«Исследования в области строительства автомобильных дорог в свете реализации программы «Нурлы жол»

18 Ноября, 2015, 17:00 966
  • Видео

Уважаемые пользователи!
18 ноября в 17:00 в студии портала BNews.kz состoялась онлайн-конференция с участием Президента АО «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт», почетного дорожника Казахстана и СНГ Багдата Телтаева на тему «Исследования в области строительства автомобильных дорог в свете реализации программы «Нурлы жол».

Ведущая: Добрый день, уважаемые пользователи. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Тема нашей сегодняшней прямой трансляции «Исследования в области строительства автомобильных дорог в свете реализации программы «Нурлы жол». Представляю вашему вниманию спикера сегодняшей трансляции президента АО «Казахстанского дорожного научно-исследовательского института» Телтаева Багдата Барханбайулы. Добрый день!

Телтаев Б. Добрый день!

Ведущая: Рада приветствовать вас сегодня в нашей студии. Спасибо, что нашли для нас свободное время в своем плотном графике в рамках приезда в Астану! Хотелось бы перейти непосредственно к вопросам. В этом году Казахстанскому дорожному научно-исследовательскому институту исполнилось 56 лет. Это достаточно большой срок. Практически полвека. И в этой связи можете рассказать об основных достижениях института за этот период времени.

Телтаев Б. 56 лет назад постановлением совета министров Советского Союза наш институт был организован как казахский филиал всесоюзного дорожного научно-исследовательского института СоюздорНИИ для решения вопросов, связанных с совершенствованием метода корректирования и строительства, эксплуатации автомобильных дорог в разнообразных климатических условиях регионов Казахстана. Вот с тех пор неустанно в течение 56 лет наш институт занимается вопросами инновации, разработкой новых технологии и конструкцией для дорожного строительства Республики Казахстан. 50 лет это достаточно долгая и богатая история. Очень много было побед в истории нашего института. Особенно в течение последних 10 лет мы существенно прорвались вперед. Наши разработки и наших специалистов узнают не только в странах бывшего Советского Союза. Имя нашего института известно далеко за пределами стран бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья. Буквально на той неделе я возвратился из Японии, принимал участие в XV Азиатской региональной конференции. Мы в очередной раз доложили результаты исследования последних лет, получили высокую оценку специалистов из разных стран мира. Поэтому о наших достижениях говорить можно много. Существенно улучшилась лабораторная база, материальное обеспечение улучшилось, кадровый состав также пополнился. В последние годы мы много принимаем молодых специалистов с тем, чтобы в дальнейшем молодые наши коллеги могли наравне с нами проводить разные научные исследования.

Ведущая: Спасибо большое! Конечно, у института очень богатая история за такое время. Насколько мне известно, основной деятельностью КаздорНИИ является проведение исследовании в области проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатаций автомобильных дорог в специфических, природно-климатических условиях нашей республики. И в этой связи хотелось бы узнать об особенности казахстанского климата и других факторов, которые влияют на автомобильные системы нашей страны.

Телтаев Б. Хороший и практически важный вопрос. Вот как раз это именно специфика природно-климатического условия Казахстана, территорию Казахстана и дорожные строительства в Казахстане делается особенно. Давайте приведем такой пример. Одним из самых наиболее расперстрённых дорожных материалом является асфальтобетон. Он используется для устройств покрытия верхнего слоя покрытия современных автомобильных дорог, скажем, высших технических категории. И вот от качества асфальтобетонного покрытия зависит практически большая часть качества и долговечности автомобильной дороги в целом. И если взять этот асфальтобетон, в составе асфальтобетона в качестве вяжущего материала применяется битум. Это специфичный материал, получаемый из остатка нефти по специальной технологии. Имеются стандартные показатели, регламентируемые требования к свойствам битума. Если этот асфальтобетон с определенным битумом взять, подобрать состав асфальтобетона для южных условий Казахстана, скажем, для окрестностей города Шымкент, и этот подобранный для этого климата асфальтобетон нельзя без внесений изменений использовать для условий Усть-Каменогорска. Почему? Потому что в зимний период, в первый же холод этот асфальтобетон растрескается. Появляются так называемые температурные трещины. Если мы для условий Астаны подберем состав определенного асфальтобетона, нельзя, не делая нужной корректировки рекомендовать его для условий Алматы. Почему в летний период этот асфальтобетон может дать калию, понимаете? Поэтому практически любая географическая точка территории Казахстана требует индивидуального подхода при подборе дорожно-строительных материалов, особенно асфальтобетонных с применением битумных материалов. Теперь, если говорить об эксплуатации автомобильных дорог, например, для южных регионов Казахстана, где зима бывает мягкой, количество выпавшего снега относительно меньше, по сравнению, чем на севере и на востоке. Представьте, механовооруженность дорог эксплуатационных организации, составы техники для поддержания эксплуатационной службы, конечно, должны быть разными для зимнего периода в южных условиях и для северных условий. Видите, здесь мы, приводя только 2 показателя, сразу выяснили сильную дифференцированность в отношении них в разных климатических условиях. Поэтому специфика климатических условий Казахстана очень серьезная, и считаться с ними нам необходимо, чтобы строить хорошие дороги, затем поддержать нужным эксплуатационное состояние этой же дороги.

