В ходе переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО в национальные нормативные акты, а также акты, принятые на уровне Таможенного союза (далее - TC) вносились изменения для приведения в соответствие с нормами Соглашений ВТО. Так, например, в сфере ветеринарного контроля и надзора, в целях гармонизации договорно-правовой базы ТС в сфере применения ветеринарно-санитарных мер с международными стандартами, руководствами и рекомендациями; устранения необоснованных административных барьеров в международной и во взаимной торговле, были разработана новая редакция Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

Вместе с тем, при вступлении в ВТО Казахстан принял обязательство, отличающееся от договорно-правовой базы ТС. Так, в соответствии с принятым обязательством Казахстан может согласовывать двусторонние ветеринарные сертификаты на ввозимые на территорию Казахстана товары в формате «Казахстан – третья страна». Товары, ввезенные в сопровождении таких сертификатов, должны обращаться только на территории Казахстана.

в соответствии с актами ЕАЭС ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран осуществляется при наличии ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления. Ветеринарный сертификат выдается единой формы, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза No 607 «О формах Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза подконтрольные товары из третьих стран» от 7 апреля 2011 года, либо в формате «ЕАЭС-третья страна», который может быть согласован уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС в двустороннем порядке с компетентными органами третьих стран.

Таким образом, продукция, ввезенная в сопровождении ветеринарных сертификатов единой формы, либо двусторонних ветеринарных сертификатов в формате «ЕАЭС-третья страна», может обращаться на всей территории ЕАЭС. В то время, как продукция, ввезенная в соответствии с обязательством Казахстана в ВТО, должна обращаться только на территории Казахстана.

В связи с принятием данного обязательства, Казахстан должен обеспечить недопущение перемещения на территорию других государств членов ЕАЭС продукции, ввезенной в сопровождении двусторонних ветеринарных сертификатов в формате «Казахстан – третья страна». Для этого,

Казахстан разработал и внедрил систему прослеживаемости, которая позволяет Казахстану соблюдать предоставленные другим государствам-членам ЕАЭС гарантии, а также выполнять принятые обязательства в ВТО.

Еще одним важным расхождением, связанным с обязательствами РК в ВТО, является применение Казахстаном изъятий из Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Казахстан завершил двусторонние переговоры по доступу на рынок в рамках ВТо до создания таможенного союза, в связи с чем консолидированные тарифные обязательства Казахстана отличаются от ставок Единого таможенного тарифа, которые должны единообразно применяться государствами-членами ЕАЭС. Согласно результатам переговоров между членами ВТО, Российской Федерацией и Республикой Казахстан касательно подходов по проведению гармонизации тарифных обязательств, РК будет применять временные изъятия из ЕТТ ЕАЭС до того момента, пока согласованные в результате будущих переговоров ставки не будут одобрены заинтересованными членами ВТО и инкорпорированы в ETT ЕАЭС. Переговоры по гармонизации тарифных обязательств могут быть начаты после перехода РК на конечные уровни ввозных таможенных пошлин с учетом обязательств, закрепленных в Перечне РК по товарам.

Таким образом, определен перечень товаров, в отношении которых РК в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к ВТО, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин ETT ЕАЭС. Протокол, регулирующий порядок ввоза и перемещения по территории ЕАЭС товаров, которые согласно обязательствам в рамках ВТО будут импортироваться в РК по сниженным таможенным пошлинам, вступил в силу 11 января 2016 года. Согласно документу, товары, которые будут ввозиться на территорию РК по сниженным таможенным пошлинам, предназначены только для его внутреннего рынка, то

Такие товары будут поставляться в другие страны ЕАЭС, импортер при их ввозе в РК должен уплатить ввозные пошлины по ставкам ETT ЕАЭС.

Говоря другими словами, РК обязалась не допускать реэкспорт товаров, ввезенных по более низким таможенным пошлинам в другие страны ЕАЭС.

