«Как изменит программа «Нурлы жол» логистику Казахстана?»

25 Августа, 2017, 11:00 1970
  • Видео

Уважаемые пользователи! 25 августа в 11:00 в студии BNews.kz прошла онлайн-конференция на тему «Как изменит программа «Нурлы жол» логистику Казахстана?» с участием директором департамента развития отраслей экономики МНЭ РК Ержаном Казанбаевым. 

Ведущая. Это онлайн-конференция информационного портала Bnews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! Программа «Нурлы жол» - это один из крупномасштабных проектов независимого Казахстана. Новые автотрассы, авиасообщения, учреждения образования, поддержка малого и среднего бизнеса - это далеко не полный перечень направлений работы государственной программы. О ходе реализации, а точнее об освоении бюджета программы «Нурлы жол» мы сегодня поговорим с директором департамента развития отраслей экономики Министерства Национальной экономики Республики Казахстан Казанбаевым Ержаном Калдыбаевичем. Здравствуйте!

Е.Казанбаев. Здравствуйте!

Ведущая. Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Программа «Нурлы жол», которая реализуется уже несколько лет.  Давайте сделаем ввод.

Е.Казанбаев. Давайте перед тем как перейдём к вопросам и ответам, я вкратце остановлюсь на итогах реализации программы за 7 месяцев 2017 года. В текущем году мы предусмотрели 484 млрд. тенге. По состоянию на 1 августа мы освоили порядка 190 млрд. тенге - это примерно 40% от выделенной суммы. Если идти по направлениям, то первое направление - развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Она делится на 2 Блока. Первый блок - развитие автодорожных проектов. В этом году мы начнём реализации 22-х автодорожных проекта, на что мы предусмотрели порядка 260 млрд. тенге. Кроме того, мы дополнительно привлекли на 96 млрд. тенге займов международных организаций. В целом, работами реконструкции будет охвачено порядком 4000 км автодорог. До конца года планируем порядка 600 км. ввести в эксплуатацию. Кроме этого реализуются проекты по развитию логистической инфраструктуры - это вторая фаза реализации порта Курык. На неё ив предусмотрели в этом году 50 млрд. тенге, освоено порядка 25 млрд. тенге. Второй проект - это Международный аэропорт Астаны. На сегодня он введён в эксплуатацию, осуществляет приём пассажиров, но остались инфраструктуры, которые надо достроить. На эти цели в этом году тоже предусмотрели деньги. Следующее направление - это модернизация систем тепло, -водо снабжения. На это направление в этом году мы предусмотрели 53 млрд. тенге. Оно предусматривает местными исполнительными органами предоставление бюджетного кредита субъектам естественных монополий, чтобы они производили модернизацию своих систем тепло, -водо снабжения. На сегодня мы порядка 34 млн. тенге уже передали субъектам естественных монополий, и она эти деньги начинаю осваивать. В этом году мы планируем модернизировать 700 км. сетей, на сегодня модернизировали порядка 500 км. Следующее направление - это развитие социальной инфраструктуры. Здесь мы строим объекты образования - школы и детские сады. На это направление в этом году мы предусмотрели 71,7 млрд. тенге. По итогам 7 месяцев регионами освоено порядка 42 млрд. тенге. Уже введено в эксплуатацию 7 школ. По информации Министерства образования РК до сентября будет дополнительно введено ещё 48 школ. В целом, в этом году мы должны ввести в эксплуатацию порядка 70 школ. Такой план стоит на этот год. Следующее направление - подведение инфраструктуры к субъектам малого и среднего бизнеса. В этом году на это направление мы предусмотрели 10 млрд. тенге. По итогам 7 месяцев регионами освоено порядка 1,3 млрд. тенге. Идут строительные работы, но, я думаю, до конца года вся сумма будет освоена. Следующее направление последнее и очень важное в этой программе - это софинансирование проектов с МФО (Международные финансовые организации). На это направление предусмотрено 27 млрд. тенге. Мы уже распределили 15,4 млрд. тенге. Это направление предусматривает привлечение займов МФО в реализации местных инвестиционных проектов. 50% от суммы проекта даёт МФО и 50% - республиканский бюджет, что значительно снижает нагрузку на бюджет. На сегодня 15 млрд. тенге уже привлекли 22 млрд. тенге инвестиций со стороны МФО. Это основные итоги реализации программы за 7 месяцев.

