«Как пресекают антиконкурентные соглашения в ЕАЭС?»

2 Сентября, 2016, 11:00 2900
  • Видео

Уважаемые пользователи!

2 сентября в 11:00 в студии BNews.kz состоится онлайн – конференция на тему «Как пресекают антиконкурентные соглашения в ЕАЭС?». Как регулируются права и обязанности хозяйствующих субъектов в рамках ЕАЭС? О конкретных примерах расскажет помощник члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Алмат Фазыл.

Ведущая. Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада поприветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Евразийская экономическая комиссия передала полномочия по осуществлению контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках территории Казахстана, России и Белоруссии. В рамках переданных полномочий комиссия проводит анализ рынков на предметы соответствия деятельности их участников общим правилом конкуренции. Особую значимость имеет работа по изучению и внедрению справедливых правил конкуренции на фармацевтическом рынке, рынках реализации новых автомобилей и социально значимых товаров. Тема нашей конференции - Как пересекают антиконкурентные соглашения в ЕАЭС? Позвольте представить вашему вниманию гостя нашей студии сегодня. Это помощник члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Фазыл Алмат Уйсинулы. День добрый!

Фазыл А. Здравствуйте!

Ведущая. Рада приветствовать вас сегодня в нашей студии.

Фазыл А. Спасибо!

Ведущая. Ну и перейдем непосредственно к вопросам. Уже на сегодняшний день имеется достаточно важное достижение, которое, в принципе, можно назвать историческим. Можете, пожалуйста, рассказать о нем?

Фазыл А. Да, на сегодняшний день после передачи полномочии, которое окончательно произошли с вступлением в силу соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации при осуществлении Евразийской экономической комиссии полномочия по контролю соблюдения единых правил конкуренции. Данное соглашение вступило в силу 12 мая 2015 года после завершения ратификации в Республике Беларусь, в Казахстане и в Российской Федерации. Евразийская комиссия 12 мая получила уведомление о завершении ратификации в Российской Федерации. И по истечении десяти календарных дней Евразийской экономической комиссии были переданы полномочия окончательно по осуществлению контроля соблюдения общих правил конкуренции. В чем заключаются эти полномочия? Хотел бы об этом коротко рассказать. Они заключаются в том, что Евразийская экономическая комиссия по сути выступает антимонопольным органом на территории Евразийского экономического союза. То есть, мы все знаем, что в Казахстане у нас есть комитет по регулированию естественных монополии и защите конкуренции. В Российской Федерации есть федеральная антимонопольная служба. В Республике Беларусь эти функции выполняет Министерство экономики Республики Беларусь. Они защищают конкуренцию, пресекают нарушения на территории каждой из стран. То есть, белорусы на территории Беларусь, Российская антимонопольный орган на территории России, и наш антимонопольный орган Казахстана на территории Казахстана. При этом с начала функционирования единого экономического пространства в 2012 году на территории Союза, в которую у нас сейчас вступили еще помимо трех учредителей Союза Республика Армения и Кыргызстан, обеспечивается свободное перемещение товаров, работ, услуг и рабочей силы, а также капитала. И в таких условиях по сути границы между национальными рынками стираются, и происходит товарообмен между странами. И здесь получается, что именно те участки, где происходят разграниченная торговля, они зачастую выпадают из поля зрения этих монопольных органов. Именно для регулирования и контроля этих участков было создано подразделения Евразийской экономической комиссии, который обеспечивает контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках. То есть, Евразийская комиссия не смотрит то, что происходит непосредственно внутри одной страны исключительно. Она смотрит в совокупности, что происходит на территории одной страны, второй страны, как происходит трансграничная торговля, и видит ситуацию несколько с другого ракурса, чем это смотрят национальные монопольные органы. Поэтому никакого пересечения полномочии между национальными монопольными органами Евразийской экономической комиссии. Решением глав государств это высший Евразийский экономический союз дает на уровне государств. В 2012 году были приняты критерии отнесения рынка трансграничной, где четко сказано, какие нарушения на трансграничных рынках пресекаются комиссией, а какие пресекаются национальными органами. Всего существует 3 вида нарушении. Это недобросовестная конкуренция, что выражается получением преимуществ в предпринимательской деятельности путем введения в заблуждение потребителя и т.д. Второй вид нарушения – злоупотребление доминирующим своим положением на рынке. Как бы каждый рынок стремится к монополизации, что позволяет максимизировать свою прибыль. Потому что, если ты остаёшься один на рынке, ты можешь диктовать условия, получать максимальную прибыль, и ты являешься единственным производителем товара. И для таких субъектов, которые достигают положения монопольного либо доминирующего, когда ты производишь более 35 процентов продукции, обращающую на рынке, для них также установлены правила поведения, который называется запрет на злоупотребление доминирующим положением. Такие субъекты не имеют права отказывать в поставке товаров, необоснованно устанавливать различные цены на свой товар. Они не имеют права умышленно сокращать производство товара для создания дефицита на рынке и поддержания своей монопольной цены. То есть, они должны действовать максимально добросовестно, и в интересах всего рынка. Потому что они достигли этого монопольного либо доминирующего положения. И в случае, если такое хозяйство или субъект доминирует на территории либо части территории двух стран, то есть, Казахстан, Россия, если на эти 2 страны существует только один производитель, либо несколько производителей контролирую рынок, то контроль за их деятельностью осуществляет Евразийская экономическая комиссия. С точки зрения всего мирового сообщества, ведущих организации в сфере конкурентного права, наиболее опасными для экономики являются картели, антиконкурентные картельные соглашения. В чем заключается их суть? То есть, несколько участников рынка, которые не занимают доминирующее положение, либо даже занимают доминирующее положение, они договариваются об условиях обращения товара на этом рынке. Они договариваются, допустим, о ценах, например, мы какой-то товар продаем по такой-то цене, либо не дешевле чем по такой-то цене. Договариваются о разделе рынка: ты не заходи на мою территорию, продавай только у себя на территории, а я буду продавать только на своей территории. Факт в том, что мы не должны давать возможность потребителю переходить к твоему, он не должен переходить ко мне, мой потребитель не должен переходить к тебе. И договариваются там о том, что они не будут продавать какому-то третьему потребителю. В чем опасность таких картельных соглашении? О них не известно широкому кругу участников. То есть, о картелях знают только его участники непосредственно. А для всех остальных участников рынка, для потребителей, для регулирующих, контролирующих органов может создаваться такая картина, что рынок функционирует в нормальных конкурентных условиях, и только определенные факторы то, что там уменьшается количество пост субъектов, растут цены непропорционально, рынки могут свидетельствовать о наличии такого соглашения.  Такие соглашения очень сложно доказуемы. Потому что, как можно доказать, что 2 или 3 субъекта договорились о чем-то? Они уже сейчас научены монопольными органами, нередко заключают такие соглашения в письменной форме. Поэтому доказательства очень сложны. При этом данное соглашение наносит очень большой вред экономике тех государств, на территории которых они присутствуют. То есть, по сути происходит перераспределение общественного блага от потребителей в сторону производителей, перепродавцов, посредников, и т.д. Об этом никто не знает. Поэтому такое основное направление, одно из основных направлений, на котором Евразийская экономическая комиссия считает необходимым сосредоточиться, это выявление именно таких картельных соглашении. Когда мы их пересекаем, то мы нормализируем ситуацию на рынке, когда действия картельных соглашении прекращается, и выгоды получает в первую очередь потребитель в экономике всех стран. Если говорить о таких классических примерах из практики Евразийской экономической комиссии, то в 2015 году в Евразийскую экономическую комиссию поступило обращение от казахстанского крупного горнодобывающего предприятия ТОО «Евразийская группа». Данное предприятие занимается добычей полезных ископаемых, производит руду, добывает уголь. В чем была суть их претензии? Мы помним, что в этом период произошла девальвация российского рубля. Казахстанское тенге было еще достаточно крепким. И наши граждане, в том числе казахстанские массово покупали автомобили из Российской Федерации. Тогда в целях снижения своих расходов данная компания стала анализировать близлежащие рынки по запасным частям на технику CATERPILLAR. У них имеется парк техники CATERPILLAR. Это погрузчики, экскаваторы, и другая тяжелая техника, и увидели, что в Республике Казахстан цена на двигатель на данную технику стоит порядка 180 тысяч долларов условно. В Российской Федерации такой же двигатель предлагался по 129 тысяч долларов. То есть, понимаете, да, какая существенная разница? Но при обращении в Российскую Федерацию, к дилерам Российской Федерации они получили отказ, что они не могут поставить в Казахстан, обращайтесь к своему дилеру, который работает в Казахстане. Но бизнесмены деньги считать умеют. Они стали проводить переговоры. И в итоге купили по этой цене технику, чтобы было понятнее я говорю на одном примере, через посредника в Америке. То есть, двигатель или запчасти находятся в Российской Федерации, но дилер отказывается продавать напрямую, и предлагает обратиться к какой-то компании в Америке, который им продаст, и этот двигатель поступает в Казахстан. Это первая часть проблемы. Вторая часть проблемы – казахстанский дилер отказывается осуществить пуско-наладочные работы. То есть, этот двигатель надо поставить, заменить, запустить технику для того, чтобы можно было осуществлять сервисное обслуживание. После поступления обращения, оно поступило из комитета по регулированию естественных монополии и защите конкуренции Министерства национальной экономики Казахстана. По результатам консультации с казахстанским дилером вопрос с сервисным обслуживанием был решен. То есть, смогли осуществить на платной основе приемы пуско-наладочной работы, и поставили на гарантию двигатель у здешнего дилера. Но каких усилии это стоило хозяйствующему субъекту? Мы стали анализировать рынок, увидели, что на территории союза действует компания CATERPILLAR. Она продает технику и запасные части через свою дилерскую сеть. Дилеры независимые. В частности, там в России имеется 3 дилера. В Казахстане работает один дилер. Они действуют, мы стали изучать, как устроен этот рынок. Они действуют на основании дилерских договоров с головной компанией, с европейским подразделением компании CATERPILLAR, который располагается в Швейцарии. И также на рынке имеется ТОО «CATERPILLAR Евразия», которое выступает представителем этого швейцарского офиса. И в соответствии с условиями заключенных договоров, было написано, что, если дилер продает технику вне своей подведомственной территории, на территории другого дилера, то он обязан этому другому дилеру по определенным схемам перечислить 5 процентов от стоимости этой техники. А какой есть интерес у хозяйствующего субъекта, продавать свой товар, и при этом платить какие-то штрафы? При этом возможность проведения переговоров между дилерами, чтобы мы могли просто сесть и поговорить, как 2 дилера могли сесть, и поговорить о том, что я хочу продать технику потребителю на твоей территории, возьми, пожалуйста, на сервисное обслуживание, на гарантийное обслуживание, она не предусматривалась. При этом, изучив условия договора, мы увидели, что в Европейском союзе ситуация совсем иная. То есть, во всем цивилизованном мире после ряда разбирательств, которые состоялись, в ходе которой эта практика была признана надлежащей. Как устроен рынок там? Дилер не имеет права отказывать в продаже товара. Если он откажет, это считается нарушением конкурентного монопольного законодательства. Но при этом, когда он продает на территории другого дилера, условно говоря, они проводят самостоятельно друг с другом переговоры о том, что я продаю на твою территорию, при этом они могут договориться. Я знаю, что эта запчасть точно не сломается, не потребует гарантийного обслуживания. В принципе все дилеры знают, какие запчасти часто ломаются, потребуется гарантийное обслуживание или нет. И в принципе размеры этих компенсации за продажи могут быть минимальными. Допустим, 0,5 процентов, 1 процент, 2 процента. То есть, 5 процентов фиксированной ставки за продажу любой запчасти, ее нет. Кроме этого, у каждого дилера есть сертификат о том, что он назначен дилером. Этот сертификат должен быть с переводом с английского языка на русский, он сформулирован был так, что позволял толковать этот сертификат так, что этот дилер является эксклюзивно на этой территории. Потому что там дословно было написано так: Данное письмо, гарантия дает право реализовывать товары и осуществлять сервисное обслуживание этих товаров на территории Казахстана, допустим, в России, в такой-то области, в такой области да, 3 дилера. И ни у кого не пересекалось. В принципе это создавало предпосылки для того, чтобы все участники рынков, в том числе при проведении закупок они это могли воспринимать как эксклюзивное дилерство. То есть, никто кроме какого-то субъекта не имеет право поставлять технику вне подведомственную территорию. Мы сконцентрировались именно на этих двух обстоятельствах. После анализа договоров провели консультации с дилерами, с головной компанией, с антимонопольными органами. Также была проведена проверка Федеральной антимонопольной службы трех дилеров, которые находятся на территории Российской Федерации, которое подтвердило, что за пределы своей территории дилеры не выходят практически. То есть, они продают каждый на своей территории. Хотя говорят о том, что это не является их практикой, просто поступала просьба о продаже. В итоге по результатам консультации, было их несколько раундов с участием члена Коллегии Министра по конкуренции монопольному регулированию Нурлана Шарибековича. Это представитель нашей страны в Евразийской комиссии. Мы пришли к такой договоренности, компания CATERPILLAR рассмотрит возможность приведения к договорной практике на территории Евразийского союза в соответствии с теми нормами, которые они применяют в цивилизованном мире в развитых странах, в Европейском союзе, в Америке и т.д. Они согласились. И впервые в истории Евразийского экономического союза у нас крупная международная трансграничная, транснациональная компания, один из ведущих крупнейших производителей крупной техники и запчастей изменило договорные практики. 21 июля 2016 года компания CATERPILLAR ввела на территории Евразийского экономического союза изменения в договора. Как обстоят дела на сегодня? Вот на сегодняшний день, если обратиться в казахский субъект к российскому дилеру CATERPILLAR, отказов в поставке техники не будет. Данная техника будет продаваться, и будет конкуренция соответственная между казахстанскими и российскими дилерами. Они будут бороться за клиента. При этом вопросы, которые связаны с этими компенсациями за гарантийное обслуживание, сейчас нет фиксированных ставок в размере 5 процентов, как это было. На сегодняшний день, согласно изменённым условиям договоров, дилеры также, как в Европейском Союзе проводят переговоры друг с другом. Если они продают товар, садятся за стол, говорят, что знают, как эта запчасть ломается часто, это не ломается, и т.д., ы вырабатывают взаимоприемлемое решение по размеру компенсации, которое они должны оплачивать друг другу за сервисное обслуживание этой техники вне своей территории. Кроме того, была изменена форма сертификата, о которых я говорил, где прямо было указано, что сервисная территория осуществляет данная компания дилер на определенных территориях. При этом в тексте четко сделана пометка, что данное свидетельство не является ограничением дилера на право участия в тендерах, конкурсах на поставку товаров вне подведомственных территориях. То есть, на сегодняшний день основные те моменты, которые мешали по мнению комиссии этих антимонопольных органов нормальному функционированию этого рынка от компании CATERPILLAR добровольно устранены. Было проведено заседание консультативного комитета, где все были ознакомлены с этой практикой, как мы это сделали. И в принципе это решение было поддержано всеми участниками. То есть, на сегодня даже армянская компания может обратиться к российскому дилеру, к казахстанскому дилеру с просьбой поставить товар. И в случае отказа от поставки товара мы, как антимонопольный орган, будем рассматривать вопрос о привлечении лица, который необоснованно отказывает в поставке техники либо запасных частей, к ответственности. К слову, штрафы за нарушение монопольного законодательства, за заключение картельных соглашении, и не достигают 15 процентов от выручки хозяйствующего субъекта на этом рынке. То есть, это очень серьезно до 15 процентов, от одного до 15. Но это по сути одна шестая часть выручки, которая получена на этом рынке может быть изъято и перечислено в доход государства. Поэтому, я думаю, это должно явиться серьезным сдерживающим фактором для нарушения антимонопольного законодательства со стороны всех участников рынка. И это дело компании CATERPILLAR должно стать сигналом участникам и других рынков: автомобильного рынка, фармацевтического рынка, и других рынков, где присутствуют дилерские сети о том, что на территории Союза ограничивать конкуренцию заключается антиконкурентное соглашение о фиксации цены, о разделе территории, это недопустимо. Будут санкции, и лучше уже сейчас добровольно привести эти практики в соответствие с  правилами конкуренции. Это позволит снизить цены. Потому что чем больше участников, скажем так, если продавцы борются за покупателя, первое, что они начнут делать – снижать цены, предлагать более качественные услуги. Это позволит сэкономить нашим казахстанским горнодобывающим компаниям в непростой период кризиса снизить свои издержки, и удержаться на плаву. И в целом это сигнал для рынка. Вот в чем мы видим значение этого дела для Евразийского экономического союза.  

Ведущая. Я думаю, что это очень яркий пример, что за такой срок полномочии удалось достичь таких ярких примеров. У меня есть такая информация о том, что удалось достичь соглашения по снижению стоимости звонков в роуминге стран участниц Евразийского экономического союза. Скажите, какими стали теперь тарифы, и станут ли они ниже в ближайший год-два?

Фазыл А. Да, в действительности одним из направления, по которым работали эти антимонопольные блоки Евразийской экономической комиссии – это было снижение тарифов в роуминге. Начиная с 2012 года эта тема более продолжительное время обсуждалось на совещаниях руководителей антимонопольных органов с членом Коллегии по антимонопольному регулированию, обсуждалось на всех международных площадках, какие есть. Неоднократно проводились встречи с операторами сотовой связи. Направлялись письма с разъяснениями, как можно урегулировать данный вопрос. в итоге были выработаны правила. В чем заключаются эти правила? Роуминг – это по сути оказание услуги вне своих сетей. То есть, оператор одной страны своему клиенту, абоненту при его выезде на другую территорию обеспечивает бесперебойную работу связи, как будто он находится в своей стране. Как это достигается? Операторы заключают друг с другом меж операторские соглашения, что, если мой абонент выезжает, попадает в зону действия твоей сети, то ты принимаешь его в свою сеть, и обслуживаешь его. Но за этого абонента платит его сотовая компания. Поэтому тарифы в роуминге были достаточно высокие из-за того, что по сути оплачиваются услуги двух мобильных операторов и организации, которое обеспечивает пропуск трафика между ними. При этом практика, которая действует до внедрения принципов справедливого роуминга была такая, что с одним предприятием можно было заключить межоператорский договор по очень высокой цене, допустим, 100 долларов за единицу трафика, с другим мог заключить сотовый оператор за 5-7 единиц в 20 раз, 30 раз разница могла доходить по этим соглашениям. После этого мы собрали всех операторов сотовой связи, и попросили их, проведите, пожалуйста, переговоры между собой на предмет возможности снижения тарифов по этим межоператорским соглашениям по пересмотру их условии. Мы объяснили операторам сотовой связи, что снижение тарифов в роуминге приведет к росту объема пользования услугами в роуминге. Как поступали в период, ла и сейчас поступают многие абоненты. Выезжая в другую страну, они покупают местную сим-карту, и начинают звонить, разговаривать по внутренним тарифам. В случае, если будут более приемлемые тарифы на эту связь, то выезжающий предприниматель, турист будет оставаться на связи, и пользоваться этими услугами. В результате доходы в период, когда абонент перешел на другого оператора, сотовый оператор вообще никаких доходов от него не получает, так как не оказывает услуги. А здесь это повлияет на рост объема услуг и на рост выручки. Мы говорили о том, что снижение цен на услуги роуминга не приведет к снижению дохода. Потому что будет расти объем. В итоге это выровняется, и компания от этого только выиграет. В результате достаточно длительных переговоров компании по мере того, как достигали согласия по межоператорским соглашениям на основе принципов своего роуминга у нас наблюдается по ряду компании снижение до 25-30 раз тарифов на услуги голосовой связи в роуминге. Были тарифы в минуту 250, 300, 600 тенге в минуту, сейчас есть тарифы в роуминге 25, 35 тенге в минуту. Есть такие тарифы, тарифные планы. Многие операторы, часть операторов предлагает их в качестве базового, где минута разговора стоит 25-35 тенге. В условиях, когда это по сути звонок является международным, это очень даже приемлемые условия.

Ведущая. Распространяется ли эти условия на другие услуги? Например, интернет?

Фазыл А. По интернету также имеется значительное снижение. То есть, сегодня причины снижения стоимости услуг голосовой связи в большой степени обусловлены конкуренцией именно сервисами так называемый голос по интернету. То есть, многие мессенджеры, как WhatsApp, Viber, предлагают технологию, где можно звонить и разговаривать посредством интернета, не оплачивая никаких денег традиционным операторам связи. При этом интернет во многих странах уже становится более доступным, внедряются новые технологии, и достаточно солидные скорости доступны по более и менее демократическим ценам. И в итоге конкуренция с этими интернет службами, интернет операторами, традиционные операторы вынуждены снижать цены на голосовые звонки. Конкуренция мобильных операторов за интернет тоже есть. На сегодня интернет формирует значительную долю доходов интернет трафика, доходов у сотовой компании. И они заинтересованы, чтобы пользователь пользовался интернетом также в роуминге. Поэтому предлагают пакетные предложения, там 10 минут разговора и 10 мегабайт трафика за 2-3 доллара. То есть, 600-700 тенге, если говорим о казахстанских операторах. В день они предлагают такие предложения, и многие ими пользуются. То есть, снижение идет как по голосу, так и по интернету. Если говорить о дальнейшем снижении тарифов в роуминге, по итогам октябрьского консультативного комитета в Евразийской комиссии сейчас в комиссии создана рабочая группа по гармонизации законодательства членов в области связи. Целью этой рабочей группы является выработка предложении, как нам нужно изменить, сблизить законодательство для того, чтобы обеспечить дальнейшее снижение тарифов в роуминге. То есть, сегодняшний уровень не является промежуточным итогом. Конечной целью Евразийская экономическая комиссия видит, когда услуги в роуминге будут незначительно отличаться от стоимости международных звонков, либо чтобы была незначительная разница, и чтобы данный уровень тарифов обеспечивал возможность беспрепятственно гражданам наших стран, выезжая в служебные поездки, выезжая с целью туризма пользоваться услугами своего сотового оператора. Мы считаем, что такая ситуация должна быть нормальной. В Евросоюзе это уже сделано. Хотя они шли к этому очень долго. Но на сегодня этот вопрос в Евросоюзе решен.

Ведущая. С самого начала и даже сейчас вы упомянули опыт Европейского Союза. Поэтому теперь хотелось бы узнать, какой еще опыт перейдет к нам? Потому что я слышала про некий автомобильный кодекс, который готовится комиссией. Можете, пожалуйста, рассказать об этом?

Фазыл А. Да, в действительности в апреле месяце в городе Ереване Республики Армении состоялось совещание руководителей антимонопольных органов с членами Коллегии Министром конкуренции в формате 5+1. Проведение таких совещании предусмотрено договором Евразийского экономического союза. И руководители антимонопольных органов вместе с руководителями национального антимонопольного с членом коллегии Алдабергеновым обсуждают наиболее сложные и требующие решения вопрос, и принимают по ним решения. На этом совещании было принято решение начать разработку автомобильного кодекса, фармацевтического кодекса и кодекса торговых сетей. Эти кодексы говорят, что это за документ мы видим? Это добровольный для исполнения, открытый для присоединения кодекс конкурентных правил поведения на этих рынках. То есть, в этих кодексах прописывается, как должна организовываться деятельность компании для того, чтобы не нарушать требования антимонопольного законодательства и общие правила конкуренции, установленные договором в Евразийском экономическом союзе. Если говорить именно об автомобильном рынке, то здесь, как мы знаем, этот рынок состоит из следующих частей. Это непосредственно производителя автомобилей, дистрибьюторы, которые обеспечивают сбыт с автозаводов, и это дилеры, которые продают продукцию конечному потребителю. Очень много проблем, много жалоб поступает в комиссию именно на действия дистрибьюторов, которые при заключении договоров не объясняют, какими критериями они руководствуются от дилеров. То есть, нет у многих дистрибьюторов справедливых, открытых правил, как они это делают. То есть, по непонятным основаниям выбирается дилер. Непонятно, какие требования к нему предъявляются. Не ясно, не урегулировано, на какой срок должен заключаться договор. Не урегулированы основания расторжения договора. Представьте, дилер строит автосалон по продаже автомобилей, выполняет все требования дистрибьюторов, вкладывает серьезные инвестиции, при этом дистрибьютор в любой момент может сказать, что расторгают с ними договор, без объяснения причины. Есть такие случаи. А дилеры – это хозяйствующие субъекты. Именно Казахстан, Россия, Беларусь не защищены. При этом дистрибьюторы выступают, как правило, не секрет, что большинство автомобилей у нас хозяева этих марок производств находятся за рубежом, и представлены иностранными лицами. Здесь нет равенства отношении между дилерами и дистрибьюторами. Это первая проблема, которую на наш взгляд должен решить кодекс. То есть, он должен определить критерии отбора, как отбираются, срок, на который заключается. То есть, срок, исходя из всех разумных требований, должен быть достаточным для того, чтобы дилер мог хотя бы оправдать свои инвестиции, которые он вложил в строительство автосалона. Основания для расторжения договора. Нельзя развязывать дистрибьюторам руки для того, чтобы он в любой момент мог расторгнуть договор, по сути оставить дилера ни с чем. То есть, это первый блок. Можно его назвать дилерские договора, который должен регулировать на наш взгляд этот кодекс. Второй блок отношении – это отношения тех же дистрибьюторов, автопроизводителей с независимыми сервисными, кроме того, дилерам предлагается такое требование – ты должен не только продавать автомобиль, но и осуществлять их техосмотр, гарантийное обслуживание и ремонт этих автомобилей. То есть, мы видим, что многие дилеры это предъявляют в качестве требовании. И в таких случаях закрывается доступ к независимым станциям технического обслуживания к информации о том, как правильно ремонтировать тот или иной автомобиль. Могут быть случаи, когда независимым автомастерским не разрешают работать с оригинальными запчастями, не продают им оригинальные запчасти, и другие нарушения. Либо в случае обслуживания не у дилера, а у независимой мастерской, автомобиль, проданный этим дилером снимается с гарантии автоматически. Это очень распространенное требование. При этом, если мы возьмем опять таки практику Европейского союза, там помимо дилера имеются еще и множество независимых мастерских по ремонту автомобилей, где можно обслуживаться, и это не влияет на гарантию. А у нас привязывают покупателям машины к одному сервису, где, как правило, очень высокие цены, которые в разы отличаются от стоимости, которое предлагают независимые ремонтные мастерские автосервисы. Это вот второй блок проблем, который, как нам видится, должен решить этот кодекс. Конечной его целью является создание прозрачных, справедливых правил на этом рынке, от которых бы выиграли бы все. И автопроизводители, и дистрибьюторы, и дилеры, и конечно же потребители как получатель конченой услуги должны от этого выиграть. И если говорить об опыте Евросоюза, был ряд громких дел в Евросоюзе, когда на территории одной из стран автомобили продавались по более привлекательной цене, чем на территории других стран. Это даже в условиях единой валюты, когда нет курсовой разницы. И гражданам других стран, которые хотели приобрести автомобиль на территории другой страны, дилеры отказывали. Состоялось решение Еврокомиссии в свое время, и такая практика в Европейском Союзе была пересечена. То есть, мы то понимаем, что бизнесмены, если они где-то совершают какое-то нарушение, и его пресекли, если они это совершают, значит это приносит им какие-то доходы, то они будут пытаться совершать их и в других странах. Поэтому отказ от продажи автомобиля либо установление более высоких цен для граждан других стран также может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства, нарушение положении договора. Поэтому в этой части участникам рынка надо быть осторожными. Потому что привлечение к ответственности помимо материальных несет еще и имиджевые и другие риски для этих компании. Поэтому хотелось бы призвать всех участников рынка соблюдать общие правила конкуренции, установленные договором, и соблюдать антимонопольное законодательство.

Ведущая. Ну, что же, спасибо большое, Алмат Уйсинович. К сожалению, наше время подошло к концу. Но в заключение хотелось бы получить короткий резюмирующий ответ для нашего пользователя на вопрос, который он нам направил. Данияр спрашивает: Здравствуйте! Недавно Федеральная антимонопольная служба инициировала расследование против производителей арматуры и лекарств в Россию. Известно, что эти товары также массово экспортируются в Казахстан. Будет ли Евразийская экономическая комиссия проводить антикартельные расследования в этих сферах на уровне ЕАЭС? Как антиконкурентное соглашение будет пересекаться при едином рынке электроэнергии, начиная с 2019 года?

Фазыл А. Здесь три блока вопросов. Я постараюсь ответить кратко, если у нас время закончилось. По производителям лекарственных средств, действительно, в ряде аукционов Федеральная антимонопольная служба говорит сейчас о признаках картеля на этом рынке. У нас установлен механизм взаимодействия. В случае, если Федеральная антимонопольная служба считает, что это дело носит трансграничный характер и соответствует критериям, одно письменное обращение передает его в комиссию, и мы его рассматриваем. То есть, возможность того, что, если аналогичное нарушение есть и в Казахстане, и поступит обращение в соответствующий антимонопольный орган комиссия может начать расследование по этому вопросу. Второй вопрос касался арматуры. Действительно ФАС сейчас проводит работу, расследование, рассмотрение дела по росту цен на арматуру. Но здесь злоупотребление доминирующим положением. Потому что крупное российское предприятие, расположенное в Челябинске, которое производит арматуру. И идет значительный рост цен на арматуру. Но здесь еще разбирательства еще не завершено. Производители говорят о том, что это сезонный спрос привел к росту цены. Также была введена пошлина Евразийской комиссии другим нашим подразделением. И здесь при поступлении запросов рынок металлопроката сейчас нами также анализируется, и арматуре, я думаю, мы тоже уделим самое пристальное внимание. И в случае, если будет выявлены признаки нарушения, Евразийская комиссия несомненно начнет расследование и разбирательство по этому вопросу. По общему рынку электроэнергии, да, он регулируется также нормами договора. То есть, общие правила конкуренции распространяются и на рынок электроэнергетики. И в случае выявления нарушении на трансграничном рынке электроэнергии, то есть, при поставках из России в Казахстан, из Казахстана в Россию, из России в Беларусь, из России в другие страны союза Евразийская комиссия может начать расследование. На сегодняшний день в производстве заявлении нет. Рынки рассматриваются, анализируются в плановом порядке. Говорить о начале расследования на этих рынках на сегодняшний день считаю преждевременным. Но по результатам работы такое расследование всегда может быть начато комиссией. Спасибо!

Ведущая. Спасибо вам большое, Алмат Уйсинович. Более чем уверена, что наш пользователь сможет подчеркнуть достаточное количество необходимой и полезной для него информации. А вам хотелось бы пожелать успехов и удачи в вашем достаточно непростом деле. И по тем показательным признакам, которые вы смогли достичь за столь короткий срок, я уверена, что впереди еще большие перспективы.  

Фазыл А. Спасибо вам большое за возможность выступить и пообщаться с аудиторией. Спасибо!

Ведущая.  Ну а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания!

 

 

Читайте также

Рекомендуем
Чем опасна покупка лекарств без рецептов, рассказала столичный врач 569

Похожие новости