Ведущая: Спасибо большое за такой комплексный ответ. Институтом была создана отечественная система диагностики автомобильных дорог и мостов. Что предоставляет данная система?

Телтаев Б. Данная система представляет собой электронную базу, то есть базу данных в компьютере. Периодически мы выезжаем на определенные участки автомобильных дорог республиканского значения. В составе этих дорог имеются мосты разных классификации. Специалисты нашего института выезжают на участки автомобильной дороги, обследуют. Имеются у нас нормативные документы, регламентирующие состав и порядок выполнения работ по диагностике участков автомобильных дорог и мостов. Таким образов электронный банк данных пополняется постоянно. И затем специалистами обрабатываются, анализируются, устанавливаются нужные зависимости между важными показателями состояния автомобильных дорог. Этот же банк данных может использоваться при назначении видов, и очередности ремонтных дорог. Этот же банк данных может использоваться при назначении объема финансирования ремонтных работ, и для решения многих для дорожной отрасли вопросов.

Ведущая: Спасибо. Какая работа проводится институтом в свете реализации программы «Нурлы жол»?

Телтаев Б. Проводится очень огромная работа. Наш институт принимает участие в реализации практически всех проектов, предложенных Главой государства. Давайте начнем со строительства первой автомобильной магистрали Астана – Бурабай. Эта же дорога была построена по предложению Главы государства. И в 2009 году 15 ноября сам Глава государства Н.А. Назарбаев принимал эту дорогу, и давал высокую оценку качестве этой дороги. В тот же день 15 ноября 2009 года тогдашнему Министру транспорта и коммуникации, нынешнему руководителю Федерации профсоюзов Казахстана Абельгази Калиакпаровичу Кусаинову сказал: «Әбілғазы, тақтайдай жол салыпсыңдар! Осы қарқынды тоқтатпай Батыс Қытай, Батыс Еуропа жолын салыңдар!» Это было со стороны Главы государства высокой оценкой качеству построенной первой в истории Казахстана автомагистрали Астана – Бурабай. И в то же время было задачой на перспективу. То есть, на строительство международного транспортного коридора Западная Еуропа-Западный Китай. Вот теперь сегодня, спустя уже 6 лет мы большую часть международного транспортного коридора построили. Немножко спустя Н.А.Назарбаев сказал, какой бы кризис не был, я главные дорожные проекты не буду востанавливать. Видите? Глава государства видел, что направления инвестиции именно на крупные дорожные проекты, особенно трансконтинентальные проекты как Западная Европа-Западный Китай, именно такой шаг кризисный год может стать рывком для преодоления мирового кризиса в то время. После того времени каждый год в своем ежегодном послании Глава государства обязательно указывал перечень дорог, реконструкцией которых надо заниматься дорожникам Казахстана. И все это отношение к автомобильным дорогам, уверенное знание того, что именно реализация крупных дорожных проектов, то есть вывод страны из бездорожья приведут к экономическому росту, вот уверенность Главы государства именно в таком решении привел к чему? К появлению крупного проекта «Нурлы жол». Вот сейчас наш институт работает практически на всех дорожных проектах, указанных в проекте «Нурлы жол». В частности, на автомобильной дороге по направлению центр-восток, мы в этом году дали рекомендацию на массовые применения полимерно-битумного вяжущего. В частности, рекомендуем 2 вида. Это битум, произведенный в Павлодарском нефтехимическом заводе, и с применением американского полимера и бутанола. Вот эти полимеры и их свойства задолго до этого были изучены в нашей лаборатории нашего института. Эти полученные результаты мы проанализировали, сопоставили с другими полимерно-битумными вяжущими, и окончательно пришли к выводу о том, что 2 этих вида полимерно-битумного вяжущего применимы вполне для северных условии территорий Казахстана.

Ведущая: Из ваших слов можно понять о том, что НИИ работает непосредственно в связи с производством. Можете рассказать об этом сотрудничестве?

Телтаев Б. Знаете, сегодня мы можем сказать, что практически все наши работы и результаты всех наших работ направлены на улучшение качеств автомобильных дорого республики. Результаты, полученные нами и нашими специалистами в наших лабораториях, на наших опытных участках, все они направлены на производство. Сегодня можно сказать, практически ни один положительный результат у нас не остается на полке. Все они направлены на внедрение в производстве. Где-то какой-то объем в меньшем объеме, а какой-то более в большом масштабе. Таким образом, мы все имеем продуктивный контакт с производственниками, специалистами по эксплуатационной работе дорог, по реконструкции автомобильных дорог. Таким образом, можно сказать, что наш институт не только чисто научный, но и научно-производственный институт по содержанию. То есть, все инновации, исследования, разработанные технологии, материалы конструкции, все они направлены на производство, и они реализуются с помощью производственников, строителями, дорожниками.

