«Как наказывают взяточников в комитете государственных доходов?»

26 Августа, 2016, 15:00 5411
  • Видео

Уважаемые пользователи!
26 августа в 15:00 в студии BNews.kz состоится онлайн – конференция на тему «Как наказывают взяточников в комитете государственных доходов?». Какие меры предпринимаются государственным органом в связи с реализацией Антикоррупционной стратегии 2015-2025 расскажет руководитель управления внутренней безопасности комитета государственных доходов  Министерства финансов Республики Казахстан Болатбек Хусаинов.

Ведущая. Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Какие меры предпринимаются государственными органами в связи с реализацией Коррупционной стратегии, рассчитанной на 2015-2025 годы расскажет сегодня руководитель Управления внутренней безопасности Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Хусаинов Болатбек Хайреденович. Добрый день!

Хусаинов Б. Добрый день!

Ведущая. Хотелось бы сразу же перейти к вопросам. Давайте начнем с главного! Это статистика коррупционных преступлении. Скажите, сколько фактов зарегистрировано в вашем Комитете в прошлом и текущем году, и сколько сотрудников понесли в связи с этим ответственность?

Хусаинов Б. Благодаря плотному взаимодействию с Национальным бюро по противодействию коррупции в текущем году нам удалось на 25 процентов снизить количество досудебных расследовании, зарегистрированных в отношении работников государственных органов государственных доходов. В 2,5 раза снизилось количество досудебных расследовании, связанных с фактами получения взяток. Снизилось количество лиц, осужденных за коррупционные преступления. В целом, если в прошлом году было зарегистрировано 192 преступления, то в текущем году 147. Если было осуждено за первое полугодие прошлого года 24 лица, то в этом году 21 лицо.

Ведущая. То есть, ситуация меняется?  

Хусаинов Б. Ситуация меняется в лучшую сторону. В целом, полагаем, что, благодаря наступательной работе мы эту ситуацию в ближайшее время исправим в лучшую сторону. Самое главное то, что имеется положительный тренд.

Ведущая. Скажите, в каких подразделениях Комитета государственных доходов чаще всего фиксируется факты коррупции, и в чем причина таких событии?

Хусаинов Б. Как известно, в Комитете государственных доходов есть 3 основных службы. Это налоговая служба, таможенная служба, и служба экономических расследовании. Это три самые основные службы. Наиболее часто, как показывает правовая статистика, коррупционные преступления больше всего фиксируется в таможенной, налоговой и в службе экономических расследовании. Наиболее часто отмечаются факты полученных взятках. К примеру, по прошлогодней статистике у нас 83 процента осужденных лиц осуждены именно за получение взятки. Причин на самом деле очень много. Наиболее существенные, я так думаю, это все-таки социальный вопрос, вопрос социальной гарантии, вопрос низкой заработной платы. Отдельные правонарушения, связанные с несовершенством нормативных правовых актов, положение которых при право применении не редко создают условия для коррупции, то есть, дают возможность нашим работникам где-то злоупотреблять. В отдельных случаях способствует безграмотность и низкая правовая культура населения. То есть, люди слабо освещены по некоторым нормам, и прибегают к таким незаконным способам решения своих проблем. Помимо этого имеются риски, связанные с прямым контактом должностных лиц с населением. Сейчас большой объем работы в этом направлении проводится именно по ограничению контактов. Много услуг переведено на электронный режим. Много услуг оказывается без контакта с населением.

Ведущая. То есть, ограничен прямой контакт?

Хусаинов Б. Да. Проводится системная работа по улучшению налогового, таможенного администрирования. В интернете она освещалась руководителями профильных подразделении, которые ответственны за развитие и модернизацию. Сегодня, наверно, мы поговорим о той правоохранительной работе, дисциплинарной практике, которые предпринимаются в этих отношениях.

Ведущая. В одной из своих интервью вы сказали о том, что у работников низкий уровень заработной платы и социальной гарантии. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день?

Хусаинов Б. Однозначно, одно из основных причин коррупционности является низкий уровень оплаты труда и социальной гарантии. Эта проблема низкой зарплаты касается не только Комитета государственных доходов, но и всех госслужащих. Но в целом руководство Комитета госдоходов предпринимается попытки за счет экономии премировать работников, прежде всего, особо отличившихся, которые внесли существенный вклад в текущую деятельность. Помимо этого, через министерское обеспечение, к примеру, работники центрального аппарата ежегодно проходят санаторный курорт для решения. Постепенно решается жилищный вопрос работников. С начала 2015 года 39 работников Комитета приватизировали ведомственное жилье. 5 работников в этом году также приватизируют. В регионах также совместно с акиматами такая работа проводится, по оснащению жильем. Это самое главное, я считаю. Поэтому работа в этом направлении продолжается, и имеет положительную тенденцию.

Ведущая. Скажите, какие меры были предприняты в рамках Комитета государственных доходов в свете реализации Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы?

Хусаинов Б. В стратегии Казахстан 2050 коррупция обозначена как одна из таких существенных проблем, и выделена как прямая угроза национальной безопасности. С этой проблемой сталкиваемся не только мы, государство с этим сталкивается. В этой стратегии обозначены факторы, которые влияют на коррупционные ситуации. Для устранения этих факторов Правительством был принят правительственный план по снижению коррупции. Помимо этого, с учетом анализа обстановки мы разработали свой ведомственный план. Данный анализ у нас опирается на факты осуждения лиц, на представления надзорного ведомства, представления национального бюро противодействию коррупции. Анализируем обращения населения. Основной план у нас на сегодня смещен на профилактику коррупции, на недопущение уголовных правонарушении. Раньше, если говорить, то она была в основном нацелена на уголовное наказание лиц. Очень много действенных инструментов, направлении, резервов, неиспользованных потенциалов работаем в этом направлении. К примеру, если сказать, проводим на законодательном уровне по устранению этих правовых коллизии, о чем я говорил выше, где наши работники имеют право. Мы проводим анализ коррупционных рисков в соответствии в новом законе противодействию коррупции закреплено анализ коррупционных рисков, и как можно организовать эту работу? То есть, выявлять первую причину тех или иных коррупционных действии, и устранять их путем реализации каких-то профилактических мероприятии, либо внесения изменении в законодательство. К примеру, в текущем году мы уже провели, работу начали. Провели 30 антикоррупционных мониторингов, выявили 33 коррупционных рисков. По 30 коррупционным рискам выработали рекомендации, спустили их на землю, провели детальную работу как с населением, так и с работниками, задействованных в реализации тех или иных контрольных функции государственных услуг. По трем мы выработали конкретные законодательные меры. На следующий год уже они будут работать.

Ведущая. То есть, уже со следующего года вступят в действия?

Хусаинов Б. Да. Что касается анализа коррупционных рисков, что касается законодательных условии. На ряду с этим мы усилили работу среди личного состава, усилили отбор кандидатов, то есть, углубленное изучение кандидатов на службу. В этом контексте мы взаимодействуем со службой безопасности правоохранительных органов, специальных государственных органов. У каждого органа есть свои учеты, есть статистика. Опираясь на них, мы вносим рекомендации. К примеру, в этом году мы 22 лицам отказали в приеме на службу. Потенциально, это 22 факта коррупции мы предупредили. На ряду с этим у нас увеличилось по сравнению с прошлым годом количество антикоррупционных мероприятии. Это круглые столы, профилактические беседы, выступления на тв, радио. Это направлено на повышение правовой грамотности населения и самих работников. В прошлом году было проведено 1550, в этом году уже проведено порядка 1650 таких мероприятии. В данном контексте, контексте на недобросовестных налогоплательщиков совместно с Национальным бюро по противодействию коррупции мы существенно активизировали работу по выявлению фактов этих взяток. В 2015 году за первое полугодие было выявлено всего 2 факта, в этом году мы уже выявили 7 фактов. С осени прошлого года с сентября месяца засчитывается около 20 фактов. То есть, мы таким образом даем сигнал тем недобросовестным налогоплательщикам, участникам, что мы с этим будем бороться, пресекать и все проблемы нужно решать только законными способами.

Ведущая. Спасибо большое за такую пламенную речь. Вопрос следующий: Комитет государственных доходов на ряду с другими государственными органами, как акиматы, Министерства сельского хозяйства, органами внутренних дел отмечен как наиболее коррумпированный. Скажите, как вы относитесь к этому мнению, и какие действия предпринимаются для того, чтобы поднять имидж Комитета в глазах плательщиков?

Хусаинов Б. Здесь, наверное, необходимо отметить, что наряду с вышеуказанными государственными органами, о которых вы говорили, наш Комитет на сегодня является одним из самых многочисленных. На сегодня у нас более 15 тысяч человек работает по всей республике. Идет каждодневный контакт с населением. Есть коррупционные риски. Мы связаны контактами с населением надзорных функции, правоохранительных функции. Мы профилактическую работу продолжаем. Для повышения имиджа проводим работу по воздействию как на общественность, на население, на недобросовестного налогоплательщика. Поднимаем правовую культуру работников при исполнении должностных обязанностей. Для этого мы используем механизм дисциплинарной практики. Например, в прошлом году было подвернуто наказанию 1900 человек за первое полугодие. В этом году 2600. То есть, борясь с мелкими правонарушениями мы даем сигнал нашим работникам, что не нужно отходить от существующих стандартов, процедур, и не нарушать их. То есть, нарушение процедур, стандартов мы воспринимаем как создание условий для коррупционного деяния. Все эти моменты у нас освещается. Большой пласт работы проводится профильными подразделениями, которые ответственны за модернизацию. Много моментов на площадке СЦК неоднократно выступали руководители профильных подразделении. Это те мероприятия, которые направлены на то, чтобы показать обществу, населению, что мы настроены решительно бороться, упрощать получение государственных услуг. Я думаю, все это благотворно влияет на состояние имиджа государственных доходов.

Ведущая. Хотелось бы узнать, какие меры предпринимаются в отношении лиц, увлеченных в совершении коррупционных преступлении?

Хусаинов Б. Здесь необходимо отметить, что наказание в двух плоскостях – это уголовное наказание и через дисциплинарную практику. То есть, не все возбуждаемые дела, как я ранее говорил, есть определенная статистика, не все преступления доходят до суда. То есть, осуждается отдельное преступление, на стадии расследования переходит в дисциплинарную плоскость. Но в любом случае мы любое правонарушение не оставляем без внимания. То есть, если работник совершил некое нарушение, он в любом случае ответит и понесет ответственность. Санкции здесь различные. То есть, она закреплена в Уголовном кодексе, так и в Административном кодексе есть нормы, связанные с совершением поступком, декретирующих государственную службу, где также предусмотрена ответственность в виде увольнении со службы. В текущем году мы за такие проступки уволили 11 лиц. В целом по первому полугодию этого года в органе государственных доходов по отрицательным мотивам уволено 42 лица, 21 лицо осуждено. Примерно в таком направлении работа ведется. Правоохранительная работа приобрела ориентированный подход. Мы изучили социальный и психологический портрет осужденных лиц за прошлый год, и для себя определили потенциальный портрет коррупционера, взяточника. Помимо этого, разработали признаки коррупционного поведения, усилили взаимодействие Национального бюро против коррупции, укрепились штатами. В результате на сегодняшний день оперативная, следственная работа, дисциплинарная практика у нас приобрела целенаправленный, ориентированный характер.

Ведущая. Хотелось бы узнать, есть ли определенный ресурс, куда могут обращаться граждане, которые столкнулись с фактами коррупции? Допустим, кол-центр, чтобы позвонить?

Хусаинов Б. Да, у нас работает WhatsApp мессенджер. Был запущен в прошлом году.

Ведущая. А какой номер?

Хусаинов Б. Разрешите, я посмотрю?

Ведущая. Да, конечно, чтобы нашим пользователям было наглядно.

Хусаинов Б. Наши пользователи могут обратиться по мобильному приложению мессенджера WhatsApp на номер 7001020202, и по телефону доверия в Комитете государственных доходов, городской номер 709820. Код Астаны 7172.данный номер работает в круглосуточном режиме. И также есть укороченный номер 1412 и номер мобильного телефона для бесплатного сообщения – 880000806452. Статистика обращении довольно внушительная. В этом году уже обратилось на WhatsApp мессенджер 1,5 тысяч человек, углубленно более тысячи. Видимо, те вопросы, которые ставят население, простые люди перед нами – они решаются, находят отзыв. Поэтому относительно выросло количество обращении, распростилось число обращении на телефон доверия. То есть, постоянно поступают про экономические преступления, должностные преступления. То есть, у нас все регистрируется, ни одно обращение, заявление не остается без внимания, без должной оценки. 

Ведущая. Ну, что же, Болатбек Хайреденович, к сожалению, наше время ограничено. В завершение у вас есть возможность обратиться к пользователям, к рядовым гражданам, которые зачастую обращаются за определенными услугами в Комитет государственных доходов, и возможно сталкиваются с такими не правомерными действиями?

Хусаинов Б. Хотелось бы сказать, это адресую налогоплательщикам и участникам внешней экономической деятельности, любое правонарушение, которые вы видите в действиях наших должностных лиц, вы должны об этом сообщать на указанные ресурсы. Почему? Потому что мы каждое обращение без внимания не оставим и наведем его до логического завершения. От вашей гражданской позиции, от того, насколько вы будете сотрудничать с нами будет зависеть в целом состояние коррупционной ситуации от качества тех услуг, которых вы получаете, чтобы не было на вас незаконного давления, незаконного вмешательства в бизнес, незаконного препятствия. Поэтому мы от вас ждем откликов, письменных обращении. Обещаю со своей стороны объективное, справедливое разбирательство с тем, чтобы не были ущемлены ваши права.

Ведущая. Ну, что же, спасибо вам большое за такой конструктивный диалог. Хотелось бы пожелать вам успехов в намеченных целях в непростом деле.

Хусаинов Б. Спасибо большое! До свидания!

Ведущая. Ну, а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания! 

 

 

 

 

 

Читайте также

Рекомендуем
Концерт Ержана Максима состоится 28 июня в Нур-Султане 1745

Похожие новости