Нация единого будущего

15 тамыз, 2015, 09:44 3947 Астана

Глава государства Нурсултан Назарбаев убежден: казахстанская идентичность должна основываться на принципе гражданства.

В своей программной речи накануне досрочных президентских выборов Лидер нации Нурсултан Назарбаев заявил: для решения всех задач Новой экономической политики «Нұрлы жол» и достижения главной цели Стратегии «Казахстан-2050» казахстанцы должны укреплять государство в ходе последовательного проведения пяти конституциональных реформ, одной из которых стало «Нация единого будущего».
Президент страны неоднократно подчеркивал, что казахстанская идентичность должна основываться не на национальном принципе, а на принципе гражданства. Для решения всех задач Новой экономической политики «Нұрлы жол» и достижения главной цели Стратегии «Казахстан-2050», уверен президент, казахстанцы должны укреплять государство в ходе последовательного проведения пяти конституциональных реформ, одной из которых стало «Нация единого будущего».
Как известно, Конституция Казахстана гарантирует равенство прав всех граждан вне зависимости от их расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. «Необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Казахстанская идентичность должна основываться на принципе гражданства», - подчеркнул Лидер нации.
Формирование казахстанской гражданской идентичности
Казахам, как государствообразующей нации, отводится важная интегрирующая роль в построении казахстанской идентичности. Вместе с тем, именно на казахов возлагается особая ответственность в построении казахстанской нации. Обеспечение единства нашей страны, гармоничное и мирное сосуществование представителей более чем ста этносов является целью реализации четвертой институциональной реформы «Нация единого будущего». Как считает заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, заведующий секретариатом АНК Ералы Тугжанов, в настоящее время одной из главных задач является формирование сознания гражданина страны.
В этой связи обозначены четыре приоритетных направления.
Первое. Казахстанская идентичность будет строиться на основе принципа гражданства.
Второе. Стержнем общегражданских ценностей являются ценности «Мәңгілік Ел». Консолидация исторических достижений станет приоритетом новой гражданской идентичности.
Третье. Триединство языков является принципиальным вопросом.
Четвертое. Вся работа будет направлена на новое поколение «Мәңгілік Ел».
Между тем, считает ряд экспертов, казахстанская гражданская идентичность в значительной степени уже сформирована. Об этом свидетельствует недавнее исследование института общественной политики партии «Нур Отан». Респондентам предлагалось ответить на вопрос о казахстанской гражданской идентичности. В итоге большинство опрошенных - 70 процентов ответили, что они чувствуют себя, прежде всего, гражданами Казахстана. Незначительная доля респондентов считают себя, прежде всего, представителем этноса. Еще меньше опрошенных ответили, что они, прежде всего, мусульмане или православные. Такие результаты опроса, считает доктор политических наук Жанылжан Джунусова, говорят о том, что казахстанская гражданская идентичность в значительной мере уже сформирована. Вместе с тем процесс является достаточно длительным и требует усилий со стороны власти, гражданского общества, экспертного сообщества.
Поступательное развитие
Государственная политика, проводимая в Казахстане бессменным лидером государства, основывается, в первую очередь, на общечеловеческих ценностях, на духовных и культурных традициях этносов, обеспечивающих поступательное развитие государства в целом. Ассамблея народа Казахстана, созданная Указом Президента Нурсултана Назарбаева в 1995 году, в настоящее время признана во всем мире, а «Модель Назарбаева» являет собой уникальную модели межэтнической и межконфессиональной толерантности и согласия. Сохраняя традиции, казахстанцы вместе с тем открыты для современных новаций, готовы к приобщению к духовным ценностям других культур.
Гарантом укрепления независимости Казахстана, способствовать сохранению гражданского мира и национального согласия, консолидации и объединению народа республики в процессе строительства демократического общества должна реализация пяти институциональных реформ Главы государства.
Важнейшим фактором консолидации казахстанского общества призван стать государственный язык. За годы независимости в республике проводится выверенная языковая политика, нацеленная на создание условий для всестороннего развития и функционирования языков всех этносов. Наряду с казахским языком, являющимся государственным, во всей своей полноте функционирует русский язык, также имеющий в Казахстане статус официального. Кроме того, в настоящее время русский язык является языком межнационального общения в Казахстане.
