«15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей»

15 Марта, 2016, 10:00 1789
  • Видео

Уважаемые пользователи!

15 марта в 10:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн – конференция на тему: «15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей». У нас в гостях - председатель Комитета по защите прав потребителей МНЭ РК Алиакпар Матишев.

Ведущая: Доброе утро, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz.  И вы присоединились к прямой трансляций из нашей студии.  15 марта – это Всемирный день защиты прав потребителей. И в честь этой знаменательной даты у нас  сегодня в гостях председатель Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан Матишев Алиакпар Болатович. Здравствуйте!

А.Матишев: Здравствуйте! Добрый день всем.   Мне тоже очень приятно сегодня находится в этой студии в этот особенный день – день,  как для потребителей и для нашего органа.  Потому что сегодня всемирный день  защиты прав потребителей. Все мы, так или иначе, являемся потребителями в независимости от того, где мы находимся, и где мы работаем. Поэтому мы 24 часа в сутки все являемся потребителями. Поэтому данная сфера, наверное, интересно всем нам.

Ведущий: Спасибо большое, что согласились на беседу у нас в студии. Скажите, Алиакпар Болатович, под каким девизом проходит Всемирный день защиты прав потребителей в 2016 году, и насколько эта  тема актуально для Казахстана?

А.Матишев: Этот день в этом году во всем мире проходит под эгидой «Исключить антибиотики из меню». И то, что сегодня мы  в Казахстане, учитывая возраст нашего комитета, мы молодой орган - всего 2 года. Полагаю, что за это время Казахстан добился определенных результатов. Вообще антибиотики сегодня актуальная тема во всем мире.  И вопрос этот вполне серьезно поднимается. Сегодня мир озабочен вопросами безопасности продукции и безопасности своего здоровья. Здоровье и  сохранение  его во многом зависит от того, что мы потребляем, и что находится в нашем организме. Поэтому сегодня многие производители в погоне за прибылью уже производят не добросовестную продукцию. Наша и цель наших коллег - это выявлять и находить такую продукцию, и доводить такую информацию до потребителей. Как я сказал, мы достигли  определенных успехов. И результатом нашей стороны, наверное, является то, что в этом году  в Казахстане будет проходить юбилейная тридцатая сессия всемирного коллегиального совета Кодекса Алиментариус. Это Кодекс Алиментариус орган Всемирной организации здравоохранения, и делает стандарты и рекомендации по безопасности пищевой продукции. Здесь будет присутствовать около 56 стран. Они пришлют своих делегатов, и будут подниматься вопросы безопасности пищевой продукции. Как дальше двигаться, и что дальше делать, и какими механизмами выдвигать – вот такие вопросы будут решаться. Мы говорим про антибиотики. И производители изощряются и находят другие механизмы изобретения антибиотиков трудно находимых в продуктах. Мы полагаем, что Европейская  сессия выбрала место Казахстан. Это, наверное, доверие к той системе, которая сегодня в Казахстане, и  тем шагом предпринимает наше государство в пищевой безопасности и по защите прав потребителей.

Ведущая: Хорошо, спасибо за небольшой экскурс по результатам работы комитета. Сначала  2015 года Правительство отменило плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. И в этой связи хотелось бы узнать, не ухудшилось ли положение потребителей, и о чем говорит статистика?

А.Матишев:  Мы делаем постоянный мониторинг жалоб в сфере потребителей, и мы знаем пятерку сфер, где происходит больше всего нарушении прав потребителей.  И сфера розничной торговли входит в эту тройку. Торговля - это очень большая и многогранная сфера. И самые большие нарекания - это просроченный товар, и розничная сеть  делает скидки и сезонные распродажи. А на самом деле потребитель сталкивается с тем, что нет никакой скидки. На ценнике одна цена, а на кассе другая цена. То есть, идет явный обман, недобросовестное рекламная конкуренция, отношение к потребителям. И я бы хотел сказать, что в данной ситуации многое зависит от осведомленности потребителей. Вот вы задали вопрос о проверках. За данный промежуток времени, конечно, до этого было очень много нареканий  от бизнеса,  что  государство их часто проверяет. Но за это время участились жалобы от потребителей о нарушении их прав. И нас подталкивали,  чтобы мы проверяли и принимали какие то меры. За этот промежуток времени я бы хотел сказать, потребитель стал  намного грамотнее, и знает свои права. Нам это очень приятно, что потребитель стал сильнее. И своей позицией он подталкивает производителя, чтобы он тоже стал более добросовестным. И вот такая аксиома баланса интересов.  Если сильный потребитель, то будет сильный производитель и сильный бизнес. Естественно, если слабый потребитель, то и слабый бизнес, то есть, слабое качество и угроза безопасности.

Ведущая: Вот вы упомянули о таких случаях, когда цена на чеке отлична от цены,  с которой мы сталкиваемся на кассе. Скажите, что надо делать в таких ситуациях потребителю?

А.Матишев:  В данном случае потребителю необходимо считать деньги не отходя от кассы, и сопоставить свой чек с тем, что было заявлено на товарной полке или на ценнике. Если вы это обнаружили претензии к продавцу, и он должен вернуть товар или разницу. Поэтому мы вам советуем хранить чеки до прихода домой, и  до тех пор, пока в этом не убедитесь. А мы как поступаем, выходим, чек выкидываем, и в последствий не докажешь. Поэтому, будьте внимательны, и знайте свои права.

Ведущая: По закону каждый потребитель имеет право вернуть товар в течение 14 календарных дней, кроме законодательно закрепленных случаев.  Скажите, как быть, если продавец отказывается принимать товар или уплачивать принимаемую сумму?

