Подросток резко изменил поведение: О чем должны задуматься родители?

25 Апреля, 2017, 13:31 2414
Подросток резко изменил поведение: О чем должны задуматься родители? | Интервью | BNews.kz

Помните Тома Сойера, который в сложных ситуациях организовывал в мыслях сцену собственных похорон, размышляя о том, как все будут его жалеть и оплакивать? По статистике Всемирной организации здравоохранения, подавляющее большинство детей хотя бы один раз посещают подобные мысли. Какова роль семьи и школы в превенции суицидов, на что обращать внимание при общении с подростками, в интервью BNews.kz рассказала заведующая кабинетом психологической службы Управления образования г. Астаны, психолог высшей категории Айман Садвакасова.

- Айман Алтиевна, на одном из совещаний в прокуратуре, посвященном превенции суицидов, специалисты Минздрава говорили о необходимости выявлять попытки, так как невыявление говорит о замалчивании. К 1 завершенному суициду должно быть 25 попыток. Как обстоит ситуация в Астане?

- Попытки суицида относятся к компетенции Департамента внутренних дел, а все данные консолидируются в Комитете по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре РК. В этом году, к счастью, случаев суицида не было. Надеемся, что их и не будет, мы работаем над этим. У нас в обществе считают, что раз была предпринята попытка – это «конец света». Но их необходимо расценивать как сигнал для слаженной работы, чтобы такие случае не повторялись. Вот что главное. В Астане для подобных случаев действует группа быстрого реагирования, которая оказывает первую консультативную помощь, в ее состав входит суицидолог, психолог, специалист Управления образования, инспектор ДВД.

- Какая работа проводится в Астане для профилактики суицидов?

- С сентября 2016 года для учащихся 8-10 классов и 1 курса колледжа столицы внедряется проект «Программы укрепления физического, психического здоровья и профилактики деструктивного поведения подростков школ и колледжей при поддержке ЮНИСЕФ».

Это комплексная работа. В программе все педагоги и технический персонал школы (включая персонал столовой) называются «вахтерами». Их обучают выявлению признаков депрессивного состояния или, когда ребенок находится в трудной жизненной ситуации. Школа – это место, где больше можно выявить эти признаки, нередко родители с утра до вечера заняты на работе и могут этого не заметить.

С помощью этой программы педагогов-психологов обучают азам консультирования, учат, как нужно себя вести. А то на начальном этапе они нередко сами боятся слова «суицид» и боятся разговаривать с суицидентом.

Программа внедряется в 3 этапа. Первый – обучение всего педагогического состава, второй этап – получение информированного согласия у родителей в случае, если их ребенок относится к высокой группе риска. Кроме того для всех родителей проводится курс лекций для разъяснения, какие признаки считаются наиболее опасными. И третий этап, он начался 3 апреля – это чисто психологическая работа, анкетирование для выявления суицидального риска.

 - Не кажется ли вам, что тема суицидов касается и психологически здоровых, и нездоровых детей? Даже если почитать классику, герой Марка Твена, Том Сойер, в сложных ситуациях представлял, что он умер, и как его все жалеют.

- И это норма. Любой ребенок может в голове представлять эти картины. Статистика Всемирной организации здравоохранения говорит о том, что девять из десяти детей, особенно в подростковом возрасте, думали о суициде в той или иной момент жизни. Но они не думают об этом с целью, чтобы завершить, а просто их посещают такие мысли.

Кстати, некоторые родители иногда возмущаются и критикуют анкеты, предложенные в рамках третьего этапа программы ЮНИСЕФ. Ребенок, если он хоть раз сталкивался с этим, ответит на вопросы так, как он думает, а родители на первый взгляд скажут, что мы его провоцируем.

С помощью анкет выявляется группа детей высокого суицидального риска, и тогда психолог перенаправляет ребенка, обязательно поставив в известность законных представителей, к врачам общей практики, и если высокая группа риска – то уже к врачу-суицидологу. Многие родители отказываются обращаться к психиатрам, боясь, что его ребенка поставят на учет. Но очень важный момент – ребенок на учет не ставится. В рамках программы ЮНИСЕФ оказывается помощь чисто консультационного характера.