Ведущая. Хорошо. В последнее время в прессе ходит такая информация, что по словам Министра Национальной экономики Тимура Сулейменова, как он отметил в ходе Заседания Правительства РК, средства, выделенные в рамках программы «Нурлы жол» крайне низко осваиваются.

Е.Казанбаев. Как я отметил, у нас 484 млрд. тенге предусмотрено, мы освоили порядка 190 млрд. тенге - это 40%. Основная причина - это специфика самого строительства, что вся основная работа будет завершаться во втором полугодии будущего года. Поэтому акиматы специально закладывают деньги по факту ввода объекта в эксплуатацию. В основном, все строительные работы у нас закончиться в октябре-ноябре. Поэтому вся основная масса денег находится в этих месяцах. Когда тот или иной проект будет вводится в эксплуатацию, акимат мог по актам уже выдавать эти деньги. Поэтому сейчас мы и говорим, что идёт строительство, чтобы его начать мы определённые деньги дали и по мере сдачи объекта в эксплуатацию мы выдаём деньги. Основной объект завершится в октябре-ноябре и весь пул денег в этих месяцах как раз и расположен. Мы предусматриваем, что до конца года все деньги, предусмотренные на программу «Нурлы жол», будут освоены в полном объёме.

Ведущая. А что будет с теми деньгами, которые, возможно, будут не освоены?

Е.Казанбаев. Все деньги предусмотрены на определённые проекты. Все эти проекты прошло определённую экспертизу и у них есть документация. Возможен риск не освоения при условии, что при проведении тендера на строительство того или иного проекта может возникнуть экономия. Если мы предусмотрели 10 млн. тенге и пришли участвовать в тендере несколько подрядчиков, и кто-то из них предложил 9 млн. тенге. Эти риски могут быть. Это экономия, которую в конце года мы вернём в республиканский бюджет.

Ведущая. Если говорить, в целом, о регионах. Есть ли лидеры по реализации программы на сегодняшний день?

Е.Казанбаев. У нас есть 3 направления, по которым мы перечисляем деньги в местные исполнительные органы - это модернизация ЖКХ, строительство объектов образования и подведение недостающей инфраструктуры малого и среднего бизнеса. У нас есть на сегодня отстающие регионы. Не освоение связано из-за непредоставления подрядчиками акта ввода в эксплуатацию, в связи с чем акимат не смог полностью перечислить все деньги. Соответственно, мы на 1 августа должны были оплатить 5 млн. тенге, подрядчик не вовремя предоставил, и он ему оплатил уже не 1 августа, а 15 августа, го деньги освоены полностью. У нас все в полном объёме свои деньги осваивают. Критических моментов не наблюдаются. Бывают форс-мажоры, мы говорим, что этот проект невозможно реализовать и возвращаемых деньги.

Ведущая. Вносились ли коррективы за все существование программы «Нурлы жол»?

Е.Казанбаев. Да. Мы несколько раз вносили изменения в программу. С момента не реализации, с 2015 года было 2 программы - программы «Нурлы жол», направленная на развитие транспортно-логистической инфраструктуры и своя транспортная программа у Министерства по инвестициям и развитию РК. Потом в рамках Плана Нации:100 шагов было поручение по оптимизации всех государственных программ. Поэтому программу, которую реализовывал МИР РК, интегрировали в «Нурлы жол». Это было первое внесение изменений. Пересмотрели показатели и перенесли к нам, и дополнились новыми показателями. Следующие изменения были в 2015-16 гг. В рамках «Нурлы жол» реализовывалось строительство жилья. С 2017 года реализуется новая программа «Нурлы жер». Поэтому, все, что было связано со стройкой, мы из этой программы забрали и предали в «Нурлы жер». Это основные изменения, которые глобально произошли. Но были и технические изменения, где мы немного пересматривали те или иные показатели. Это основных 2 больших изменения, которые мы вносили. В этом году тоже будут вносить соотвествующие изменения в программу. В своём Послании Глава государства дал нам некоторые поручения по увеличению показателей. Мы подготовили соответствующее постановление, выслали его на согласование заинтересованным гос органам. В конце сентября планируем уже утвердить, с учётом новых поставленных задач Главы государства.