Вместе с тем, с момента обретения Казахстаном независимости активно ведется работа по изучению государственного языка, что, безусловно, обусловлено социальными интересами самого общества, поскольку казахский язык приобрел консолидирующую функцию, стал важнейшим фактором культурно-политического единства народа Казахстана. Казахский становится все более востребованным во всех сферах общественной жизни, и свободное владение государственным языком стало объективной потребностью каждого гражданина республики.
В законе республики «О языках в Республике Казахстан» четко прописано, что государственный (казахский) язык является языком государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории страны. При этом государство поддерживает и создает все условия для изучения и развития всех языков народов Казахстана. В этой связи назрела необходимость в рамках триединства языков определить: каков будет уровень знания государственного, русского и английского у нынешнего молодого поколения. Ведь это является основой единства общества, роста и укрепления его конкурентоспособности, что крайне актуально с точки зрения вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых стран.
Триединство языков
В ходе различных официальных выступлений Глава государства неоднократно говорил о триединстве языков. Напомним, впервые эта идея была озвучена в 2006 году, когда Нурсултан Назарбаев отметил, что знание как минимум трех языков важно для будущего поколения казахстанцев. Год спустя, Президент предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику», – отметил Н.Назарбаев.
Идея триединства является весьма прагматичной и появилась в связи с жизненной необходимостью, поскольку в настоящее время успешными являются страны, которые открыты миру и внедряют у себя, так называемую умную экономику. Знание нескольких языков ценится с древности, поскольку это расширяет коммуникационные и интеграционные способности человека, а если брать шире – народов и стран.
Для многонационального Казахстана триединство языков имеет и другое очень важное значение – это консолидация общества, а также сохранение межнационального согласия и мира.
При этом особое значение имеет государственный язык – родной язык этноса, давшего название Казахстану. «Государственный язык – это такой же символ, как Флаг, Герб, Гимн, с которых начинается Родина. И он призван объединять всех граждан страны», - сказал в одном из своих выступлений Президент РК Н.Назарбаев.
Отрадно, что многие граждане страны, не являющиеся этническими казахами, осознают свой патриотический долг и изучают государственный язык. А для этого в республике созданы максимальные условия: существуют бесплатные курсы, издаются и распространяются научно-методические материалы, поощряются материально сотрудники госорганов неказахской национальности, владеющие государственным языком. Вместе с тем, знание государственного языка позволяет гражданам быть конкурентоспособными и востребованными в любой сфере деятельности.
От Казахского ханства до Республики Казахстан
Ассамблея народа Казахстана призвана стать главным механизмом реализации мероприятий в рамках четвертой институциональной реформы Плана нации по направлению «Идентичность и единство».
Проводимые социальные исследования показывают, что в настоящее время свыше 90% респондентов считают себя гражданами Республики Казахстан и связывают с ней свое будущее. При этом необходимо быть готовыми в любую минуту противостоять глобальным вызовам, поэтому одной из базовых задач поставлен вопрос укрепления гражданской идентичности, и идентичность надо постоянно укреплять.
Празднование 550-летия Казахского ханства, без сомнения, будет способствовать упрочению идентичности нации, демонстрации общих и глубинных корней казахстанского народа. Невозможно отрицать, что единство, согласие, мир и те достижения, которые мы имеем сегодня, строится на менталитете казахов, на самобытности и идентичности народа. Нынешние достижения страны напрямую незримыми нитями связаны с истоками казахской государственности, Казахского ханства, которое, в свою очередь, вобрало в себя традиции, культуру всех государственных образований, известных по письменным источникам со II века до нашей эры на территории Казахстана.
Казахское ханство образовалось казахским народом во главе с ханами Кереем и Жанибеком в 1465 году. Его истоки уходят в глубину веков – с кочевых саков начинается история нашей государственности, которая насчитывает 2,5 тысячелетия. Согласно исследованиям историков, до образования Казахского ханства существовало в преемственной связи 18 кочевых государств. Этнополитические и социально-культурные процессы на территории Казахстана в XIV–XV вв. стали итогом возникновения Казахского ханства в 1465 г. К концу XV в. расширились первоначальные границы Казахского ханства, в состав которого вошли Западное Семиречье, часть городов Южного Казахстана, низовья Сырдарьи, Приаралье, значительная часть Центрального Казахстана. В первой трети XVI в. казахи владычествовали в большей части Восточного Дешт-и Кипчака. Наибольшего могущества оно достигло в годы правления хана Касыма. Границы ханства расширились до бассейнов рек Урала и Сырдарьи, на северо-востоке простирались за озеро Балхаш. Впервые были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена. Число подданных Касым-хана определялось в 1 млн человек.