Ведущая: Спасибо большое за такой комплексный ответ! Хотелось бы перейти к такому вопросу. Вы не раз упоминали о том, что в производстве автомобильных дорог используется такой материал, как битум. Относительно недавно был произведен запуск установки по производству модифицированного битума. Запуск данного механизма является инициативой Главы нашего государства. Хотелось бы узнать, как это повлияет на строительство автомобильных дорог и их качества?

Телтаев Б. Очень хороший вопрос. Я немножко начал историю этого вопроса. Вы правильно отметили, что строительство этого специализированного битумного завода в городе Актау – это было предложением Главы государства. Еще в 2010 году в составе государственной делегации я принимал участие в подписании контракта между Казахстанской и Китайской стороной по финансированию, то есть по реализации этого проекта. В то время наш институт был определен организацией, который должен был разрабатывать требования к выпускающим в будущем битуму, и полимерно-битумному вяжущему. С тех пор и по сей день, мы занимаемся этим важным для нашей страны вопросом. До строительства этого завода выпускали битум Павлодарский нефтехимический завод, чуть в меньшем объеме Алматинский асфальтобетонный завод, и другие заводы. Но все потребности дорожного строительства на битум эти заводы вместе взятые не покрывали и не удовлетворяли. Поэтому, уже с запуском этого завода сегодня мы практически от битума, ни от какой страны не зависим. То есть, практически наша потребность в битуме полностью перекрыта полностью. Как вы уже отметили, этот завод сделал еще один большой шаг. Он стал выпускать не только чистый битум, но и полимер модифицированный бетон. Наши многолетние исследования показывают, что при правильном подборе вида и количества полимеров с учетом природно-климатических условии к конкретной местности, свойства асфальтобетонного покрытия существенно улучшается. Сегодня мы можем сказать, что мы в этом году проанализировали наши многолетние результаты по изучению свойств битумов, полимерно-битумных вяжущих, полимер асфальтобетонов, и результаты диагностики автомобильных дорог в разных климатических условиях Казахстана. Мы в этом году сделали важное и практическое предложение комитету автомобильных дорог. Если в составе верхнего слоя асфальтобетона мы применяем какой-либо правильно подобранный полимерно-битумный вяжущий, то расчетный срок службы такой конструкции автомобильной дороги продлеваем на 2 года. Это колоссальный экономический эффект.

Ведущая: Это очень яркие достижения.

Телтаев Б. И вот как раз тот факт, что в нужном объеме Актауский завод, построенный по заданию Главы государства, будет выпускать уже отечественный полимерно-битумный вяжущий, это, мы думаем, существенно улучшит качество наших дорог сегодня и в будущем.

Ведущая: Работа на перспективы. Ну и в заключение хотелось бы задать вопрос, сегодня 18-ноября и завтра 19-ноября в Астане будет проходить выставка, которая была организована КаздорНИИ. Расскажите, пожалуйста, об этом мероприятии.

Телтаев Б. Мы являемся одним из организаторов этой конференции. Конференция действительно будет проходить сегодня и завтра. Конференция имеет международный масштаб. В ней принимают участие не только специалисты дорожной отрасли Казахстана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Организованы несколько секции по разным тематикам. В настоящее время эти секции плодотворно работают. В частности, организована секция, называемая «Техническая секция. Опыт применения полимерно-битумных вяжущих и геосинтетических материалов». Само собой эти полимерно-битумные вяжущие – это важные материалы, мы об этом сказали. Еще есть целый класс инновационных материалов, так называемый геосинтетические материалы. Они имеют разные функциональные назначения. И наш институт тоже имеет огромный опыт по испытанию и опытному применению, а также серийную применению разных видов геосинтетических материалов. И вот сегодня мы специалисты решили в отдельной секции уже поделиться полученным и имеющим нашим опытом. Также выставка в экспо-центре «Корме» практически отведенный наш блок? Наш зал полностью заполнен экспонатами. Свои результаты здесь выложили много организации. И в течение двух дней они будут демонстрировать свои результаты. Это выставка и конференция в рамках этой выставки проводится ежегодно. Знаете, мы как научный институт ежегодно принимаем участие в этой выставке и конференции. Наши связи укрепляются из года в год с производственниками. Эта выставка и конференция стали площадкой для обмена полезной информацией, площадкой для нахождения новых контактов. То есть, одним словом, можем сказать, что выставка и чисто производственникам, и ученым-исследователям дает положительные эффекты.

Ведущая: Спасибо вам большое за все ваши ответы, за нашу состоявшуюся беседу. К сожалению, время подошло к концу. Желаю вам всех успехов и достижения намеченных целей.

Телтаев Б. И вам спасибо большое.

Ведущая: Ну, а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания!

Читайте также

Рекомендуем
Чем опасна покупка лекарств без рецептов, рассказала столичный врач 456

Похожие новости