Разговор с человеком-легендой: Какую школу в Казахстане можно считать хорошей?

11 Февраля, 2017, 13:31 3970
Разговор с человеком-легендой: Какую школу в Казахстане можно считать хорошей? | Мнения | BNews.kz

Легенда казахстанской педагогики Марк Захарович Подольский 60 лет преподавал гуманитарные предметы в обычной средней школе. С 1978 по 2002 год был директором школы №198 Кызылорды. Потом снова учительствовал. В 82 года, как вспоминает он сам, 23 мая дал завершающий карьеру урок. На днях ему исполняется 85 лет, и сердце Марка Захаровича, отданное детям, не терпит пустоты. Он и сейчас, являясь почетным гражданином Кызылорды, активно ведет общественную жизнь, общается со своими учениками, которых у него тысячи, и всегда готов поделиться взглядом на систему образования, с которой пережил не одну реформу. Мнение человека-легенды сегодня публикует BNews.kz.

«С удовольствием отмечаю успехи, значительное продвижение в образовании, - рассказал Марк Захарович. – Сравниваю с советским временем некоторые факты и отмечаю, что тогда такого не было. В нашем приаральском регионе нет проблем с детсадами, строится много новых школ, оснащенных самым передовым оборудованием, в том числе на селе. В Кызылорде открыли детскую деревню, и закрыли благодаря этому детский дом. И это правильно, подопечные государства должны жить в самых комфортных, близких к семейным, условиях. И очень здорово то, что престижность профессии педагога государство подчеркивает, поощряя лучших учителей. В их честь устраивают торжества в День учителя, педагогам, добившимся самых высоких результатов труда, вручают миллионные премии, а учителя, победившие в олимпиадах среди предметников, в награду получают автомобили. Раньше такое даже трудно было представить».

Как подчеркивает Марк Захарович Подольский, благодарность учителям за простой человеческий труд должна звучать чаще. Всегда, когда она к месту.

«Я приведу вам один простой пример, - рассказал ветеран. – В казахско-турецкие лицеи и НИШ дети поступают не с первого класса, а уже подготовленными. И, поступив, пройдя нешуточный отбор, практически все делают успехи. И мы об этом слышим и радуемся, но давайте не будем забывать, что базовые знания эти дети получали в обычных средних школах. Их подготовили к поступлению в учреждения образования с высокими требованиями простые учителя. Не приглашенные из-за границы и не делающие научных открытий, а терпеливо каждый день объясняющие детям предметы. Мне кажется, КТЛ и НИШ должны обратить на это внимание и учредить День благодарности этим педагогам, чтобы сказать «спасибо».

Многое в современной школе Марку Подольскому кажется правильным. Например, ЕНТ и единая школьная форма.

«Без нее уже нельзя, уже трудно представить без нее школу» - говорит он.

Но подмечает ветеран педагогики и факты, с которыми не поспоришь.

«Что такой рейтинг школ? – спрашивает Подольский. – И можно ли назвать лучшей школу, занявшую первые позиции в рейтинге? Я так не думаю, потому что школа – это такой теплый живой динамичный организм, «хорошесть» которого нельзя оценить по какой-то шкале. Не пора ли эти рейтинги взять и отменить? Что они привносят в сами школы? Стрессы педагогам, директорам подчас перемещения вверх или вниз. Но это не меняет общей успеваемости школьников, не делает другим отношения педагогов к детям. Кто учил с душой, так и учит, кто преподавал строго, не отступая от методик, продолжит так преподавать. Так зачем тратить на выведение рейтингов нервы и время?».

Сам Марк Захарович к воспитательному процессу всегда относился бережно, осторожно. За это его уважали родители и любили дети. Школа №198 Кызылорды, которую много лет возглавлял Подольский, считалась самой лучшей в городе, потому что здесь царила атмосфера внимания к детским талантами, характерам, способностям. Здесь каждый ребенок расцветал, получал возможность показать себя. Здесь учился тяжелоатлет, звезда мировой спортивной арены Илья Ильин.

«Мы сделали все, что могли, чтобы Илья стал чемпионом, - вспоминает Марк Подольский. – Главное – мы ему не мешали».

Так какая же школа, по мнению Марка Захаровича, может называться лучшей?

«Я помню былые времена, - рассказал педагог. – Например, те, когда хорошей считалась школа, в которой не было второгодников или оставшихся на осень учеников. Потом стали хорошими называть те школы, в которых больше всего выпускников поступало в вузы. Затем те, где больше всего медалистов. А еще в какие-то годы лучшей считалась школа, выпускники которой с аттестатом шли работать на стройки, культивировался престиж рабочей профессии. Да, и такое было. И в последние годы лучшими считаются школы, где дети больше баллов набрали на ЕНТ. А мне кажется, что лучшую школу определяют никакие не баллы, а ученики и их родители. По-моему, хороша та школа, в которую ученики ходят с удовольствием, занимаются там в силу своих способностей и знают, что на них никто не будет вешать ярлыки. Хорошая школа та, где все дети чувствуют себя комфортно, и учителя точно знают, что и из троечников вырастают замечательные люди. А воспитать хорошего человека, который сумел раскрыть свои способности, это для сферы педагогики самое главное».

К слову, удивительные воспитательные моменты Подольского, когда он одной фразой вкладывал в головы своих учеников житейские истины, вспоминают многие коренные кызылординцы. Вот, что, например, пишет на своей странице в социальной сети чиновник, мажилисмен, общественный деятель Мурат Абенов, ученик Марка Захаровича.

«Он каждого своего ученика и через 25-30 лет узнает не только в лицо, не только по имени и фамилии, но и помнит клички, где что натворил, как учился. Кстати, особенно любил троечников. Считал их самыми перспективными.  Учил нас нестандартно мыслить и сам всегда говорил не шаблонно. Особенно запомнилось его речь на нашем выпускном вечере в 1982 году.  А это для нас, школьников, был период расцвета СССР. И вдруг  Марк Захарович, выступая с напутственным словом, говорит: «Желаю Вам всем много в жизни проблем…».  Держит паузу. Все в недоумении. Особенно родители, как же так, какие проблемы в СССР? Но мы-то его хорошо знали и ждем завершения мысли.  И он  продолжает: «Чтобы, преодолевая эти проблемы, вы научились настоящей жизни». Ну, мы тогда посмеялись. Какие могут быть проблемы — размеренная и упорядоченная жизнь, уверенность в завтрашнем дне, все для нас на годы вперед  ясно и понятно. Но жизнь показала, что  эти его слова для нашего поколения оказались пророческими. Именно в тот год умер Брежнев, потом один за другим Андропов, Черненко. Затем в 1985-м пришел Горбачев - перестройка, ускорение, гласность. За ними кризис, разруха, безработица. Перетряхнувший наше сознание декабрь 1986-го. Затем уже закономерный развал на наших глазах СССР. И наша молодость пришлась на первые годы становления нашего независимого государства».      

Читайте также

Рекомендуем
Концерт Ержана Максима состоится 28 июня в Нур-Султане 2545

Похожие новости