Здесь необходимо иметь в виду, что при наличии определенных психических заболеваний первые признаки всегда проявляются в подростковом возрасте. К сожалению, в большинстве случаях дети, оказывающиеся в группе высокого риска, из-за несогласия родителей остаются не долеченными. И если в этом возрасте не оказать помощь – у некоторых болезнь становится хронической.

Нужно понимать, что есть парасуицид, а есть суицид. Надо разграничивать. Парасуицид – это членовредительство без желания нанести себе смертельный урон. Человек просто хочет привлечь на себя внимание. Здесь есть тонкие грани, и определить их может только психиатр. Диагноз должен ставить врач, это уже не компетенция педагога-психолога. Поэтому без обращения к специалистам из сферы медицины часто не обойтись.

- Где грань ответственности между школой и родителями? Что в обязательном порядке должна дать семья?

- Вопрос конечно непростой и универсальных ответов здесь нет. Именно в семье с родителями вырабатывается первая модель поведения. Конечно, основная ответственность за психическое и физическое здоровье лежит на родителях, и это прописано в Конвенции о правах ребенка. Ответственность школы – в создании психологических условий для учебы ребенка, чтобы он мог свободно развиваться, чтобы на его психику не было никакого давления со стороны учителя.

Родителям необходимо уделять время своим детям, что в наш век бывает порой непросто. Можно и целый день контролировать ребенка, но эффекта от этого воспитания нет. А можно уделить 15 минут за чашкой чая, но это будет такой задушевный разговор, когда ребенок может раскрыться перед родителями. Очень часто бывает в закрытой среде, в семьях дети не делятся с родителями не то, что секретами, а даже успехами в учебе и какими-то взаимоотношениями, и это создает барьеры. По статистике в 80 процентов случаев основным фактором для суицида является ссора с родителями или недопонимание, и главной причиной является недостаточное общение.

Показатели попыток суицида показывают, что в большинстве случаев социальные факторы не играют роли. Семья должна развивать общечеловеческие ценности, которые всегда были и будут актуальными. Здесь как раз-таки нужны семейные традиции. Походы, выезды за город, а не так, что просто привезут детей в супермаркеты, а там шум и гам и снова давление на психику, а нужно общение с живой природой. Домашние животные необходимы детям, им нужно кого-то погладить, снять напряжение. Почему иногда порезы у учащихся? Это снимает эмоциональное напряжение, негатив, невысказанные слова, которые копятся. Это называется парасуицидом, о чем мы говорили выше. Ребенок не научен снимать с себя стресс, и он начинает на себе эту злость вымещать – резать или колоть, и ему становится легче. Сделал один раз и порой начинает это практиковать. По сути это как один из видов снятия стресса.

- Опишите портрет здорового ребенка и признаки нездорового.

– Необходимо учитывать возрастные особенности. Для родителей первый признак – если ребенок резко начал менять поведение. Это уже сигнал, на который нужно обратить внимание, задаться вопросом, с чем это связано, прислушаться, поговорить. Поэтому психологам и нужно просветительскую работу среди родителей вести и обязательно говорить об особенностях каждого возраста, о чем можно говорить, о чем нельзя.

В школе у всех классных руководителей есть критерии оценки группы риска: физические, эмоциональные параметры, частые заболевания, отсутствие на уроках. Есть группы риска по девиантному поведению, есть группа суицидального риска. Если они что-то замечают, то дают сигнал школьному психологу.

- А как определяют, кого включать в эти группы, а кого нет? Смотрят, есть ли надрезы на руках?

- Мы не имеем права этого делать, досматривать ребенка. У каждого учителя есть конкретные критерии. К примеру, если ребенок раньше не пропускал занятия, а стал пропускать – это первый критерий, если стал приходить не выспавшийся – критерий, если он стал неряшливый, грязный, даже покрасил волосы (у нас многие цепляются к этому и не всегда обоснованно). По сути, если в общем плане какое-то резкое изменение, которое было не характерно его предыдущему поведению, но определить это может только классный руководитель, потому что он каждый день их видит.

- Спасибо за интервью.


Похожие новости