Ведущая. В целом, казахстанцы, помимо дорог, в чем ещё почувствуют реализацию программы?

Е.Казанбаев. Помимо дорог очень важным направлением является строительство школ. У нас есть поручение и к 2018 году мы должны полностью ликвидировать аварийность школ и трёхсменное обучение. Те объекты образования, которые мы сейчас строим, должны быть направлены на снижение этого показателя. В этом году мы дополнительно построим 70 школ по всей Республике. Немаловажным является создание рабочих мест. Мы прогнозируем, что за всю реализацию программы будет создано порядка 400 тысяч рабочих мест по всем направлениям гос программы.

Ведущая. Сколько в этом году было выделено средств на реконструкцию и строительство дорог? Какие дороги были в этом году реконструированы?

Е.Казанбаев. В этом году у нас порядка 260 млрд. тенге – это Национальных фонд и Республиканский бюджет. Помимо этого, 96 млрд. тенге мы привлекли с МФО. Уже реализуется 22 автодорожных проекта. Что уже было сделано. Во-первых, завершён полностью участок Алматы-Капшыгай, Астана-Темиртау, Кокшетау-Петропавловск и завершили Западная Европа-Западный Китай. Мы охватим 4000-4400 км. мы охватим ремонтными работами и 600 км. в этом году введём в эксплуатацию.

Ведущая. Помимо дорог будут ли развиваться сопутствующие инфраструктуры?

Е.Казанбаев. Сопутствующая инфраструктура будет развиваться, как мы его называем, придорожный сервис. Развитие придорожного сервиса – это требование международного стандарта, потому что мы строим дороги 1 и 2 категории. Поэтому на сегодня МИР РК разработал национальные стандарты к придорожному сервису. Проведены все необходимые переговоры с регионами, с банками второго уровня, с Фондом «Даму», которые могут оказать финансовую поддержку для предпринимателей, которые захотят реализовать проект по строительству придорожного сервиса, все те меры, которые у нас сейчас есть в Дорожной карте бизнеса – 2020. Если он захочет реализовать проект по дорожному сервису, который будет соответствовать тем стандартам, которые утвердило Министерство, он может получить государственную поддержку. Это очень важная тема, помимо дорог мы должны развивать и сервис.

Ведущая. Я напомню, что это онлайн-конференция информационного портала Bnews.kz. Сегодня мы говорим о реализации программы «Нурлы жол». В гостях у нас директор департамента развития отраслей экономики Министерства Национальной экономики Республики Казахстан Казанбаев Ержан Калдыбаевич.  Давайте продолжим и последний вопрос и закроем тему дорог. Как нам известно, большая часть дорог Республиканского значения станет платной. С учётом имеющихся нагрузок, смогут ли основные трассы сами себя окупать?

Е.Казанбаев. Основная цель внедрения платности – это снижение нагрузки на бюджет и обеспечение самоокупаемости содержания дорог. На сегодняшний день один участок дороги так реализуется – это Астана-Щучинск. С момента внедрения этой системы платности порядка 4,7 млрд. тенге произведён сбор денег. В целом, мы планируем к 2020 году порядка 6500 км. автодорог внедрить систему платности. В этом году уже установлена система взывания платности на 3-х участках автодорог – это Астана-Темиртау, Алматы-Капшыгай, Алматы-Хоргос. Мы ожидаем, что планируемый сбор средств, с учётом Астана-Щучинск, составит порядка 4 млрд. тенге. В 2018 году планируется внедрить платность на 10 участках автодорог и в 2019 году ещё 3 участка, протяженностью 1000 км. И, в целом, мы к 2020 году обеспечим 6,5 тысяч км. автодорог и планируем, что ежегодный сбор со всех участков составит порядка 30 млрд. тенге, которые будут направлены на содержание автодорог. Этой суммы будет достаточно, чтобы проводить ремонтные работы.