В настоящее время импортные пошлины ниже ставок ETT ЕАЭС применяются в отношении 2 916 тарифных линий (Решением Совета ЕЭК от 14 октября 2015 года No 59, Приказом МНЭ РК от 19 декабря 2018 года No 105).

- Расскажите о влиянии торговой войны между США и Китаем на международную торговлю? Президент США Дональд Трамп недавно пригрозил выходом из ВТО. Как это повлияет на организацию и ее членов?

С марта 2018 года США и Китай начали активно использовать протекционистские меры в отношении импорта во взаимной торговле. Меры заключались в введении импортных таможенных пошлин, при этом инициатором в большей степени является США.

На сегодняшний день, объем товаров Китая, в отношении которых были применены импортные таможенные пошлины со стороны США, составляют 250 млрд. долларов США. В то время как экспорт американских товаров в Китай, в отношении которых введены импортные пошлины составил 110 млрд. долларов США.

Вместе с тем, с 1 сентября и 15 декабря 2019 года США планируют ввести дополнительные 10% пошлины на товары из Китая стоимостью порядка 300 млрд. долларов США. В свою очередь, Китай приостановил закупки сельскохозяйственной продукции из США, а также снизил курс национальной валюты ниже 7 юаней за доллар.

Торговое противостояние двух стран уже привело к замедлению мировой экономики. Темпы роста экономики Китая замедлились, достигнув во втором квартале 2019 года 6,2%, вместо прогнозируемых 6,3%. Замедление экономики Китая снизит потребление сырьевых товаров, которые поставляются в том числе из Казахстана.

Увеличение ввозных пошлин повлияет на перенаправление импортных потоков из США и Китая в другие страны. Так, например, из США могут быть увеличены поставки мяса птицы в Казахстан, что окажет влияние на отечественное производство.

Однако двусторонняя тарифная борьба между США и Китаем может принести пользу другим странам. Например, в Мексике, Тайване, Южной Корее, Японии и Канаде значительно вырос экспорт в США таких товаров, как устройства обработки и хранения данных, электрические провода и оптоволоконные кабели, компьютерные чипы и платы. Австралия, Швейцария, Бразилия, Гонконг и Канада увеличили свой экспорт в Китай золота, газа, хлопка, соевых бобов.

Казахстан также может воспользоваться текущей ситуацией, связанной с отказом Китая от сельхозпродукции из США, и нарастить свой экспорт. Например, Казахстан экспортирует в Китай порядка 50% (7,6 млн. долларов США в 2018 году) соевых бобов от своего мирового экспорта. В то время как в 2018 году Китай импортировал соевых бобов на сумму 38,1 млрд. долларов США, в том числе 7,1 млрд. из США.

В целом дальнейшее увеличение пошлин, длительное продолжение торговой войны несут риски неопределенности, волатильности национальной валюты, что ведет к ослаблению экономики, снижению объем удорожанию импортной продукции и соответственно снижению покупательской способности населения.

На сегодняшний день, доля США в мировой торговле составляет порядка 11%. В этой связи, выход США из ВТО безусловно повлечет за собой потери как для мировой экономики в целом, так и для США..

В условиях отсутствия необходимости соблюдать основополагающие принципы ВТО, такие как предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима, как США, так и члены ВТО смогут применять любые инструменты торговой защиты во взаимной торговле, в том числе высокие пошлины, количественные ограничения, запреты на ввоз товаров, а также другие дискриминационные меры. Такое положение дел может привести к эскалации уже существующих торговых трений между странами и США, росту протекционизма, потере доли на рынках определенных стран, изменение географии экспорта и импорта товаров, удорожанию производства за счет невозможности приобрести комплектующие по доступной цене, и т.д.

На данный момент, активно ведется вопрос реформирования ВТО. Действующие проблемы функционирования организации вызывают все большую обеспокоенность среди членов ВТО. Так, в рамках обсуждения вопроса реформирования на площадке G20, прошедшего в сентябре 2018 года, и на площадке G7, прошедшего 24-26 августа т.г., была достигнута договоренность о необходимости скорейшего реформирования ВТО.

- Спасибо за интервью!

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости