Доля иностранных инвесторов достигла 30% в проектах ГЧП

30 Августа, 18:50 672
  • Видео

Казахстанских бизнесменов призывают не боятся участвовать в реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства. На сегодня в стране заключено более 560 договоров на сумму более 1 трлн. тенге, где 30% приходится на долю иностранных инвесторов. Основные сферы, где сегодня идет реализация проектов ГЧП – образование, здравоохранение и спорт. Также государство ждет на подмогу предпринимателей в таких сферах энергетика, зеленая экономика и сельское хозяйство. Об актуальных вопросах сотрудничества бизнеса и государства в проекте Bnews Online рассказывает исполнительный директор по работе с инвесторами АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Толып Адепхан.

Это «Bnews Online» меня зовут Дамир Айдаров, здравствуйте. Государственно-частное партнерство – это один из сравнительно новых инструментов сотрудничества между государством и бизнесом, который уже себя зарекомендовал: в рамках механизма ГЧП заключено более 500 договоров на сумму более 1 триллиона тенге. Инвестировать в проекты хотят и иностранные предприниматели. Какие сферы привлекательны для зарубежных инвесторов, мы будем сегодня обсуждать с нашим гостем – это исполнительный директор по работе с инвесторами АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Толым Адепхан. Добрый день, Толым.

Т.Адепхан: Добрый день, Дамир.

Д.Айдаров: Итак, начнем наше интервью. В развитых странах, в том числе в большой семерке по реализованным проектам ГЧП лидируют такие сферы, как здравоохранение, образование, строительство дорог. Причем зачастую имеется своя приоритетная отрасль по использованию инструментов ГЧП. Какие приоритетные отрасли для государственно-частного партнерства существуют в нашей стране на сегодня?

Т.Адепхан: Если смотреть по статистике, то на 1 июля 2019 года, то есть, приоритетными отраслями, которые были выбраны бизнесменами – это были непосредственно образование, здравоохранение и спорт. То есть, эти три сектора экономики, они лидируют в ГЧП сейчас, на данный момент. Но также дополнительно нами ведутся работы по актуализации проектов ГЧП в сфере энергетики, зеленой экономики и также сельского хозяйства.

Д.Айдаров: Если брать строительство, спорт – предприниматели приходили, заключали договоры и помогали строить детские сады, школы?

Т.Адепхан:  Да. Смотрите, если 2016 год взять, грубо говоря, это год именно дошкольного образования. Именно в этой сфере было заключено наибольшее число контрактов по ГЧП. То есть, на тот момент самая популярная сфера – это было строительство и эксплуатация детских садов. Позже, в 2017 году, показатель перерос в сторону здравоохранения, то есть, тогда начали строиться первичные медико-санитарные объекты ПМСП. Они были построены частными партнерами, которые непосредственно из числа казахстанских бизнесменов. То есть, малый и средний бизнес активно участвовал в этих сферах. С2018 года уже актуализация пошла в сферу спорта - это строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в малых городах, где практиковался большой интерес со стороны населения именно к разным видам спорта.

 Д.Айдаров: Все проекты государственно-частного партнерства имеют одну общую главную особенность – это большой срок возврата инвестиций. В чем преимущества ГЧП для бизнеса и для государства?

Т.Адепхан:  Само по себе ГЧП затрагивает те области, за которые непосредственно несет ответственность государство. И в этой связи бывают такие моменты, что у государства запланированы определенные объекты на строительство, но ввиду того, что лимит бюджетных средств, эти объекты приходится откладывать на потом. Здесь приоритет отдается  ГЧП почему? ГЧП дает возможность государству снизить нагрузку на бюджетные средства и тем самым использовать средства инвесторов, частных предпринимателей для того, чтобы ввести в эксплуатацию тот или иной объект. И в этом направлении, конечно, для бизнеса какие преимущества? Чаще всего приходят бизнесмены в ГЧП, которые уже имеют и обладают определенным опытом работы в данной сфере, и они бы хотели бы расширить свой рынок. И в этой связи они больше втягиваются в проекты государственно-частного партнерства, так как, во-первых, проект ГЧП регистрируется при Комитете казначейства и, соответственно, контроль за соблюдением обязанностей со стороны государства очень высокий. И бизнесмену, в принципе, нечего бояться касательно того, участвовать в проекте или нет, поскольку государственный партнер может быть тем самым партнером, который будет устойчивым на протяжении всего контракта.

Д.Айдаров: Механизм государственно-частного партнерства был направлен, прежде всего, на снижение нагрузки на бюджет в реализации тех или иных инфраструктурных проектов. Если возвращаться еще раз к первому вопросу, какие сферы ГЧП наиболее привлекательны для инвесторов сегодня?

Т.Адепхан:  Наиболее привлекательные – это здравоохранение, спорт и сфера образования. Но в сейчас интерес инвесторов зависит от того, насколько они информированы о возможности реализации проектов ГЧП в той или иной сфере. И соответственно, наша работа заключается непосредственно не только в подготовке какой-то проектной документации или проектных решений. Нет, мы полностью взаимодействуем с государственными органами, чтобы найти решение по тем вопросам, которые еще никак не были проработаны с государственной стороны в части законодательства и нормативно-правовых актов.

Д.Айдаров: Государственно-частное партнерство – это одна из новых форм по поиску инвестиций. Каким образом удается привлекать в сектор ГЧП зарубежных инвесторов? Откуда они узнают о наших проектах?

Т.Адепхан:  Информированность иностранных инвесторов – это вопрос острый, потому что чаще всего это требует очень большого труда. Мы, например, сами как «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» мы непосредственно взаимодействуем с другими центрами ГЧП по всему миру. Например, это южнокорейский центр ГЧП, который непосредственно занимается проектами, также китайский, филиппинский, турецкий центры ГЧП, также есть охват полностью СНГ. Со всеми этими странами у нас подписаны меморандумы о сотрудничестве и взаимодействии и в этой связи, в случае у нас каких-то определенных проектов, мы обязательно делимся ими, которые на стадии инициации, и, соответственно, в наши партнеры оказывают нам содействие в поиске инвесторов.

Например, две недели назад мы подписали меморандум с филиппинским центром ГЧП, уже начали активное взаимодействие по формированию базы тех инвесторов, которые участвовали в филиппинских проектах. И теперь на следующей неделе у нас ожидается подписание с китайским центром ГЧП, непосредственно в рамках работы программы «Один пояс – один путь», по привлечение инвесторов на территорию Казахстана, именно в проекты ГЧП.

Но дополнительно надо сказать, что чаще нас приглашают на разные форумы и конференции, где мы непосредственно занимаемся сбором информации от местных исполнительных органов, центральных исполнительных органов, чтобы подготовить материал для инвесторов, которые могли бы более или менее заинтересовать их в участии в проектах.

Например, у нас есть одна компания – они часто приглашают нас на свои конференции, в частности, это сеть инфраструктурного развития и ГЧП, там предусмотрено участие азиатских стран и Тихоокеанского региона. В данных форумах мы полностью презентуем наши проекты и непосредственно взаимодействуем с инвесторами об информированности.

Но также стоит отметить, что 22 мая по поручению Правительства у нас был создан «Офис одного окна», который непосредственно взаимодействует с инвесторами, теперь им не нужно взаимодействовать с какими-то государственными органами - они могут напрямую к нам обращаться за получением информации. Им не нужно ходить в какие-то инстанции дополнительно. При заинтересованности в реализации определенных проектов, которые будут посредством частной финансовой инициативы –  в данном случае мы можем полностью сопроводить проект до подписания договора без взаимодействия, то есть, с госорганами.

Частный партнер только видится с глазу на глаз с госпартнером в момент подписания договора. До этого момента у нас охват происходит –  анализ рынка, потребностей, выявление макроэкономических факторов, которые влияют на проект и, соответственно, происходит подготовка финансового отчета для инвестора и будущих его денежных потоков.

Д.Айдаров: На сегодняшний день сколько заключено договоров с иностранными инвесторами?

Т.Адепхан:  Из 566 договоров около 30% - это иностранные инвесторы, то есть, это необязательно крупные инвесторы, но это малый и средний бизнес зарубежный. В частности, это европейские страны, восточно-европейские страны, сейчас участвуют активно у нас в сфере спорта.

Д.Айдаров: То есть, они помогают строить спортивные центры?

Т.Адепхан:  Да, спортивные объекты, и позже управлять этими объектами на территории Казахстана.

Д.Айдаров: А какой в целом механизм государственно-частного партнерства – то есть, инвестор приходит, то он делает дальше?

Т.Адепхан:  Есть два понятия ГЧП – это либо государственная инициация, либо частная инициация проекта. В случае государственной инициации, чаще всего, государственные органы уже имеют свои бизнес-планы, проекты договоров, проходит извещение о проведении конкурса на тот или иной проект. И такие проекты у нас сайте «Казахстанского центра ГЧП» обновляются на ежемесячной основе. Соответственно, любой заинтересованный инвестор может зайти к нам на сайт, посмотреть, какие проекты есть в Казахстане и какие инициируются в регионах.  То есть, там уже можно выставлять фильтры – какой проект, какая отрасль, что интересует. Ну, и также может он оставить заявку на подбор проекта инвестором.

А в случае частной финансовой инициативы – здесь уже инвестор непосредственно сам предлагает проект, который он бы хотел реализовать в рамках государственно-частного партнерства. И данные проекты – они непосредственно в разных отраслях, но, конечно, есть свои тонкости в части законодательного регулирования и в части подготовки и прохождения этапов согласования. В этой части мы полную поддержку оказываем инвесторам.

Д.Айдаров: Общая сумма заключенных договоров, как вы сказали, по механизму государственно-частного партнерства составляет более 1 триллиона тенге, самих договоров заключено более 550. Учитывая, что в Казахстане зарегистрировано сегодня более 1 миллиона субъектов малого и среднего бизнеса, означает ли это, что нет большого желания со стороны казахстанских бизнесменов вкладывать свои средства в инфраструктурные, социальные проекты?

Т.Адепхан:  Да, такая проблема, она существует. Конечно, мы ее решаем. Со стороны малого и среднего бизнеса Казахстана - они немного со страхом идут к этому решению, участию в ГЧП, так как иногда бывает, что госорганы непрозрачно объясняют конкурсные процедуры, как оно проходит и так далее. На прошлой неделе мы переговаривали с руководством Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» для формирования списка добросовестных инвесторов, то есть, казахстанских инвесторов, которые могли бы участвовать или были заинтересованы в проектах ГЧП. Согласно этому списку мы будем уже подбирать для них и проекты, и партнеров, которые иностранные, могут вместе зайти, как в консорциуме, в проекты ГЧП.

Д.Айдаров: То есть, сегодня малому и среднему бизнесу не нужно бояться приходить, изучать…

Т.Адепхан:  Да, конечно, однозначно. Они могут непосредственно уже к нам, в «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» обращаться по любым интересующим вопросам. Мы всегда полностью разъясним все законодательные процедуры, как реализуются, какие меры государственной поддержки существуют, как проводится контроль исполнения обязанностей в рамках договора ГЧП. После того, как они полностью получат информацию, они поймут, насколько это прозрачно и никаких барьеров там не существует.

Д.Айдаров: Ожидаются ли сегодня изменения на законодательном уровне, чтобы улучшить работу сектора ГЧП?

Т.Адепхан:  Законодательные нормы – каждые полгода мы постоянно делаем апдейт, то есть,  обновление идет. Сам принцип идет на основании того, что есть либо тот инвестор, который уже участвует в проектах ГЧП, или государственный орган, который уже столкнулся с определенной проблемой именно в части законодательства, где не урегулирована та или иная функция государства или частного партнера. И в эти моменты, да, мы полностью подготавливаем, делаем сбор информации в части этих ограничений и формируем предложение по изменению норм законодательства или нормативно-правовых актов.

Д.Айдаров: Толым, благодарю Вас за интервью, что Вы пришли к нам в студию и согласились ответить на наши вопросы. Мы на этом с вами прощаемся, всего доброго. Читайте  новости на портале Bnews.kz, до свидания!

Новости партнеров
Loading...

Похожие новости