А.Матишев:  Здесь я могу сказать, есть 2 способа. Первый путь, если у потребителя есть время этим заниматься, он должен сам решить и заниматься. А если нет времени, то обратиться в общественный совет по правам потребителей или в наш комитет с предоставлением фактов о нарушений.

Ведущая: В целом, сколько времени занимает такая процедура?

А.Матишев:  Если данный фактор по закону о медиации и механизмов досудебных спор, этот процесс не займет много времени. Этот механизм намного короткий и оперативный, если производитель или продавец соглашается с этим. Если не соглашается, естественно, будет подача иска в суд, и займет более длительное время.

Ведущая: Хорошо, спасибо. Я знаю, что деятельность комитета, которую вы возглавляете, не ограничивается исключительно защитой прав потребителей. Поэтому, давайте поговорим о санитарном эпидемиологическом аудите.

А.Матишев:  Это, конечно, очень интересное и новое  направление. И я даже сказал бы, это ноу-хау в нашей деятельности. Сегодня мы бизнесу  предложили механизм, по которым они могут внедрить санитарно-эпидемиологический аудит. Что такое санитарно-эпидемиологический аудит? Это заключение – свидетельство, которое получают только те производители, услугодатели, которые отвечают всем нормам санитарно-эпидемиологических норм. Тот бизнес, который внедрил аудит, он освобождается от проверок,  который мы проводим по выявлению нарушений. Я бы хотел сказать, что каждый бизнес, который внедрил себе санитарный аудит, и потребитель увидит на стене и на рекламном баннере этого производителя, что данный производитель имеет свидетельство аудита, то может доверять этому продавцу или производителю. И своей стороны производитель гарантирует удобства потребителю. Тому услугодателю, который имеет свидетельство – ему можно доверять.

Ведущая: Хорошо, спасибо!  Это показатель. Сейчас на рассмотрении Парламента лежит законопроект о защите прав потребителей. Скажите, что в нем нового, и какие изменения он внесет в данное законодательство?

А.Матишев: Я  бы хотел сказать, что Казахстан на постсоветском пространстве самым первым принял Закон о защите прав потребителей. И это было в 1991 году. Также хотел бы сделать акцент в том, что наша страна делает большие подвижки в части законодательство по  защите прав потребителя. Принятие данного закона позволит усилить  существующую систему прав потребителей. И как я говорил, ранее он будет учитывать баланс, как потребителей, так и производителей.  И повысит роль и усиление общественных объединений,  которые защищают права потребителей. И обяжет производителя указать все данные про товар.

Ведущая: После информационных сообщений комитета об изъятии или запрещении тех или иных продукции, появляются такие опасения, в какие магазины, рестораны можно ходить. Скажите, где брать достоверную информацию потребителю о соответствующих заведениях?

А.Матишев: Только на нашем сайте. Занимаясь защитой прав потребителей, мы очень большое внимание уделяем нашему сайту. И мы полагаем это самый короткий путь, чтобы информировать потребителя. Здесь мы проводим серьезную работу,  и указываем,  потребитель должен проявить настороженность. Товар, который  имеет какие-то сомнения, указаны в нашем сайте. Также мы ведем реестр несоответствующих продукций. Это первое. Также мы сотрудничаем с общественными объединениями, и также хотелось бы сказать, что очень приятно, что в нашей стране существует очень серьезная и активная позиция. Например, казахстанский фонд защиты потребителей  на сегодня делает по своей инициативе рейтинг товара, и выявляет недостатки и преимущества. И вот такие предложения, какой товар лучше или хуже дает большую информированность потребителя.

Ведущая: Алиакпар Болатович, скажите, какое количество общественных объединений по защите прав потребителей действует на сегодняшний день в Казахстане?

А.Матишев:  На сегодня в Казахстане  существует порядка 170 общественных объединений, с которыми мы имеем тесную связь во всех регионах Казахстана. Они тоже дают свои предложения и советы, где и что  улучшить.

Ведущая: И  напоследок хотелось бы у вас узнать, имеется ли у вас какой-то определенный универсальный совет для всех казахстанцев?

А.Матишев:   Я  бы хотел сказать, как уже потребитель к потребителю, или как орган, защищающий права потребителей, чтобы потребитель всегда знал «потребитель всегда прав»! Чтобы удостоверится в этом, прочитайте закон  он защите прав потребителей один раз. Ведь когда мы покупаем товар, мы же читаем инструкцию на него. И вот данный закон  совсем небольшой, но принесет большую пользу для нас всех. И хотел бы сказать, от информированности потребителя производитель будет выпускать более качественную, безопасную продукцию.

Ведущая: Следовательно, можно достичь более высоких показателей при содействии потребителей и услугодателей?

А.Матишев: Как мы сегодня говорили, если потребитель  будет говорить, что ему нужно и указывать на недостатки товара, то полагаю, данное предложение будет полезно и самому бизнесу в улучшении товара, и вырастет конкурентоспособность товара.

Ведущая: Алиакпар Болатович, спасибо большое за ваши ответы. Хотелось бы поздравить вас, ваших коллег и комитет с профессиональным праздником. И пусть все намеченные цели будут  достигнуты.

А.Матишев: Мне бы хотелось поздравить всех нас, ведь мы все являемся потребителями. И чтобы мы знали свои права и возможности. От этого всем станет лучше и приятнее жить.

Ведущая: А вам всем, нашим пользователям, хотим напомнить, что за самой достоверной информацией вы можете обращаться к BNews.kz.

Похожие новости