Ведущая. Следующий вопрос, мы его уже частично коснулись, - об инвестициях. Помимо крупных международных организаций, кто-то ещё приходить для того, чтобы принять участие, либо вложить определённую сумму средств для реализации программы?

Е.Казанбаев. Помимо Международных финансовых организаций, которые сейчас активно участвуют в строительстве автодорожных проектов, активно участвуют с регионами в реализации местных инфраструктурных проектов по модернизации ЖКХ, есть частные инвестиции нашего квазигосударственного сектора. Например, у нас есть логистический проект – строительство железнодорожных путей Алматы-Шу. Первый комплекс был построен за счёт национального фонда, вторая часть идёт за счёт собственных средств, непосредственно самого КТЖ. Есть некоторые проекты по ГЧП, которые будут у нас также реализованы. Помимо МФО есть частные инвесторы, которые активно участвуют в реализации этой программы.

Ведущая. На каких условиях они туда заходят? Допустим, как ГЧП?

Е.Казанбаев. Это механизм самого ГЧП. Есть региональное ГЧП – возврат может идти за счёт тарифа, за счёт ежегодных платежей местного бюджета. Акимат непосредственно с ГЧП договариваются сами.

Ведущая. Помимо дорог и образования, одним из немало важных пунктов реализации программы «Нурлы жол» является модернизация систем тепло-, и водоснабжения. Как проходит реализация этого пункта, с учётом того, что в Казахстане есть достаточно много населённых пунктов, где нет воды и тепла?

Е.Казанбаев. Основной индикатор по данному направлению – снижение износа сетей до 57 %. На сегодня на те деньги, которые дали на данное направление, снизили износ до 63%. К 2020 году мы планируем что, 57 % достигнем. В этом году мы сделали 700 км. До этого нами модернизировано порядка 1000 км. Те километражи, которые мы сделаем к 2020 году, позволят снизить износ сетей. Те бюджетные деньги, которые мы даём субъектам естественных монополий, будут осваивать в течение 2 лет. В целом, оно идёт очень активно. Очень активно регионы в ней участвуют и сами субъекты естественных монополий активно идут на это направление. Также, ведутся переговоры с инвесторами, чтобы привлечь дополнительные инвестиции. Думаю, что тот показатель, который мы себе ставим, к 2020 году будет достигнут в полном объёме.

Ведущая. А средств, выделенных на сегодняшний день на эту программу, достаточно или есть смысл подумать о том, чтобы на следующий год заложить больше бюджета?

Е.Казанбаев. В этом году заложены те средства, по которым сейчас акимат и субъекты естественных монополий будут готовы реализовывать проекты. На следующий год Министерство по инвестициям и развитию РК заложило дополнительно средства в бюджете, на которые тоже готовы уже определённые проекты, которые прошли всю необходимую экспертизу. Сколько, сейчас я точно сказать не могу, го ежегодно деньги будут закладываться.

Ведущая. Мы успели поднять все интересующие нас с вами вопросы. Это была онлайн-конференция информационного портала Bnews.kz. Сегодня мы говорили о реализации программы «Нурлы жол». В гостях у нас был директор департамента развития отраслей экономики Министерства Национальной экономики РК Казанбаев Ержан Калдыбаевич. В студии работала Мадина Аргын. До свидания!

Читайте также

Рекомендуем
Чем опасна покупка лекарств без рецептов, рассказала столичный врач 256

Похожие новости