Именно в этот период отмечаются дипломатические контакты с Москвой, о Казахском ханстве узнали в западных странах. О казахах оставил записи австрийский дипломат Сегизмунд Герберштейн. На составленной в XVI в. английским купцом Антонием Дженкинсоном карте показана территория Казахии. Его сведения были пополнены записями Ричарда Джонсона, Артура Эдварса, Антона Марша, Френсиса Черри. К концу XVI в. усилиями торговцев, миссионеров, дипломатов и путешественников в ряде европейских стран были накоплены разнообразные материалы о Казахстане.
Специфической чертой этнической истории казахского народа являются жузы, возникшие в XVI в. В их основе лежали закрепленные традицией территории пастбищ и маршрутов кочевий, вековые традиции государственных образований и родоплеменных объединений, трансформировавшиеся в этнотерриториальные объединения. При ханах Касыме, Хак-Назаре, Тауекеле, Есиме, Тауке Казахское ханство было централизованным государством, единым политическим организмом, игравшим заметную роль в Центральной Азии.
Консолидирующие ценности
Трудолюбие, честность, культ учености и образования, гражданское равенство, светская страна, толерантность - есть консолидирующие ценности казахстанского общества. Эти непреходящие ценности войдут в образ жизни каждого казахстанца тогда, когда они будут рационализированы и станут частью повседневной жизни. Это станет возможным благодаря деятельности творческой интеллигенции, которая своими изысканиями на основе эпосов, преданий, легенд, сказаний может донести до молодого поколения содержание, ценности и символы «Мәңгілік Ел».
Помимо этого, следует системно изучать феномен идентичности и ее составляющих: этничности, религиозности, культуры, языка. Для этого рекомендуется принять участие в разработке и материалов по внедрению ценностей «Мәңгілік Ел» в учебные программы и исследовательских изысканий по истории Казахстана и общей истории Евразии.
Для общества, в котором бок о бок живут представители множества этносов, чрезвычайно важно хранить свои истоки и вырабатывать на новом этапе развития общие духовно-нравственные ценности. В мероприятия по укреплению единства страны необходимо вовлекать все социальные категории населения в каждом городе, районном центре, сельском населенном пункте, задействовать весь потенциал НПО, коллективов этнокультурных объединений, Дома дружбы и другие структуры АНК. Нужно вместе реализовывать проект «Большая страна – большая семья», создавать региональные культурно-туристические кластеры, разработать Концепцию культурной политики с учетом задач, поставленных в Плане нации.
Как известно, Глава государства особо обратил внимание на то, что все инициативы, включая «Стратегию-2050», новую индустриализацию, программу «Нұрлы жол», Пять народных реформ, «Мәңгілік Ел», рассчитаны на многие годы вперед, и запустить их способен только мощный всенародный механизм. Единство и согласие – вот те источники, из которых черпает силы для новых достижений. Уже сейчас заметен процесс максимального вовлечения казахстанцев в решение общегосударственных задач.
Оралманы
Оралманы – это этнические казахи-репатрианты, переселяющиеся в Казахстан из соседних стран - Китая, Монголии, Узбекистана, России, Киргизии, Ирана, Афганистана, Пакистана и других стран. В период после провозглашения независимости общая численность переселившихся в республику Казахстан оралманов составляет около 750 тыс. человек, а если учитывать их потомков, а также прибывших без помощи государственной программы по переселению — более 1 млн чел (10% всех казахов республики). В настоящее время наиболее высокой концентрацией оралманов отличаются Мангистауская область, Южно-Казахстанская область, Алматинская область, города Алматы, Астана и Тараз.
За годы независимости в Казахстане шел процесс восстановления исторической справедливости по возвращению на родину предков этнических казахов, оказавшихся по разным причинам за границей.
Провозглашенная Лидером нации инициатива по возвращению на родину этнических казахов спустя годы доказала верность, стала верным решением в вопросе консолидации нации. Политика по возвращению в Казахстан представителей коренной национальности, безусловно, способствует консолидации общества. Не иссякающий миграционный поток свидетельствует о росте доверия переселенцев руководству страны, стабильной социально-экономической ситуации, поступательном развитии всех сегментов отечественной экономики.
Политика по возвращению в республику этнических казахов была законодательно закреплена в законах РК «О гражданстве Республики Казахстан», «Об иммиграции», «О миграции населения» с изменениями и дополнениями от 27 марта 2002 года и в постановлении кабинета министров Казахской ССР «О порядке и условиях переселения в Казахскую ССР лиц коренной национальности, изъявивших желание работать в сельской местности, из других республик и зарубежных стран». Возвращение представителей титульной нации признавалось одним из главных приоритетов миграционной политики. Вместе с тем процесс репатриации рассматривается как фактор оздоровления демографической ситуации в стране и увеличения численности населения.
Оралманам со стороны государства оказывается всемерная поддержка в адаптационный период. Это касается трудоустройства, обеспечения адресной помощи, выплаты пособий, предоставления земельных участков, выделения квоты для поступления в вузы. Переселенцам, прибывшим по квоте иммиграции, государство обеспечивает бесплатный проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества, освобождает от таможенных платежей и налогов при переезде, выделяет средства для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий.
Как показало время, большинство оралманов успешно адаптируются к новым условиям места проживания. Это является наглядным доказательством эффективности действующей системы поддержки оралманов на государственном уровне. В 2011 году вступил в силу закон «О миграции населения», в котором предусматривается оказание адаптационных и интеграционных услуг оралманам и членам их семей, что облегчает многие процедуры, связанные с возвращением этнических казахов на историческую родину.
Без «меньшинств»
Для жителей многих стран стремительно глобализирующегося мира характерен поиск своей идентичности. «Кто я?» - спрашивает себя человек и дает на него ответ, исходя из своего отношения к политическим, культурным институтам и символам общества, в котором он живет. К этим символам относятся государство, гражданство, законодательство, территориальное устройство, язык, религия, история.
В Конституции Казахстана, являющемся полиэтничной страной, нет понятия «меньшинства». На исключение возможностей их возникновения была направлена экономическая, социальная политика, этнополитика молодого государства с самых первых дней обретения независимости. Конституция Казахстана гарантирует и обеспечивает равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Все это стало базовой основой формирования общей казахстанской идентичности.
«Единство в многообразии» - на этой на первый взгляд простой формуле зиждется успешность казахстанской модели межэтнического и социального согласия, вызывающая неподдельный интерес во всем мире. Эта формула, провозглашенная Лидером нации, позволяет исключить возможные противоречия между идентичностью гражданской и национальной в самых разных сферах общественной, культурной, духовно-идеологической жизни государства.
Согласно казахстанской Конституции каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Благодаря конституционной поправке, принятой в 2007 году, решен вопрос и об этническом представительстве в парламенте страны. Девять депутатов Мажилиса стали избираться от Ассамблеи народа Казахстана. При этом депутаты от АНК призваны представлять и защищать интересы не каких-либо отдельных этносов, пусть даже наиболее крупных, а всего полиэтничного и поликонфессионального народа Казахстана. Вместе с тем эта группа депутатов призвана выступать экспертами при принятии многих законопроектов, затрагивающих чрезвычайно тонкую сферу межэтнических отношений.
Общеизвестно, что своего рода отражением происходящих в стране изменений является уровень гражданской идентичности. Это некая «лакмусовая бумажка» консолидации общества, солидарности общественных сил, определенное условие целостности государства. Гражданская идентичность измеряется доверием к окружающим, участием в общественных акциях, проявлениями солидарности, ответственностью за дела в стране, готовностью действовать во имя ее интересов.
В своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил: «Нам нужно продолжить работу по формированию исторического сознания нации. Всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нашего народа». Поэтому реализация «Плана нации - 100 шагов» будет способствовать дальнейшему укреплению стабильности, согласия и формированию казахстанской идентичности.

Біздің Telegram-парақшамызда Қазақстанның маңызды жаңалықтары. Жазылыңыздар!


Материалды әзірлегендер: